Цели:
- Познакомить учащихся с балладой, подчеркнуть национальный колорит произведения.
- Сделать вывод о гуманистической и нравственной направленности баллады.
- Определить тип баллады “Светлана” и ее художественное своеобразие.
Эпиграфы:
Его стихов пленительную сладость
Пройдет веков завистливую даль.
(А.С.Пушкин)
Не знаешь, как назвать его – переводчиком или оригинальным поэтом... Переводя, он оставил переводами початки всему оригинальному, внес новые формы и размеры, которые стали употреблять все другие наши поэты. (Н.В.Гоголь)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя.
- Мы продолжаем с вами разговор о литературной балладе. Посмотрите на тему урока, о чьем творчестве мы будем говорить с вами сегодня на уроке? С каким произведением познакомимся?
- Поэтом, который проложил дорогу балладе в русской литературе, был Василий Андреевич Жуковский. Не случайно В.Г.Белинский назвал его “Литературным Коломбом Руси” Это имя вам уже хорошо знакомо. Известен он как переводчик баллад Саути и Гете, старший современник и наставник Пушкина.
Жуковский перевел три десятка баллад Шиллера и баллады многих других немецких, английских, шотландских поэтов, преимущественно Скотта, Гете, Саути, Кембелла, а также создал оригинальные баллады.
Бюргеровскую “Ленору”, как известно, он переводил трижды: вольным переводом в начале своего творчества, в конце снова вернулся к “Леноре”, создав более точный перевод, а в зрелые годы Жуковский в деталях переделал на русский манер сюжет “Леноры”. При этом поэт оставил главный смысл баллады и назвал ее “Людмила”.
И вот в 1812 году из-под пера Жуковского выходит произведение, чем-то опять напоминающее “Ленору”, но читателям оно показалось истинным чудом, откровением, все поголовно повторяли удивительные стихи: “Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали...”. Все прежнее содержание баллады поэт “упрятал” в сон Светланы. Тревожный сон – зато какое радостное пробуждение! Вовсе не погиб жених и не мертвец он, Светлана! Баллада заканчивается радостью, честным пиром, свадьбой.
Эту балладу Жуковский посвятил своей племяннице Саше Протасовой, с которой его связывали долгие годы дружбы и взаимного доверия, и подарил ее девушке на свадьбу. Сашу так и стали звать с тех пор Светланой. Эта баллада стала “визитной карточкой” поэта, а ее название – прозвищем Жуковского в литературном обществе “Арзамас”.
Сам Жуковский весьма скромно оценивал художественные достоинства своего творения, он писал об этой балладе: “В ней большие чудеса, очень мало складу”. Так ли это? Решим, когда познакомимся с балладой.
3. Выразительное чтение баллады учителем.
4. Беседа по прочитанному
- Докажите, что перед вами баллада.
Давайте сначала вспомним, что это за жанр “баллада” (Запись на доске. Баллада – хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай; многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями)
Что вы можете добавить?
Жанровые особенности баллады.
1) Баллада имеет сюжет.
Какие события происходят в балладе? (Возвращается “мертвый” жених Светланы, Баллада заканчивается благополучным финалом:
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
По дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет...
Кто?.. Жених Светланы)
2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.
Найдите диалог героини и ее подруг во время гадания. Что мы узнаем из ответа Светланы?
3) В балладе всегда остается загадка, тайна.
На какое гадание решилась Светлана, что она хотела увидеть в зеркале? Как поэт создает таинственную, загадочную атмосферу? Найдите и зачитайте отрывок.(“мертвое молчанье”, трепетный огонь свечи... В такую-то минуту и скрипнула дверь, звякнул замок. Кто же появился? Куда зовет герой героиню? Пустая снежная равнина, одинокий храм – все это не похоже на счастливую свадьбу. И действительно, вместо свадьбы – обряд похорон, бледен страшный жених Светланы. Вновь зловещая скачка. Совсем загадочна хижина, куда попала героиня
4) Особая роль в балладе отводится повествователю, который дает лирическую оценку происходящему.
- Как сам автор оценивает смысл рассказанного?
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу....
5) Баллада имеет зачин и концовку. Найдите в тексте.
- В какое время года происходит действие в балладе? Почему в эту ночь принято гадать? Как гадали в старину девушки? Какой смысл концовки? (Пусть все печали и тревоги остаются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек).
6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов. (Эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)
Вывод: “Светлана” - это баллада.
“Светлана” - одно из первых русских произведений, где “русский дух, где Русью пахнет”.
- Что русского, национального в этой балладе? (образ крещенских гаданий, голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы одинокая “хижинка под снегом”, утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня “Многие Леты”). Все эти детали так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что “Светлану” без сомнений провозгласили первой русской балладой. К этому еще надо присоединить великолепный русский язык, каким написана баллада.
- К какому же типу литературных баллад вы отнесете “Светлану”? Почему?
- Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады? (Реальный мир, сон, пробуждение, вывод – прямое обращение автора к героине).
Это тоже было необычным и новаторским.
- Какой же смысл в балладе Жуковского? (Смысл оптимистичный, светлый. Вера в Бога, в то, что Господь все устраивает на благо человеку.)
- В сюжете этой баллады все мрачное и фантастическое отнесено в область сна, и сюжет получает неожиданную счастливую развязку. Видимо, когда Жуковский писал эту балладу, у него прекрасное настроение. В конце баллады вдруг появляется добрый, ироничный автор, что совсем не характерно для жанра баллады. Но это нарушение закона баллады делает ее очень оригинальной. Это произведение можно назвать шутливой балладой, ироничной пародией на балладу.
Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов. Я хочу обратить ваше внимание на то, что баллада выдержана в белом свете. Белый свет ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая. Белый цвет – символ чистоты и непорочности.
5. Творческая работа.
- А теперь поработайте с текстом: выпишите из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине.
Начнем вместе.
- Какие первые фразы вы нашли? (“Молчалива и грустна милая Светлана”, “Красавица”, “Мне судьбина умереть в грусти одинокой”, “Он ко мне не пишет, Ах! А им лишь красен свет, им лишь сердце дышит!” и т.д.)
6. Итоги урока. Домашнее задание: закончить выписывание цитат, на основе их дать устную характеристику Светланы.