"Правда" Сони Мармеладовой (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Обучающие:
    – определить, в чем заключается “правда” Сони Мармеладовой;
    – проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки;
    – как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через “правду” Сонечки;
    – осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.
  2. Развивающие:
    – формирование коммуникативной компетенции учащихся, умения критически анализировать, систематизировать и оценивать информацию; находить причинно-следственные связи; работать с текстом;
    – развивать творческие способности учащихся и устную речь;
    – расширять кругозор.
  3. Воспитывающие:
    – воспитание нравственных понятий (любовь, жалость, сострадание, вера);
    – совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: классно-урочная.

Технология: “Критическое мышление через чтение и письмо”, “Технология проектного обучения”.

Приемы: ТРКМЧП.

  • “Ключевое слово”;
  • Графическая систематизация материала (логическая цепочка);
  • Проблемные и интерпретационные вопросы;
  • “Синквейн”.

Мини-проект:

  1. классификация: творческий;
  2. по характеру: внутриклассный;
  3. по продолжительности: 2 урока (по 5–7 минут);
  4. форма продукта: сборник синквейнов по темам урока (“Преступление Раскольникова”, “Правда” Сони Мармеладовой”).

Методы:

I. Методы организации учебной деятельности:

  1. Перцептивный аспект:
    а) словесные (беседа, чтение текста, сообщение-рассказ);
    б) наглядные (показ видеоматериала, репродукций с картин, иллюстраций к роману “Преступление и наказание”, составление схемы);
    в) практические (работа с тестом, написание синквейнов).
  2. Гностический аспект:
    а) эвристические (анализ теста, самостоятельное целеполагание, самостоятельная работа, индивидуальные задания, творческая работа…);
    б) проблемные;
    в) иллюстративно-объяснительные.
  3. Логический аспект:
    а) индуктивный, дедуктивные;
    б) синтез, анализ, сравнение, систематизация материала.
  4. Управленческий аспект:
    а) самостоятельная учебная деятельность учащихся;
    б) учебная работа под руководством учителя.

II. Методы стимулирования и мотивации.

а) методы стимулирования мотивов к учению: создание ситуации новизны, интереса, успеха;
б) методы стимулирования мотивов долга; поощрение, индивидуальное задание, упражнение.

III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  1. устные и письменные;
  2. фронтальные, групповые, индивидуальные;
  3. текущие.

Оборудование:

мультимедийная презентация, иллюстрации, тексты романа “Преступление и наказание”, портрет Достоевского, доска, тетради, сборник синквейнов “Темное и светлое” (по роману “Преступление и наказание” Ф. Достоевского).

Сценарий урока по теме: “Правда” Сони Мармеладовой”.

(По роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.)

Оформление доски:

  1. Портрет Ф. М. Достоевского (В. Г. Перов).
  2. Репродукция картины “Христос в пустыне” (И. Н. Крамской).
  3. Эпиграф: “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” (Ф. М. Достоевский).
  4. Схема (логическая цепочка – графическая систематизация “Две правды” по групповым ответам).
Организация работы по ТРКМЧП Ход урока

I. Стадия вызова

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над романом Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Надеюсь, что сегодняшний урок обогатит вас нравственно.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

Беседа.

Обращение к личному опыту учащихся.

– Изучать произведение Ф. М. Достоевского без обращения к библии и образу Христа невозможно.

Послушайте текст и скажите, о чем идет речь.

“И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы: прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека” (Евангелие от Марка. Глава 7).

(Это пороки человека, на основе которых построены заповеди Христа.)

– Ребята, а чему учат Заповеди Христовы? (Учат нравственным ценностям). Какие Заповеди вы знаете? (На экране – Презентация. Слайд 1. Заповеди Христа.)

– Этому учит и роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Прежде чем мы приступим к изучению сегодняшней темы, прошу обратить внимание на картину И. Н. Крамского “Христос в пустыне” (1872 год) и портрет Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова (1872 года). Постараемся увидеть, что в них общего.

