Цели:
1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга;
2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;
3) составить план характеристики главных героев.
Оборудование: портрет А.Вампилова, художественный фильм “Старший сын”.
Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма, их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы).
Ход урока
I. Постановка целей и задач урока.
II. Вступительное слово учителя.
- Александр Вампилов - человек, жизнь которого короткая, но яркая. Драматург, сыгравший значительную роль в современном театре.
III. Сообщение учащегося о жизненном пути А.Вампилова.
IV. Слово учителя о творчестве А.Вампилова.
- Главной страстью А.Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет, говорил: “В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… - кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…”.
Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа.
Первый этап – педагогический, т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде А.Вампилов опирается на неисчерпаемые силы молодости “человек должен ходить по земле гордо и легко”, следовательно, произведениям присущ оптимизм.
Конфликт имеет двуплановость:
1) молодость отцов с одной стороны;
2) мудрость отцов с другой стороны.
Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.
Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.
Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.
V. Просмотр фрагментов художественного фильма “Старший сын” и аналитическая характеристика героев пьесы.
Беседа с учащимися:
- Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы “Старший сын”?
В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных*).
* Вампилов А.В. Дом окнами в поле – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 – 690 с., с.130.
- Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных? Подтвердите свой ответ строками из текста.
- На чьей стороне симпатии автора?
Аналитическая беседа о каждом герое.
Сарафанов.
- К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему?
- Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из текста).
- Как принимает известие о существовании старшего сына?
Бусыгин.
- Кто этот молодой человек?
- Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?
-Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью)
- Что общего и в чем разница с Сильвой? (Просмотр отдельных эпизодов фильма). (У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный).
Нина и Вася.
- Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?
- Как они принимают “старшего брата”?
Кудимов, Макарская, Сильва.
- Что можно сказать об этих людях?
- Что их объединяет?
- Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?
Понимание темы, идеи, конфликта.
- Первое название “Предместье” указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название? (Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).
- Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).
- Какова двуплановость пьесы?
- Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М.Горького “На дне”. Зачем герои пьесы “Старший сын” врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?
- Какова тема, идея произведения?
- Как вы думаете, почему так называется пьеса?
- Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?
- Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?
VI. Слово учителя.
- Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой, истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. Показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы “отца”, следовательно, он возродил семью.
VII. Домашнее задание.
Составить характеристику понравившегося героя.
Написать рецензию на фильм “Старший сын”, сопоставив его с пьесой А.Вампилова.