Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Эпоха и герои"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Образовательные:
    • по литературе: дать представление о различии между исторической основой и задачей писателя.
    • по  истории: дать характеристику эпохи и, рассмотрев период середины XVII-го века, осветить значение фактов существования Запорожской Сечи и борьбы украинского народа с католической Речью Посполитой.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости.
  • Развивающие: учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы.

План урока:

1. Вступление.

а) цели учителя истории;
б) цели учителя литературы.

2. Литература. Работа с таблицей. Казаки. Быт и нравы.

3. История. Работа с таблицей. Казаки. Быт и нравы.

4. Литература. Работа с таблицей. Сечь.

5. История. Сечь.

а) работа со схемой;
б) работа с репродукцией;
в) работа с таблицей.

6. Литература. Работа с таблицей. Война.

7. История. Работа с таблицей. Война.

8. Литература. Работа с таблицей. Гибель Тараса.

9. История.

а) Потоцкий – историческая личность;
б) этапы войны;
в) результат.

10. Литература. Выводы. Эпоха и люди.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте, начинаем наш урок. Урок этот необычный интегрированный, то есть вести его будут два учителя, учитель истории и учитель литературы. Мы надеемся на вашу поддержку и активность. Поскольку урок будут вести два учителя, то цели и задачи у каждого будут свои.

Литература

1. А моя цель, рассмотрев повесть « Тарас Бульба», дать представление о различии между исторической истиной и задачами писателя.

2. Дома вы должны были прочитать повесть «Тарас Бульба», и на нашем уроке мы будем рассматривать эпизоды, которые помогут нам понять замысел автора, его понимание национального характера и значение подобного факта для истории. Чтобы разобраться нам со всем этим, давайте обратимся к самой повести. Работу нашу будем вести следующим образом: у вас есть таблица, с которой мы будем работать, сюда мы будем заносить сведения исторические и взятые из художественного источника, потом сделаем выводы и сравним. А пока с левой стороны сделаем записи, касающиеся повести, а с правой исторические факты.

– Ответьте на вопрос: кто является главным героем повести? (Тарас Бульба.)
– Кем по своему происхождению был Тарас Бульба? (Казак.)
– У него была семья? (Да. Жена и два сына.)
– Богатый был или бедный? (Зажиточный, имел хату, скот.)
– Каков был нрав Тараса? (Суровый.)

3. А теперь от истории перейдем к литературе и по ходу беседы будем заполнять вторую часть таблицы.

– Что в повести являлось самым главным для казаков, делом всей жизни? (Война, ратные подвиги.)
– Куда последовали Тарас с сыновьями? (На Сечь.)
– Что такое Сечь? Какой рисует ее Гоголь? Какими эпитетами можем наделить Сечь мы, прочитав гоголевское описание? (Заполняется таблица.)
– А я добавила бы еще один эпитет – демократичная. Кто знает значение этого слова? (Demos – народ и crates – власть, т. е. народная власть.)
– Почему уместен такой эпитет? (Дается описание выборов кошевого). Зачитайте отрывок.

Показать слайд № 2.

img1.jpg (23986 bytes)

Работа со слайдом № 3.

.

4. Гоголь тоже рассказывает о наказаниях, которым мог подвергнуться казак.

– Давайте вспомним, за что и какое наказание несли казаки? (За воровство, за долг, за убийство.)

5. Слушала я ваш разговор о тяжелом положении украинцев в Речи Посполитой и вспоминала, а так ли у Гоголя?

– Докажите, зачитав отрывок из повести, что Гоголь придерживался строго исторических фактов? (Зачитывается отрывок из повести, в котором приплывшие в Сечь казаки рассказывают о тяжелой судьбе украинцев, находящихся под игом поляков.)
Отсюда можно сделать вывод, что Запорожье – это оплот православия. Вот и получается, что защищать свою веру, защищать свой народ приходится запорожцам.
– Давайте вспомним, как развивались события далее? (Работа с третьей частью таблицы.)
– Куда отправились запорожцы? (В поход против поляков.)

– Как проявляли себя в походе? (Очень жестоко.)
– Почему так себя вели? (Мстили за своих.)
– Куда стремились и зачем? (Стремились взять город Дубно.)
– Поход был удачный? (Нет.)
– Что случилось с Тарасом? (Он был ранен, но его спасли товарищи.)

6. От истории снова вернемся к литературе.
– Как сложилась жизнь Тараса после выздоровления? (Собрал отряд и снова выступил против поляков.)
– Кого захватили в плен? (Коронного гетмана Николая Потоцкого.)
– Почему ушел из казачьего войска? (Не поверил обещаниям поляков.)
– Кто преследует войско Тараса? (Отряд поляков под руководством Потоцкого.)
– Что случилось с Тарасом в конце повести? (Попал в плен, и его поляки казнили.)
Итак, главный герой повести погиб. Погиб, как храбрый, мужественный человек.
– А к какому периоду времени относит Гоголь свою повесть? (XV век.)

Показать слайд № 4

7. Так, я уже ничего не могу понять! Гоголь говорит, что век XV, учитель истории утверждает, что век XVII. Что же получается, что Гоголь плохо знал историю, а может сделал это специально, намеренно смешал эпохи? Но зачем ему это было надо?
– Как думаете вы? Для чего Николай Васильевич смешал время и эпохи? (Создать образ героя.)
– Образ какого героя получился у Гоголя? (Суровый, православный, мстительный, почитающий товарищество.)

