Цели урока:
- Обучающие:
– определить, в чем заключается “правда” Сони Мармеладовой;
– проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки;
– как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через “правду” Сонечки;
– осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока. - Развивающие:
– формирование коммуникативной компетенции учащихся, умения критически анализировать, систематизировать и оценивать информацию; находить причинно-следственные связи; работать с текстом;
– развивать творческие способности учащихся и устную речь;
– расширять кругозор. - Воспитывающие:
– воспитание нравственных понятий (любовь, жалость, сострадание, вера);
– совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: классно-урочная.
Технология: “Критическое мышление через чтение и письмо”, “Технология проектного обучения”.
Приемы: ТРКМЧП.
- “Ключевое слово”;
- Графическая систематизация материала (логическая цепочка);
- Проблемные и интерпретационные вопросы;
- “Синквейн”.
Мини-проект:
- классификация: творческий;
- по характеру: внутриклассный;
- по продолжительности: 2 урока (по 5–7 минут);
- форма продукта: сборник синквейнов по темам урока (“Преступление Раскольникова”, “Правда” Сони Мармеладовой”).
Методы:
I. Методы организации учебной деятельности:
- Перцептивный аспект:
а) словесные (беседа, чтение текста, сообщение-рассказ);
б) наглядные (показ видеоматериала, репродукций с картин, иллюстраций к роману “Преступление и наказание”, составление схемы);
в) практические (работа с тестом, написание синквейнов). - Гностический аспект:
а) эвристические (анализ теста, самостоятельное целеполагание, самостоятельная работа, индивидуальные задания, творческая работа…);
б) проблемные;
в) иллюстративно-объяснительные. - Логический аспект:
а) индуктивный, дедуктивные;
б) синтез, анализ, сравнение, систематизация материала. - Управленческий аспект:
а) самостоятельная учебная деятельность учащихся;
б) учебная работа под руководством учителя.
II. Методы стимулирования и мотивации.
а) методы стимулирования мотивов к учению: создание ситуации новизны, интереса, успеха;
б) методы стимулирования мотивов долга; поощрение, индивидуальное задание, упражнение.
III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные и письменные;
- фронтальные, групповые, индивидуальные;
- текущие.
Оборудование:
– мультимедийная презентация, иллюстрации, тексты романа “Преступление и наказание”, портрет Достоевского, доска, тетради, сборник синквейнов “Темное и светлое” (по роману “Преступление и наказание” Ф. Достоевского).
Сценарий урока по теме: “Правда” Сони Мармеладовой”.
(По роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.)
Оформление доски:
- Портрет Ф. М. Достоевского (В. Г. Перов).
- Репродукция картины “Христос в пустыне” (И. Н. Крамской).
- Эпиграф: “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” (Ф. М. Достоевский).
- Схема (логическая цепочка – графическая систематизация “Две правды” по групповым ответам).
Организация работы по ТРКМЧП | Ход урока |
I. Стадия вызова |
I. Организационный момент. – Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над романом Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Надеюсь, что сегодняшний урок обогатит вас нравственно. II. Актуализация субъективного опыта учащихся. Беседа. |
Обращение к личному опыту учащихся. |
– Изучать произведение Ф. М. Достоевского без обращения к библии и образу Христа невозможно. Послушайте текст и скажите, о чем идет речь. “И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы: прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека” (Евангелие от Марка. Глава 7). (Это пороки человека, на основе которых построены заповеди Христа.) – Ребята, а чему учат Заповеди Христовы? (Учат нравственным ценностям). Какие Заповеди вы знаете? (На экране – Презентация. Слайд 1. Заповеди Христа.) – Этому учит и роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Прежде чем мы приступим к изучению сегодняшней темы, прошу обратить внимание на картину И. Н. Крамского “Христос в пустыне” (1872 год) и портрет Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова (1872 года). Постараемся увидеть, что в них общего. Посмотрите внимательно на картину Ивана Николаевича Крамского. Основа сюжета этой картины трактуется по-разному. №2. Картина И. Н. Крамского “Христос в пустыне”, 1872 год) |
Индивидуальное задание. Создание ситуации новизны, интереса. |
Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню, где в течение 40 дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно это выполнить, как трудно на это решиться. Преданный одним из своих учеников, Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свое учение.
– Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром, показывающим глубокую драму: превращение частного человека в посланника Божьего среди людей, страдающего за людей? (Руки Иисуса, до боли сжатые). – А теперь обратите внимание на портрет Ф. М. Достоевского. Находите сходство? (У Достоевского тоже сжаты до боли руки, взгляд сосредоточен, в глазах боль). (Слайд 3. Портрет Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, 1872 год) – В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царство добра и любви. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека. |
