Интегрированный урок словесности "В поисках смысла…" (урок развития речи)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Технология: Игровая, информационная

Тип урока: Интегрированный урок словесности

Метод: Групповой

Цели урока:

  1. Развивать связную речь учащихся.
  2. Подвести к пониманию основных элементов интонации.
  3. Развивать чувство ритма, внимание.
  4. Отработать понятия “тембр речи”, “темп речи”.
  5. Развивать быстроту реакции.
  6. Развивать умение выражать свои мысли невербальными средствами общения.
  7. Развивать ассоциативное, образное мышление, языковую догадку.

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поиграем, поработаем в группах, напоминаю вам правила: слушаем, слышим, обсуждаем. А сейчас давайте прочитаем стихотворение. Подумаем, соотносится ли оно с нашим уроком? Какие строчки, на ваш взгляд, самые главные? Можно ли их отнести к эпиграфу урока?

Кстати, эпиграф (греч.) – “надпись”, краткое изречение, помещённое перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль слова, фразы, текста.

В каждом параграфе
В каждом рассказе.
В сказке и песне,
Даже во фразе-
Ты только вдумайся,
Только всмотрись-
Кроется самая
Главная мысль.
Она не всегда открывается сразу
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой-
Ты только вдумайся,
Только всмотрись-
Откроется самая главная мысль.

А теперь давай те поработаем над интонацией речи. Интонация (от латинского) – “громко произносить”, ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы. Какие есть элементы интонации?

2. Работа над элементами интонации

- Мелодика речи (повышение и понижение голоса):

Сравните мелодику фразы:

  • Мы поедем в цирк (повествование)
  • Мы поедем в цирк (вопрос)

В чём отличие? (в мелодике голоса)

- Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи): где обычно мы можем наблюдать такое чередование? (в стихах) приведите примеры стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий), затем примеры произведений, определив данные размеры.

Вывод: Ритм речи играет важную роль для понимания смысла образного строя поэтического произведения.

3. Тембр речи (звуковая окраска), придаёт речи эмоциональный оттенок.

Определите различие в значениях: весна (произнесите)

  • весёлым голосом;
  • грустным голосом;
  • мрачным голосом.

Вывод: тембр речи играет важную роль для понимания смысла сказанного.

4. Темп речи (скорость речи)

Вспомните известную скороговорку, произнесите её медленно, затем быстрее, ещё быстрее.

Вывод: при осмыслении речи важно учитывать темп речи.

5. Интенсивность речи (сила или слабость звучания)

Произнесите пословицу: “Добрая слава лучше богатства” в таких речевых ситуациях:

  • вы беседуете в дружной компании;
  • со сцены концертного зала;
  • вы берёте у кого-то интервью.

Вывод: при произнесении речи важно учитывать силу и слабость звучания.

6. Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку)

- Мы поедем в цирк? Произнесите, выделяя голосом каждое слово. Какой можно сделать вывод?

Вывод: Интонационные признаки, рассмотренные нами, помогают передать смысл речи? (дети отвечают, используя свои записи в тетради)

7. Учитель: А сейчас Игра “Эхо”, посмотрим, какое у вас внимание, чувство ритма.

Повторяйте за мной ритм, заданный хлопками. Какая группа самая внимательная?

8. Работа со скороговорками (отработка “темпа и тембра речи”), группы вытягивают скороговорки и произносят их с определённой интонацией:

  • проворонила ворона воронёнка (пожалев птицу; поругав её);
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет (прочитав как сообщение в новостях; возмутившись чем-то);
  • от топота копыт пыль по полю летит (вспомнив о чём-то; поругав кого-то).

Вывод: Чтобы выразить свою мысль, нужно иметь хорошее произношение, владеть дыханием, варьировать темп речи и тембр голоса.

9. Игра “Встать по пальцам”

К доске выходят столько детей, сколько учитель показывает на пальцах (быстрота реакции, установление доброжелательного климата в классе).

10. Поэтическая разминка

Прочитать пушкинскую строку: “Мороз и солнце: день чудесный!” с различной эмоциональной окраской:

  • боитесь, что вас перебьют;
  • диктуете текст;
  • плохо выучили текст;
  • хвалите автора.

Кому удалось точно передать эмоциональную окраску строки?

Вывод: Чтобы определить правильно мысль строки, нужно хорошо знать текст, уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром голоса.

11. Игра “Как живёшь?”

(развитие умения выражать свои мысли, настроение мимикой, жестами, сопровождающими речь), учитель задаёт вопросы, дети на них отвечают с помощью жестов:

- Как живёшь?
- Вот так! (поднимают палец вверх, говоря весело, задорно);
- Как идёшь?
- Вот так! (шагают);
- Как бежишь?
- Вот так!(локтями прижатыми изображают бег);
- Как ночью спишь?
- Вот так! (две ладони под щекой);
- Как даёшь?
- Вот так! (широкий жест рук от себя);
- Как берёшь?
- Вот так! (широкий жест рук к себе0;
- Как шалишь?
- Вот так! (не говорят, показывают);
- Как грозишь?
- Вот так! (грозят пальцем).

12. Работа над выразительным чтением знаков препинания:

- Прочитайте текст вслух. Почему возник комический эффект?

Б.Заходер.

Где поставить запятую?

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
-Вот, что значит
Запятая!

(Расставьте правильные знаки препинания)

Вывод: Знаки препинания помогают передать смысл текста, авторскую мысль, важно учиться правильно расставлять знаки препинания, читая их с соответствующей им интонацией.

13. Игра “Собери стихотворную строфу”

Задание: (детям раздаётся стихотворение, в котором строфы перепутаны)

По смыслу и рифмам восстановите строфы стихотворения известного якутского поэта Ивана Гоголева, прочитайте свой вариант. Группы читают свои варианты, сравнивают их с авторским (учитель читает стихотворение). Если есть недостатки, ребята переставляют строки. Правильный вариант записывают в в тетрадь. Затем предлагается определить основную мысль стихотворения.

Какой образ в нём создал поэт?

Иван Гоголев

Мой секрет.

Вечерок спокойный,
Всё кругом застыло
Под берёзой стройной
Говорил я с милой.
А берёза эта
С ветром пошепталась
Пошепталась с ветром,
А потом рассталась.
Ветерок с рассветом
Полетел по лугу,
Рассказал об этом
Жаворонку – другу.
И болтают ныне
О моём секрете
Ручейки в низине,
Старики и дети.

14. Игра “Буриме”

(развитие ассоциативного, образного мышления, языковой догадки)

Наполните смыслом строки стихотворения – загадки, дописав их по заданным

-носится Правильный текст
-свищет Носится, свищет,
-мечется Мечется, рыщет.
-рыщет Где пробежит,
-пробежит Листик дрожит.
-дрожит Где пронесётся,
-пронесётся Дерево гнётся. (ветер)
-гнётся.

Всегда ли открыт смысл текста? Встречались ли вы с текстами, в которых смысл скрыт, спрятан? (пословицы, поговорки, загадки, в них нужно заставлять работать своё образное, ассоциативное мышление, языковую интуицию).

15. Итоги урока:

- Вернёмся к теме нашего урока. Что нам помогает найти и передать смысл сказанного, прочитанного? (дети перечисляют все записанные составляющие собеседника).

16. Рефлексия

-Кем я себя ощущаю после данного урока: потухшим вулканом, уснувшим или действующим? Почему?

17. Домашнее задание:

- выучите выразительно наизусть стихотворение И. Гоголева.