Тип занятия – бинарный урок (русский язык и литература).
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы войны 1812 года в произведениях русских писателей и поэтов, сделать комплексный анализ эпизода произведения.
Задачи урока:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской истории и литературе;
- обучение работе с разными источниками информации;
- развитие устной речи учеников;
- обогащение словарного запаса детей;
- установление связи литературных произведений с эпохой их написания;
- совершенствовать умение анализировать художественный текст с точки зрения его основной мысли, лексики, синтаксиса, языковых средств выразительности;
- установление межпредметных связей между уроками русского языка и литературы;
- развитие навыков выразительного чтения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
3. Эпиграф к уроку: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». (слайд 2)
- Кто автор этих строк?
- Из какого стихотворения?
- Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 г.
- Какую годовщину Бородинской битвы в этом году отмечала Россия? (25 лет)
4. Вступительная беседа.
- Назовите точную дату Бородинской битвы. (7 сентября по новому стилю, 26 августа по старому стилю 1812 года ). ( слайд 3 )
- Каково историческое значение этого сражения?
(В Бородинской битве были разбиты лучшие силы французской армии, был подготовлен переход инициативы войны в руки русской армии, пошатнулась уверенность французской армии в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода, Бородинскую битву можно рассматривать как нравственную и политическую победу)
- Наполеону не удалось разбить русскую армию. Он потерял около 60 тысяч солдат и офицеров. Потери русских составили 38, 5 тысяч. Впоследствии Наполеон писал: «Самое страшное из моих сражений это то, которое я дал под Москвой».
5. Хронология войны. (слайд 4)
- Восстановите хронологическую последовательность войны 1812 г. (слайд презентации)
- Переход через Неман 12 июня
- Смоленское сражение, соединение русских армий
- Бородинская битва 26 августа
- Совет в Филях, пожар Москвы
- Тарутинский манёвр, партизанская война
- Малоярославское сражение, отступление французов по выжженной смоленской дороге
- Переправа у реки Березина, Наполеон оставил свою армию
6. Полководцы войны.
- Какой полководец возглавлял русскую армию до Бородинской битвы?
(Барклай де Толли) – слайд 5 презентации
- Какой полководец возглавил русскую армию накануне Бородинской битвы?
(Михаил Илларионович Кутузов) – слайд 6 презентации
- Какой великий полководец был смертельно ранен во время Бородинской битвы?
(Пётр Иванович Багратион) – слайд 7 презентации
Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина «Полководец» (отрывок) См. Приложение 1.
Учитель:
- Это стихотворение Пушкин посвятил Барклаю де Толли.
7. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Словарная работа.
Учитель:
- Одним из самых известных стихотворений о войне 1812 года – «Бородино» М.Ю.Лермонтова. ( слайд 8 ) См. Приложение 1.
Словарная работа:
Булат – от персидского пулат (сталь), булатная сталь, углеродистая литая сталь, которая особому способу изготовления отличается своеобразной структурой и видом поверхности (узором), высокой прочностью и упругостью. Впервые в Европе литой булат, аналогичный лучшим старинным образцам, получен на Златоустовском заводе.
Редут – от французского «убежище», укрепление сомкнутого вида как правило земляное (но не обязательно), с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. (слайд 9 презентации)
Уланы – род легковооружённой кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырёхугольный головной убор (уланка).- слайд 10 презентации
Драгуны – в буквальном переводе с французского «дракон», название конницы, способной действовать также и в пешем строю. (слайд 11 презентации)
Картечь – в переводе с польского «свёрток, патрон». Ружейная картечь, крупная дробь для охотничьих ружей диаметром от5, 25 до 10 мм. Артиллерийская картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения живой силы на близких расстояниях (до 300 метров) в открытом поле. (слайд 12 презентации)
8. Судьбы русских писателей и поэтов в войну 1812 года
М.Ю.Лермонтов ( слайд 13 )
- Мы вспомнили стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Поэт не участвовал в войне 1812 года, но после окончания военной школы находился на военной службе. Сколько лет было Лермонтову, когда началась война? (2 года)
- Отец Лермонтова к 1812 г. был пехотным капитаном в отставке, а когда началась война, вступил в Тульское народное ополчение.
- В каком роде войск служил Лермонтов?
(Из школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов выходит корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.)
Гусары (слайд 14 ) – лёгкая кавалерия, вооружённая саблями и пистолетами. Главные задачи гусар – разведка, атака небольших подразделений противника и его преследование. Первые гусарские отряды появились в Венгрии и успешно себя показали во время тридцатилетней войны.
Их форма как в России, так и в других странах сохранила особенности венгерского национального костюма.
Доломан ( слайд 15 ) – короткая однобортная куртка, сшитая шнурами со стоячим воротником.
