ЦЕЛИ:
- показать значение образа России в творчестве Блока;
- провести исследовательскую работу по анализу стихотворения “Русь” и показать особенности лексики данного стихотворения, сравнить репродукции картин Б. Врубеля и стихи А. Блока;
- развивать речевую компетенцию учащихся;
- воспитывать интерес к слову и творчеству А. Блока.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. Блока, презентация к уроку, тексты стихотворений А. Блока, репродукции картин Б. Врубеля
ХОД УРОКА
“Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…” (А. Блок)
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели
Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел или воспел Россию?” Отсюда вытекает тема урока – “Тема Родины в творчестве А. Блока”.
III. Повторение ранее изученного
а) словарная работа
Объясните значение слов : отпел - ?
Воспел - ?
б) фронтальный опрос по биографии поэта.
Кто воспитывал А. Блока (дедушка и бабушка Бекетовы.)
Назовите подмосковную усадьбу деда Бесетова, где А. Блок проводил лето. (Шахматово)
Со скольки лет начал писать? (5)
Чему А. Блок посвятил цикл стихов “Через двенадцать лет” одну из жемчужин своей лирики? (первой сильной юношеской влюблённости в немецком городке Бад Научейли)
Имя жены А. Блока (Любовь Дмитриевна Менделеева)
В конце 1804 г. вышла в свет первая книга Блока. Назовите её (“Стихи о Прекрасной Даме”)
В) Объяснить высказывание:
- А. Блок в Предисловии к сборнику стихов “Земля в снегу” пишет: “Стихи о прекрасной Даме ” - ранняя утренняя заря – те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь”. Объясните это высказывание.
г) Чтение наизусть стихотворений из сборника “Стихи о прекрасной Даме”
(подготовлено 2 чел.)
- Кто же является Прекрасной дамой для поэта? (Незнакомка, Снежная Дева, Фаина, Кармен, Богоматерь и Русь.)
IV. Изучение нового материала
Слово учителя
С 1911-12г поэзия Блока существует в читательском сознании как единая лирическая трилогия - уникальный роман в стихах, повествующий о духовном пути поэта. Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа”: теза” - первое поклонение идеалу, “антитеза” - связанное с утратой идеала. На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.
Обратимся к эпиграфу урока: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…” А. Блок
Как вы понимаете слова поэта?
А) Исследовательская работа.
Предлагаю побыть в роли исследователей и сравнить казалось бы несовместимое: картины Б. Врубеля и стихотворение А. Блока, ответить на вопрос: в чем их сходство?
Чтение и анализ стихотворения “Русь”
Работа с репродукциями Врубеля. Нахождение символических образов, ассоциативных рядов. Живая душа А.Блока.
в) В III книге лирики А. Блока теме России посвящён целый раздел “Родина”.
“На поле Куликовом” (читает и анализирует ученик)
г) К 1908г относится стихотворение “Россия”, которое перекликается со стихотворением “Русь”
“Россия” читает наизусть ученик
работа над содержанием стихотворения
-Какой рисует Родину Блок?
Родина – “гоголевская птица - тройка”
- “дорога”
- “Россия”
- спасение
д) Стихотворение “На железной дороге” тоже посвящено России
(читает ученик)
г) составление схемы
Ребята, познакомившись со многими стихами А. Блока, давайте подведем итог нашему исследованию и составим схему слов, которыми поэт характеризует Родину:
“Это всё о России …”
1. “Живая душа” (“Русь”)
2. “Буря” (“На поле Куликовом”)
3. Гоголевская “птица – трока” (“Россия”)
4. дорога (“Россия”)
5. Россия
6. “О, Русь моя! Жена моя!” (“На поле Куликовом”)
7. Прекрасная дама
8. Незнакомка
9. Богоматерь
10”.нужда и утешение”
Нужно заметить, что А. Б. сам замечательно читал свои стихи.
д)“Голос, шуму вод подобный…” (сообщение ученика о сохранившихся записях голоса А. Блока на восковых валиках)
V. Подведение итогов урока, оценки
“Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь – жизнь или смерть, счастье или погибель”, - написал Блок в 1908г.
- Что же такое родина для поэта?
Составление синквейна
План синквейна
- 1 строка – 1 имя существительное
- 2 строка – 2 имени прилагательных
- 3 строки – 3 глагола
- 4 строка – высказывание
- 5 строка – синоним 1-го имени существительного
Россия
Нищая, живая
Встречала, вдохновляла, открывала
“Живую душу укачала” РусьРусь
Древняя, языческая
Окутала, приласкала, заколдовала
“на своих просторах ты…”
Снежная маскаРодина
Невеста и жена
Предвещает, утешает, радует
“Это всё – о России”
Птица – тройка
- Вернемся к вопросу, поставленному перед нами в начале урока : А. Блок отпел или воспел Россию? (учащихся обосновывают свои ответы)
- Поразительно, сколько стихов посвящено любимому поэту! (учитель читает наизусть стихотворение)
Звучи, звучи, живая речь…
Владимир Лазарев
Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока
Встреч разуму и свету встреч
В порыве мощном
глубокомЗвучи же, вписываясь равно
В мир городов и деревень
В ноябрь туманный,
В тёплый август,
И в тяжкий, и в счастливый день.…И не отринуть, не отречь
Строку от Родины и сроков
Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока!
VI. Домашние задание
На следующем уроке мы познакомимся с поэмой А.Блока “Двенадцать”, написав которую поэт воскликнул: “Сегодня я – гений!” Вам необходимо прочитать поэму, отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл.
VII. Организация на перемену