II. Стадия осмысления содержания Определение ключевого слова. Самостоятельное целеполагание урока. |
III. Этап изучения нового материала.
– Запишите тему нашего урока. Определите в ней ключевое слово. Определите цель нашего урока, отталкиваясь от ключевого слова. (Ключевое слово “правда”. Цель урока – определить, в чем “правда” Сони Мармеладовой). (Слайд 4–5. Цели и тема урока. Учитель называет их.) – Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть.” Кто же в романе несет этот свет? (Сонечка Мармеладова) |
Индивидуальное принятие и отслеживание информации в процессе просмотра видеоматериала. |
Режиссер: Лев Кулиджанов. Эпизод из части 4, главы 4 “Первый разговор Раскольникова с Соней”. Проблема: в чем “правда” Сони Мармеладовой и “правда” Родиона Раскольникова. |
Проблемные вопросы (групповая форма работы). Графическая систематизация материала. |
1-я группа. 1. С какой целью пришел Раскольников к Соне? (Раскольников видит в ней преступницу, родственную душу. Он не видит разницы в их преступлениях. Она для него союзница.) 2-я группа. 1. Какие законы преступает Соня? А Раскольников? 3-я группа. 1. Какие вопросы задает Соне Раскольников? (Охарактеризуйте эти
вопросы.) (Вопросы тяжелые, мучительные. Он хочет понять, какие причины заставили ее так долго жить в этой грязи, что ее поддерживает). 4-я группа. 1. Почему Раскольников целует Соне ноги? Что он понял?
|
Проблемные и интерпретационные вопросы (по И.О. Загащеву) на установление причинно-следственных связей. |
– В чем же “правда” Сони? Каково ее отношение к жизни, людям? Каков итог ее преступления? А Раскольникова? (Смотри в схеме “Итог”.)
– Через знакомство с Соней Раскольникову открывается новый мир людей, живущих по иным законам, законам нравственным, в основе которых любовь, милосердие, сострадание, вера. В этом и заключается “правда” Сонечки.
– Какой вы видите всегда смиренную Соню во время чтения Евангелия? (Теперь Соня уверенная, она дрожала от радостного ожидания чуда. Она хотела, чтобы Раскольников уверовал во Христа.) – Почему Раскольников выбирает именно эпизод “Воскресение Лазаря” из Евангелия? (Он ходит среди живых, протестует, негодует, но не ощущает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но он надеется на чудо, на свое воскресение.) – Меняет ли свое мнение о преступлении Сони Раскольников? Как это можно доказать? (Он понял “правду” Сони, ее жертвенную чистоту. Решил, что именно ей он расскажет о своем преступлении.) – Ребята, в романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где происходит – в квартире косноязычного портного Капернаумова, где Соня снимает комнату. Капернаумов – фамилия значимая. |
Индивидуальное задание. Создание ситуации новизны и интереса. |
(Слайд 7. Город Капернаум.) Капернаум – город, часто упоминаемый в Новом завете, здесь поселился Иисус Христос после того, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться “Его городом”. В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений, многие уверовали в Него, сказал много притчей, возродил к жизни много грешников. “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши это, Фарисей сказал ученикам его: “Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?” Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”. – В чем смысл такой переклички с Библией? (В комнате Сони, в квартире портного Капернаумова, сходятся грешники и страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступлении.)
– Почему прежде чем признаться в убийстве, Раскольников ставит перед Соней дилемму: или жить Лужину, или умереть Катерине Ивановне с детьми? (Если бы Соня выбрала чью-либо жизнь, то Раскольников был бы оправдан: вышло бы, что он имел право убить старуху. Но Соня живет по своей “правде”, не допускающей кровь.) – Раскольников, давно живший в самообмане, теперь самому себе признается в причинах убийства. Какие они? (Убил ради себя самого.) Зачитать цитату. – Что испытывает Соня к Раскольникову после его признания в убийстве? (Она полна жалости и сострадания и думает только о том, как ему тяжело жить с этой мукой.) – О чем говорят слезы, выкатившиеся из глаз этого гордого человека и повисшие на ресницах? (О наметившемся пути к возрождению, так как Сонино сострадание размягчило его душу.) – Какой путь к спасению предлагает Соня Раскольникову? (Путь покаяния перед людьми.) |
III. Рефлексия. Прием “Синквейн”. |
IV. Этап закрепления новых знаний. – Прочитаем эпизод из части 6, главы 8 “Раскольников на Сенной площади”. В групповой работе выполните творческое задание, связав его с проблемным вопросом “В чем правда Сони Мармеладовой?” и прочитанным эпизодом. (Слайд 9. Вид Сенной площади 60-х годов XIX века.) Ваше творческое задание с выполнением мини-проекта, начатом на прошлом уроке (“Преступление Раскольникова”) по созданию сборника синквейнов на тему “Преступление” вы уже написали. Сегодня прошу вас написать синквейн на тему “Милосердие”.
Слезы – это рубеж нового этапа героя. Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек…” Хотелось бы, дорогие ребята, чтобы “правда” Сони Мармеладовой осталась в вашем сердце, чтобы в своей жизни вы умели прощать, сострадать и дарить свет, исходящий из вашей души, другим людям. Спасибо вам за урок, за ваши зрелые, добрые размышления.
Перечитать эпизоды “2 встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем” (Часть 3, глава 5; часть 4, глава 5; часть 6, глава 2; часть 6, глава 7). Какова цель их встреч? |