Работа с таблицей.

– Вы правы. Писатель сделал это намеренно, чтобы создать образ сурового героя, который сражался за свою православную Родину, мстил за поругание веры и угнетение народа. Смешение эпох в данном случае – это не ошибка, здесь мы четко видим разграничение задачи писателя и исторической основы. Ведь именно люди такого склада характера могли совершать героические поступки и необыкновенные подвиги. Таким героем и является Тарас.
Домашнее задание. Подготовить сообщения на тему «Образы сыновей».

История

1. Сегодня на уроке мы должны будем дать характеристику эпохи и, рассмотрев период середины XVII века, осветить значение фактов существования Запорожской Сечи и борьбы украинского народа с католической Речью Посполитой.

Включить слайд № 1.

2. А теперь давайте перейдем к истории. И по ходу нашей беседы вы должны будете заполнять правую часть таблицы. Итак, вы сказали, что Тарас Бульба был казак.
– А кто такие казаки? Это ведь не просто литературные герои? (Казаки – вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его законам, позднее служилые люди.)
– Назовите основные занятия казаков. (Скотоводство, рыболовство, бортничество.)
– Что собой представляли поселения казаков? (Строили хутора в местах, защищенных естественными преградами, либо сооружали преграды сами.)
Получается, что с точки зрения истории Гоголь описывает все достоверно.
Дома вы по учебнику истории прочитали параграф № 9 (п. 2, 3.) Я хотела бы услышать ответ на вопрос:
– В чем разница между простым казаком и реестровым? (Реестровый казак принимался на службу правительством за жалование и вносился в особый список – реестр.)
Правительство Речи Посполитой признавало только реестровых казаков, остальных же казаков – голытьбу, т. е. беднейших казаков, предполагалось закрепостить, поэтому появились «самовольные» казаки, которые избрали своим центром острова за днепровскими порогами, так сформировалась Запорожская Сечь, место, которое находилось за порогами Днепра, где были засеки, т. е. поваленные деревья.

3. Такой нам Сечь нарисовал Гоголь. А я вам предлагаю рассмотреть схему «Организация Запорожского войска». По ходу сделаем выводы, действительно ли все так.
Запорожская Сечь строилась на принципах самоуправления. Во главе войска стоял кошевой атаман, который избирался на общем собрании вместе со своими помощниками: войсковым судьей, писарем и есаулом. Войско делилось на полки, во главе которых стояли полковники, полки делились на сотни, во главе каждой сотни стояли сотники, и сотни делились на курени, во главе с куренным атаманом. В походе (и это подтверждает нам Гоголь) кошевой атаман пользовался почти неограниченной властью, в мирное же время ничего не предпринимал без совета с общей Радой (советом).
А теперь давайте рассмотрим картину и заполним правую часть таблицы.
– Что мы видим на картине? (Сечь.)
– А где она находится? (Острова.)
Работая с репродукцией, следует обратить внимание детей на изображения частокола и башен, расположенных по периметру, куреней, находящихся на территории Сечи.
– Судя по изображению, можно ли сказать, что запорожцы занимались:
– ремеслом? (Да, изображен ремесленник.)
– торговлей? (Да, показаны торговые палатки.)
– воевали? (Да, наличие пушек, ружей, сабель.)
– Как вы думаете, что изображено в центре? (Выборы, круг.)
С точки зрения истории Гоголь очень четко описал выборы атамана.
– Обратите внимание на фрагмент картины, где изображен человек в колодках, он, видимо, за что-то наказан.
– Что еще мы видим на картине? (Церковь.)
– Какой мы можем сделать вывод? (Казаки православные.)
– А кто по вероисповеданию были поляки? (Католики.) Мы снова обратимся к параграфу учебника, который вы читали дома и вспомним:
– Как поляки относились к православным? (Запрещали молиться в православной церкви.)
– Кроме религиозного какой еще гнет испытывали украинцы со стороны поляков
Записать в тетрадь в виде схемы.

4. Историки утверждают, что описанные Гоголем события, действительно имели место в 30-е годы XVII века. В это время казацкие восстания на Украине случались регулярно. Казаки требовали не только увеличение реестра, т. е. количества оплачиваемых правительством Речи Посполитой воинов – казаков, но и прекращение гонений на православную церковь. Еще целых 50 лет шла освободительная борьба.

5. Почему XV век? Я не согласна. Описанные события скорее относятся к XVII веку. Хотя с чем-то я могу согласиться. Быт, нравы казаков, но события, связанные с войной, все-таки относятся к XVII веку. Поход на Дубно – это 20-30 годы XVII века, т. е. это период разрозненных выступлений казаков.
И со следующими фактами в таблице я явно согласиться не могу, хотя бы с тем, что главный герой повести был убит историческим лицом – графом Н. Потоцким, гетманом Правобережной Украины, который жил в XVII веке. Войско под его руководством было направлено на подавление восстания казаков в 1648 году.
– А кстати, по прочитанному дома параграфу скажите, к какому периоду освободительной борьбы можно отнести событие, описанное в повести? (1 этап 1648 – 1649 гг.).
– А сколько всего было этапов? Запишите в таблицу. (2 этап – 1650 г. – 1651 г.; 3 этап – 1652 – 1654 гг.).
– Каков результат войны? (Украина присоединена к России.)
Запорожская Сечь стала одной из главных движущих сил в деле присоединения Украины к России.

Домашнее задание. Параграф № 9 (2 вопрос – письменно).

– Урок закончен. До свидания.