Урок-мастерская по рассказу Л.Петрушевской "Глюк". Тема урока "Быть или не быть"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель:

1. Знакомство с особенностями творчества Л. Петрушевской на примере рассказа «Глюк».
2. Развитие ассоциативно-образного мышления.
3. Развитие умения слушать и размышлять.
4. Развитие навыков устной и письменной речи.
5. Воспитание вкуса и внимания к слову.
6. Разрушение стереотипного отношения к оценке событий и людей.

Оборудование:

  • портрет Л. Петрушевской,
  • текст рассказа «Глюк»,
  • грамзапись музыки «Глюка».
  • Фонохрестоматия 5 класс.

Подготовка к уроку: лист бумаги, ручка .

Эпиграфы урока на доске:

…Думайте сами, решайте сами…

…Не торопись переспрашивать…

Ход урока

Ребята, посмотрите на доску. Сегодня у нас с вами необычный урок, и называется он необычно: «Быть или не быть…» А почему он носит такое название, нам предстоит узнать в ходе урока.

Работать будем по группам. Я буду давать вам задания, а вы их выполнять. Мы внимательно слушаем всех, но никого не осуждаем даже в мыслях, если мнение не совпало с вашим.

Задание № 1:

На чистом листе бумаги посередине крупно напишите слово «ГЛЮК».

Внимательно рассмотрите слово, произнесите его вслух . Напишите рядом слова которые, как вам кажется, относятся к значению этого слова.

Работа в группах.

Прослушивание ответов:

глюк – мираж, виденья, которых нет, галлюцинация.

Задание № 2:

А теперь послушайте музыку (прослушивание грамзаписи мелодии к Глюка).

Автора не называю. Запишите на листах, какие мысли возникают у вас при прослушивании, какой вам кажется эта музыка?

Работа в группах.

Прослушивание ответов:

Летний вечер. Море. Закат. Весна….

Музыка спокойная, ровная, немного тревожная, светлая, устремлённая ввысь. Чистая, немного грустная и т.д.

Ребята, автор этой музыки австрийский композитор XVIII века Кристоф Глюк. Он автор нескольких опер «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Парис и Елена» и мн. д.р. Фамилия этого композитора ещё одно из значений слова ГЛЮК.

А теперь послушайте рассказ, который называется также – «ГЛЮК».

Пока я читаю, запишите на свой лист те слова и выражения, которые вам запомнились, ощущения, размышления, звуки, краски, запахи.

Чтение рассказа.

Прослушивание записей:

Лексика рассказа

Волшебство, воля, параша, таблетка, ГЛЮК, три желания, круто, класс, базарит, саранча, наркоманы, секта новой религии, всё как во сне, наркотик, дым, удушливый запах, свобода, смерть, потеря, гниль, розовый цвет, спасение, все были живы, таблетка в косметичке.

Соответствует ли содержание рассказа музыке ГЛЮКА?

Обсуждение в группах.

Прослушивание ответов:

Две совершенно противоположные вещи. Несовместимые.

Тяжёлое впечатление от рассказа и светлое от музыки.

Совпадает в двух местах рассказа, тревожность, когда ребята, пользуясь абсолютной свободой, употребляют наркотики, разложившиеся трупы. Конец рассказа – все живы, но таблетка лежит в косметичке, и ничего не закончено.

Как вы думаете, какое значение вкладывает автор в название этого рассказа.

Работа в группах.

Прослушивание.

Галлюцинация от наркотиков. Нереальное совмещение реальности и нереальности.

В чём необычность повествования?

Обсуждение в группах.

Прослушивание ответов.

Использование молодёжного жаргона. Смещение сна и реальности. Непонятно сон это или галлюцинация. 3

Как определяется в рассказе хронотоп – художественное время – пространство?

Обсуждение в группах.

Прослушивание ответов.

Время – современность, девяностые – двухтысячные годы, приметы: современный жаргон подростков: «Глюк», «класс», «параша» и т.д.

Пространство – дом – замкнутое пространство, море – бесконечное пространство , вымышленные «розовый домик» - мир мечты или мир галлюцинаций.

Какой повторяющийся момент усиливает тревожность повести?

Обсуждение в группах.

Прослушивание ответов.

Удушливый запах.

Запах гнили.

Удушливый запах, перерастающий в смрад в конце рассказа.

Какое значение имеет в рассказе образ композитора ГЛЮКА?

Обсуждение в группах.

Прослушивание ответов.

Это просто галлюцинация.

Символ другой, светлой жизни.

Противопоставление высокого мира музыки, прекрасных образов зовущих к прекрасному, страшному миру наркотиков, ведущих в пропасть, в бездну.

ГЛЮК – воплощение прекрасного, того, что не доступно наркоманам.

Музыка - тоже опьянение, вызывающая в человеке желание стать чище, лучше, опьянение наркотиками доводит человека до состояния животного.

А теперь пришло время открыть вам имя автора этого рассказа Л. Петрушевская. Современная писательница, известная во многих странах мира. Петрушевская читает лекции по русской литературе в университете Гарварда. Родилась она в 1938 году, ею написано множество рассказов (работа с портретами). Каким вам представляется этот человек.

Обсуждение в группах.

Прослушивание ответов.

Лицо – замкнутое, волевое, человека, знающего, что такое жизнь.

Творчество Л. Петрушевской называют «жестоким реализмом». Согласны ли вы с этим утверждением после знакомства с её рассказом.

Работа в группах.

Ответы:

Да, потому что автор даёт правдивое изображение реальности.

Перед нами жестокий мир и мир подростков, такой хрупкий и непредсказуемый.

Определите круг проблем, поставленных автором?

Работа в группах.

Ответы:

Наркотики.

Наркомания.

Выбор человека: «быть или не быть».

Свобода, абсолютная свобода ведёт к гибели, к анархии.

Но вот мы и вернулись к теме нашего урока: «Быть или не быть». Одним словом думайте сами, решайте сами!

Есть ли готовый ответ на вопрос? Нет, готовых нет. Каждый решает сам.

Заключение: Напишите небольшой текст на тему: «Размышляем над рассказом Л. Петрушевской «Глюк».