Посмотрите внимательно на картину Ивана Николаевича Крамского. Основа сюжета этой картины трактуется по-разному.

№2. Картина И. Н. Крамского “Христос в пустыне”, 1872 год)

Индивидуальное задание.

Создание ситуации новизны, интереса.

  • Сообщение учащегося о трактовке картины.

Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню, где в течение 40 дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно это выполнить, как трудно на это решиться.

Преданный одним из своих учеников, Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свое учение.

  • Беседа.

– Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром, показывающим глубокую драму: превращение частного человека в посланника Божьего среди людей, страдающего за людей? (Руки Иисуса, до боли сжатые).

– А теперь обратите внимание на портрет Ф. М. Достоевского. Находите сходство? (У Достоевского тоже сжаты до боли руки, взгляд сосредоточен, в глазах боль). (Слайд 3. Портрет Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, 1872 год)

– В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царство добра и любви. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.

II. Стадия осмысления содержания

Определение ключевого слова. Самостоятельное целеполагание урока.

III. Этап изучения нового материала.
  • Слово учителя.

Запишите тему нашего урока. Определите в ней ключевое слово. Определите цель нашего урока, отталкиваясь от ключевого слова.

(Ключевое слово “правда”. Цель урока – определить, в чем “правда” Сони Мармеладовой).

(Слайд 4–5. Цели и тема урока. Учитель называет их.)

– Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть.” Кто же в романе несет этот свет? (Сонечка Мармеладова)

Индивидуальное принятие и отслеживание информации в процессе просмотра видеоматериала.
  • Просмотр видеофильма “Преступление и наказание” по одноименному роману Достоевского.

Режиссер: Лев Кулиджанов. Эпизод из части 4, главы 4 “Первый разговор Раскольникова с Соней”.

Проблема: в чем “правда” Сони Мармеладовой и “правда” Родиона Раскольникова.

Проблемные вопросы (групповая форма работы).

Графическая систематизация материала.

  • Групповая работа по вопросам после просмотра и фронтальное составление схемы – логической цепочки по проблеме.

Вопросы группам.

1-я группа.

1. С какой целью пришел Раскольников к Соне?
2. Видит ли он в начале разговора разницу в преступлениях, совершенных ими?

(Раскольников видит в ней преступницу, родственную душу. Он не видит разницы в их преступлениях. Она для него союзница.)

2-я группа.

1. Какие законы преступает Соня? А Раскольников?
2. Они оба избрали путь насилия. Над кем – Соня? А Раскольников?

3-я группа.

1. Какие вопросы задает Соне Раскольников? (Охарактеризуйте эти вопросы.)
2. Почему он доводит ее до исступления? Что хочет понять?

(Вопросы тяжелые, мучительные. Он хочет понять, какие причины заставили ее так долго жить в этой грязи, что ее поддерживает).

4-я группа.

1. Почему Раскольников целует Соне ноги? Что он понял?
2. Что дает силы Соне жить и не броситься в омут с головой? А Раскольникову?

Проблемные и интерпретационные вопросы (по И.О. Загащеву) на установление причинно-следственных связей.
  • Вывод по поставленной проблеме.

– В чем же “правда” Сони? Каково ее отношение к жизни, людям? Каков итог ее преступления? А Раскольникова? (Смотри в схеме “Итог”.)

  • Слово учителя.

– Через знакомство с Соней Раскольникову открывается новый мир людей, живущих по иным законам, законам нравственным, в основе которых любовь, милосердие, сострадание, вера. В этом и заключается “правда” Сонечки.

  • Работа с текстом. Анализ эпизода “Чтение Евангелие” учителем. (Слайд 6. Иллюстрация из Библии “Воскресение Лазаря”)
  • Беседа.

– Какой вы видите всегда смиренную Соню во время чтения Евангелия? (Теперь Соня уверенная, она дрожала от радостного ожидания чуда. Она хотела, чтобы Раскольников уверовал во Христа.)