Кивер ( слайд 16 )– головной убор с султаном и шнурами.
Ментик (слайд 17 )– короткая куртка, расшитая шнурами и отороченная мехом.
Чикчеры ( слайд 18 )– рейтузы. Ташка – плоская сумка на длинных ремнях. Кушак, пояс. (слайды презентации)
А.С.Пушкин ( слайд 19 )
- Сколько лет было Пушкину, когда началась война? (13 лет)
- Где он в это период жил? (Царское Село, Лицей)
- В стихотворении 1836 г., обращаясь в лицейским друзьям, Пушкин напишет:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.
- Ранее в романе «Евгений Онегин» Пушкин так напишет о сожжённой, но непокорённой Москве. СМ. Приложение 1.
- В какой повести Пушкина присутствует тема войны 1812 г.? («Метель»)
- Прочитайте соответствующий отрывок.
Н.В. Гоголь ( слайд 20 )
- Сколько лет было Н.В.Гоголю, когда началась война 1812 г.? (3 года)
Учитель:
- Отец Гоголя стал казначеем военного ополчения и сохранил казну до копейки, за что и получил награду.
В.А.Жуковский ( слайд 21 ), А.С.Грибоедов (слайд 22 )
- А кто из русских поэтов участвовал в сражениях войны 1812 г.?
- В 1812 г. Жуковский был зачислен поручиком в Московское ополчение, прикомандирован к штабу Кутузова, был ранен. В чине штабс-капитана и кавалера ордена Святой Анны поэт оставил армию. В 1812 г. он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое принесло ему известность.
На поле бранном тишина;
Огни между шатрами;
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! Руку в руку!
Запьём вином кровавый бой
И с падшими разлуку.
- Как сложилась судьба Грибоедова в 1812 г.?
(В 1812 г. Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал.)
- Как тема войны 1812 г. отразилась в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
Второе действие, 5 явление:
Скалозуб:
В 13-ом году мы отличились с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.
За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.
По моему суждению,
Пожар способствовал ей много к украшенью.
Словарная работа
Егеря ( слайд 23 ) – лёгкая пехота. Обычно егеря, одетые в защитного цвета мундиры, начинали бой, они развёртывались в цепь впереди пехотных колонн и открывали интенсивный огонь. (слайд презентации)
Л.Н.Толстой ( слайд 24 )
- Сколько лет было Л.Н.Толстому в 1812 г.? (16 лет)
Учитель:
- Отец Л.Н.Толстого, Николай Ильич, был участником заграничного похода русской армии против Наполеона, битвы при Лейпциге, был в плену, бежал, вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского полка.
Л.Н.Толстой работал над романом «Война и мир», одним из главных событий которого стала война 1812 г., в частности Бородинское сражение, 6 лет – с 1863 г. по 1869 г.
9. Анализ эпизода романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Сегодня мы проанализируем эпизод, в котором описывается начало Бородинской битвы. (III том, 3 часть, XXXглава) Важно, что Бородинское поле и сражение читатель видит глазами штатского человека – Пьера Безухова. Толстой этим создаёт эффект объективности изображаемого. См. Приложение 1.
- Какие слова в начале эпизода придают ему торжественную интонацию? (панорама, замер от восхищения, зрелище) К какому уровню лексики относятся эти слова? (высокому)
- Какие эпитеты передают цветовую гамму картины?
(золотой, розовый, тёмные, длинные тени жёлто-зелёный, белая церковь, зелёные ящики. Эпитет «золотой» повторяется дважды)
- Какой синтаксический приём использует Толстой для описания расположения войск?
(однородные члены предложения)
- В каких ещё предложениях автор использует однородные члены предложения?
- Какие эпитеты использует автор для определения общей картины поля боя?
(оживлённо, величественно, неожиданно)
- Какую метафору использует Толстой для описания утреннего света?
(везде блестели молнии утреннего света)
- В каком предложении Толстой использует прием лексического повтора? С какой целью
- Какой синтаксический приём становится главенствующим в данном эпизоде описания Бородинского поля? Почему?
(Однородные члены предложения. Толстой тем самым передаёт ощущение огромного пространства, её подвижности, связи мира природы и мира людей)
10. Итоги
- Война 1812 года стала в истории одним из переломных событий, Бородинское сражение – её апогеем. Оно позволило русским солдатам и всему русскому народу почувствовать общность и возможность противостоять грозному врагу. Судьбы всех русских людей того времени оказались связаны этим великой и трагической страницей русской истории. Судьбы писателей и поэтов не исключение. Россия отстояла свою независимость. Война 1812 года сформировала национальное самосознание. Каждый человек, живущий в России, почувствовал себя частью великого и могучего народа.