Цель: ознакомление учащихся с особенностью образной системы в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.
Задачи.
Образовательные:
на основе повторения ранее изученного материала, в ходе знакомства с новым углубить знания по системе образов в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”;
Развивающие:
развивать критическое мышление при анализе и оценке персонажей поэмы;
развивать навыки групповой самоорганизации, умения вести диалог, монолог;
Воспитательные:
воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, умение работать в коллективе;
воспитывать интерес к литературе.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, индуктивный, дедуктивный, частично - поисковый.
Методические приёмы: самостоятельная работа учащихся, беседа, диспут.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, дифференцированная.
Использование ТСО: 3 презентации к уроку по поэме Н В Гоголя “Мертвые души”.
Оборудование:
Портрет Н В Гоголя.
Портретная галерея помещиков из рисунков учащихся, а также гербы каждого персонажа.
Выставка, литературная газета, посвящённая 200-летию со Дня рождения Н.В. Гоголя.
Ход урока
Организационный момент.
(Презентация 1. Слайд 1,2,3,4 ознакомление учащихся с темой, целью, планом урока, эпиграфами).
- Тема сегодняшнего урока: “Особенности образной системы помещиков поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души””.
Цели:
- познакомиться с мастерством Н.В. Гоголя в создании образов помещиков в поэме “Мёртвые души”;
- сопоставить помещиков, найти сходства и отличия;
- подумать над вопросом, почему именно так выстроена портретная галерея помещиков?
- Познакомьтесь с планом нашей работы.
Проверка домашней работы (выступление 5 групп).
Объяснение новой темы (защита презентаций 6 группы).
Закрепление новой темы. (Беседа по новой теме).
Обобщение темы. (Тестовая работа по содержанию текста поэмы).
Домашнее задание. (Сочинение - рассуждение, доклады).
Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Эпиграфы к уроку:
Он пробудил в нас сознание о нас самих. Н.Г. Чернышевский
Нельзя иначе устремлять общество к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости. Н.В. Гоголь
- Перед вами два эпиграфа к уроку.
- Первое высказывание принадлежит Чернышевскому о Н.В. Гоголе. Прочитаем его. Как вы понимаете эту фразу? (Беседа)
Вторая цитата принадлежит Н.В. Гоголю. Прокомментируйте данное высказывание. Как вы понимаете эти слова? (Беседа)
Проверка домашнего задания (слайд 5)
- Опишите нам “всю глубину настоящей мерзости” в образах помещиков поэмы. Переходим к домашнему заданию. Вспомним, вам предлагалось разбиться на группы, выбрать одного помещика, составить таблицу по плану: внешний вид героя, описание его усадьбы, хозяйства, образа жизни, авторское отношение к персонажу. Нарисовать герб или рисунок, символизирующий характер помещика. Ваше сообщение должно быть не больше 2 минут.
- Скажите, о каком герое эти цитаты?
Выступление групп (группы читают свои составленные таблицы по персонажам, объясняют гербы помещиков).
Первая группа “… Люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан …” (образ Манилова).
Вторя группа: “Дубинноголовая” помещица (образ Коробочки).
Третья группа: “Исторический человек” (образ Ноздрёва).
Четвёртая группа: “Родился ли ты уж таким медведем…” (Образ Собакевича).
Пятая группа ““изношенная развалина” (Образ Плюшкина).
Группы выступают с сообщением. Находят среди портретов нужного помещика, объясняют, почему это именно он?
- Почему именно такой герб ваша группа предложила нам? Объясните его. (Группа отвечает на вопрос).
- Ребята, какие вопросы хотите задать этой группе по гербу?
Объяснение новой темы
1 часть.
- Вы описали недостатки, пороки, присутствующие в характере каждого помещика.
- Скажите, как Гоголю удалось создать такие интересные образы? (Гоголь использовал выразительные средства).
Действительно, Н.В. Гоголь для создания образов помещиков использовал различные литературные приёмы.
Познакомимся с некоторыми из них. Девочки расскажут нам о выразительных средствах.
Ваша задача: внимательно прослушать выступление и в конце ответить на вопрос, какие же литературные приёмы использовал Гоголь в создании образов помещиков?
(Презентация 2, “Мастерство Н.В. Гоголя в создании образов”)
Закрепление темы
- Ответьте на вопрос, какие выразительные средства использует Н.В. Гоголь для создания образов помещиков? (ответы на вопросы).
2 часть. Переход ко второй презентации.
- Скажите, о каком помещике девочки не сказали? (О Плюшкине). Скажите, а кого из помещиков Чичиков посещает последним? Почему именно Плюшкин заканчивает портретную галерею? (Дискуссия).
- В современном литературоведении вопрос о том, почему в ряду помещиков Плюшкин изображен последним, оказался дискуссионным. Существуют два взгляда на эту проблему.
Презентация 1 (слайд 6)
Прочитаем высказывания критиков о Плюшкине и постараемся определить, в чём заключаются эти точки зрения.
Герои все более делаются мёртвыми душами, чтобы потом почти совсем окаменеть в Плюшкине. А.К. Воронский. (Учебник “В мире литературы”. 10 класс под редакцией А.Г. Кутузова.)
Манилов, может быть, и “симпатичнее” Плюшкина, однако процесс в нём уже завершился, образ окаменел, тогда как в Плюшкине заметны ещё последние отзвуки подземных ударов. Выходит, что он не мертвее, а живее предшествующих персонажей”. Манн. Ю. Поэтика Гоголя
…тлеющий огонь в душе Плюшкина способен разгореться, а персонаж преобразиться в героя положительного и даже идеального. В.И. Коровин (Учебник “Русская литература IX века”. 10 класс. 2001 год
)- Какие существуют мнения о Плюшкине? Какой точки зрения придерживаетесь вы? Почему? (Диспут).
- Я предложила мальчикам подобрать аргументацию к каждому мнению, вынести свое суждение и обосновать его. Ваша задача внимательно послушать ребят, оценить их выступление и подумать, какая точка зрения ближе вам?
(Защита презентации № 3 по теме “Сопоставление Плюшкина с другими персонажами”)
Закрепление 2 части темы.
- Какая аргументация вам больше понравилась? Какую оценку вы поставили бы ребятам?
- Какое мнение у вас о Плюшкине? Не изменилось ли оно?
Объяснение домашней работы. (Презентация 1. Слайд №7).
Ваша домашняя работа состоит из двух частей.
Первая часть домашнего задания.
- Написать рассуждение на одну из предложенных тем. Выберете ту тему сочинения, которая вам близка и понятна:
- Манилов и Коробочка (сходства и различия героев) по поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.
- Ноздрёв и Собакевич (сходства и различия героев) по поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.
- Выразительные средства и их роль в создании образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.
- В защиту Плюшкина.
- Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?
- Встречаются ли в наши дни гоголевские помещики?
На следующем уроке мы проверим и проанализируем ваши сочинения.
Вторая часть домашнего задания.
Подготовиться к анализу образа Чичикова (11 глава).
Обобщение и систематизация знаний и умений.
- Сейчас у вас будет тестовая работа по содержанию текста поэмы. Такой вид деятельности даёт возможность вспомнить структуру теста, только ответы вы будете писать не числами, а словами. В одном задании встретятся несколько правильных ответов.
Подведение итогов урока.
- Подводя итоги сегодняшнего урока, мне хотелось бы услышать от вас, чему вы научились и что нового вы узнали по пройденной теме? (ответы на вопросы). Комментирование оценок.