– Почему Раскольников выбирает именно эпизод “Воскресение Лазаря” из Евангелия? (Он ходит среди живых, протестует, негодует, но не ощущает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но он надеется на чудо, на свое воскресение.)

– Меняет ли свое мнение о преступлении Сони Раскольников? Как это можно доказать? (Он понял “правду” Сони, ее жертвенную чистоту. Решил, что именно ей он расскажет о своем преступлении.)

– Ребята, в романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где происходит – в квартире косноязычного портного Капернаумова, где Соня снимает комнату. Капернаумов – фамилия значимая.

Индивидуальное задание. Создание ситуации новизны и интереса.
  • Сообщение учащегося о значении фамилии Капернаумов.

(Слайд 7. Город Капернаум.)

Капернаум – город, часто упоминаемый в Новом завете, здесь поселился Иисус Христос после того, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться “Его городом”. В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений, многие уверовали в Него, сказал много притчей, возродил к жизни много грешников.

“И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши это, Фарисей сказал ученикам его: “Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?” Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”.

– В чем смысл такой переклички с Библией? (В комнате Сони, в квартире портного Капернаумова, сходятся грешники и страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступлении.)

  • Работа с текстом. Анализ части 5, главы 4. Эпизод “Признание Раскольникова в убийстве. (Слайд 8. Иллюстрация “Признание Раскольникова в убийстве”.)
  • Чтение учениками сцены признания.
  • Беседа.

– Почему прежде чем признаться в убийстве, Раскольников ставит перед Соней дилемму: или жить Лужину, или умереть Катерине Ивановне с детьми? (Если бы Соня выбрала чью-либо жизнь, то Раскольников был бы оправдан: вышло бы, что он имел право убить старуху. Но Соня живет по своей “правде”, не допускающей кровь.)

– Раскольников, давно живший в самообмане, теперь самому себе признается в причинах убийства. Какие они? (Убил ради себя самого.) Зачитать цитату.

– Что испытывает Соня к Раскольникову после его признания в убийстве? (Она полна жалости и сострадания и думает только о том, как ему тяжело жить с этой мукой.)

– О чем говорят слезы, выкатившиеся из глаз этого гордого человека и повисшие на ресницах? (О наметившемся пути к возрождению, так как Сонино сострадание размягчило его душу.)

– Какой путь к спасению предлагает Соня Раскольникову? (Путь покаяния перед людьми.)

III. Рефлексия.

Прием “Синквейн”.

IV. Этап закрепления новых знаний.

– Прочитаем эпизод из части 6, главы 8 “Раскольников на Сенной площади”. В групповой работе выполните творческое задание, связав его с проблемным вопросом “В чем правда Сони Мармеладовой?” и прочитанным эпизодом. (Слайд 9. Вид Сенной площади 60-х годов XIX века.)

Ваше творческое задание с выполнением мини-проекта, начатом на прошлом уроке (“Преступление Раскольникова”) по созданию сборника синквейнов на тему “Преступление” вы уже написали. Сегодня прошу вас написать синквейн на тему “Милосердие”.

  • Рефлексия.
  • Групповая работа учащихся (чтение эпизода “Раскольников на Сенной площади” и написание синквейна).
  • Выступления групп (презентация продуктов, дополняем сборник новыми работами).
  • Слово учителя.

Слезы – это рубеж нового этапа героя. Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек…”

Хотелось бы, дорогие ребята, чтобы “правда” Сони Мармеладовой осталась в вашем сердце, чтобы в своей жизни вы умели прощать, сострадать и дарить свет, исходящий из вашей души, другим людям.

Спасибо вам за урок, за ваши зрелые, добрые размышления.

  • Домашнее задание.

Перечитать эпизоды “2 встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем” (Часть 3, глава 5; часть 4, глава 5; часть 6, глава 2; часть 6, глава 7). Какова цель их встреч?