Место урока: введение в тему, анализ поэтического текста.
Цели урока:
Образовательные:
- помочь учащимся представить личность и творческую судьбу А.А.Ахматовой;
- организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства “женской поэзии” А.А.Ахматовой;
Развивающие:
- формировать у школьников умение целеполагания;
- развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы;
Воспитательные:
- развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;
- развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;
- воспитывать читательскую культуру школьников.
Тип урока: комбинированный (изучение историко-литературного материала и художественного произведения).
Форма урока: эвристический семинар.
Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, выставка книг, музыкальное оформление.
Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает чётки.
Осенней ясностью в ней чувства чётки.
Удел до святости непоправим.
И.Северянин
Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (ге- роиня).
Таблица 1.
Дата | Важное событие |
Таблица 2.
Название сборника | Год |
Своеобразие и поэтическое мастерство |
Проблемный вопрос. В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство “женской поэзии” А.А.Ахматовой?
Этапы урока
I. Слово учителя
Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово “поэтесса”, ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева - Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что “женская поэзия”- это не только “стишки в альбом”, но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Её стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными. Они учат мужчин выслушивать не “влюблённый лепет”, а слова столь же жаркие, сколь и гордые.
И как будто по ошибке
Я сказала: “Ты…”
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестёр.
Сегодняшнее занятие мы посвятим исследованию "женской поэзии" А.А.Ахматовой.
“Вдумайтесь” в тему урока, “вчитайтесь” в эпиграф к уроку и сформулируйте цели урока.
II. Этап целеполагания
- Познакомиться с личностью и творческой судьбой Ахматовой.
- Совершенствовать навыки анализа стихотворения.
- Расширить свои представления о поэзии серебряного века.
- Реализовать свои способности в исследовательском анализе стихотворения.
- Получить “5”. /Цели, которые поставили перед собою ученики/.
Обобщение учителя: учитывая ваши индивидуальные цели, хочу обратить вас ещё к такой, как развитие навыка владения нормами и традициями русской речи.
III. Индивидуальное сообщение о личности и судьбе А.А.Ахматовой
Класс слушает сообщение и заполняет таблицу 1 или записывает ответ на вопрос: Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни А.А.Ахматовой?
Проводится выборочная проверка (по желанию учащихся).
IV. Исследовательская работа в микрогруппах
Задача: учитывая индивидуальную подготовку перспективного домашнего задания, в микрогруппе подготовить ответ на проблемный вопрос.
Рекомендации:
- Использовать схему анализа лирического произведения;
- Применять метод “вживания в образ”;
- Использовать метод сравнения различных стихотворений;
- Применять метод эвристического исследования.
V. Этап афиширования
- Выразительное чтение выбранного произведения.
- Устный ответ.
- Вывод записать в таблицу 2.
- Вопросы классу.
Возможный вариант ответов учеников.
Работа в микрогруппах
I группа (4-5 человек) - сборник “Вечер” /1912/: “Любовь”, “В Царском Селе”, “Музе”, “Сердце к сердцу не приковано…” и другие.
Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: “Сердце к сердцу не приковано…”. Даже небольшой цикл стихотворений “В Царском Селе” - это побег из мира жестокой реальности (“…душа тосковала,// Задыхалась в предсмертном бреду”) в розовый мир игры (“А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду”. Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения.
Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир”Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:
- ясный взгляд на жизнь;
- стремление к простоте, естественности;
- конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”;
- увлеченное любование мелочами;
- близость стиха разговорному строю языка;
- камерность.
Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.
II группа - сборник “Вечер” /1914/: “Настоящую нежность не спутаешь…”, “Проводила друга до передней…”, “Сколько просьб у любимой всегда…” и другие.
В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”.
В стихах данного периода звучит протест героини:
Брошена! Придуманное слово,
Разве я цветок или письмо?
В её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность.
Однако в этом сборнике звучит лермонтовкая “оскорблённость”: “Я не любви твоей прошу…” - “Я не унижусь пред тобой…” (Лермонтов). Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.
Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: “Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает...”
III группа - “Белая стая” /1017/: “Муза ушла по дороге…”, “Я улыбаться перестала”, “То пятое время года…”, “Целый год ты со мной неразлучен…”.
Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы:
Тот голос, с тишиной великой споря,
Победу одержал над тишиной.
Во мне ещё, как песня или горе,
Последняя зима перед войной.Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.
Стихам этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: "Нестерпимо больно душе любовное молчанье…" Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь - "пятое время года".
Отчётливей слышится мотив смерти, смерти ("Муза ушла по дороге…"):
Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: "Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?"
IV группа - "Подорожник"/1921/: "Это просто, это ясно…", "О нет, я не тебя любила…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Долгим взглядом твоим истомлённая…"
Теперь любовь становится уже "испытанием железом и огнём". Резче отчуждение в любви, но сильнее в Ахматовой сознание Родины: "вижу холм, изрытый // Над окровавленным Днестром…". Лирические стихотворения этого сборника проникнуты патриотизмом. Образ возлюбленного будет в памяти, как образ героя: "Но образ твой, твой подвиг правый // До часа смерти сохраню". Такие переживания вызваны войной, революцией:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю.
Им песен я своих не дам.Но вечно жалок мой изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой…
Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: "Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…". В стихах о любви устанавливается некое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Удел лирической героини - странничество. У неё появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве.
V группа - "Тростник"/ /: "Одни глядятся в ласковые взоры…", "От тебя я сердце скрыла…", "Творчество", "А вы, мои друзья последнего призыва!.."
В стихотворениях этого периода развивается мотив бескрылости: "Прирученной и бескрылой // Я в доме твоём живу". Если в ранней лирике утрата "крылатости" вызвана трагедией любви, то в поздней лирике - это груз бытия: "Твоё несу я бремя…" Стихи становятся более реалистичными в отличие от импрессионистического характера ранней лирики. Продолжает развиваться тема патриотизма, появляются новые мотивы - памяти: "Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет…", совести: "А я всю ночь веду переговоры // С неукротимой совестью своей…"
Лирическая героиня теперь уже переживает не личную драму любви, она страдающий участник и строгий судья истории: "Все на колени, все!"
VI. Этап генерализации (обобщение и систематизация результатов исследования)
Своеобразие любовной лирики:
- Любовь безнадёжная, несбывшаяся.
- Синтез тем любви к Родине, к человеку.
- Доверительность, интимность, нежность.
- Сюжетность (баллада, новелла, кино).
- Мотив смерти, властности, величия, странничества.
- Эволюция лирической героини.
- Психологизм лирической героини.
- Близость стиха разговорному строю языка.
Поэтическое мастерство:
- Лаконизм.
- Малый объём произведения.
- Мастер "говорящей" детали, "овеществление" поэтических образов.
- Афористичность речи.
В результате наблюдений и обобщений звучит ответ на проблемный вопрос.
VII. Рефлексия
Заполнить листок самоконтроля.
VIII. Итоги
- Оценка ответов.
- Замечания учащихся учителю, себе.
IX. Установка на домашнее задание