Цель: познакомить учащихся с пейзажной лирикой русских поэтов XIX века.
Оборудование: портреты поэтов, картины русских художников-пейзажистов
XIX века, видеоряд “Пейзажи России”, музыкальные произведения на стихи русских
поэтов.
Ученики распределены по творческим группам, каждая группа готовит свое задание и
отвечает.
Слово учителя.
– Мы привыкли к тому, что мир вокруг нас неизменен. Каждое утро восходит солнце, каждый день поют птицы, каждый день улыбаются дети, казалось бы, все как всегда. Но все и всегда происходит особо, по-разному. Всякий раз привычное открывается нам неожиданной стороной, дарит нам радость и ощущение счастья.
Мир родной природы, мир красоты нашей родной земли, нашей Родины, мир удивительный и прекрасный, воплотили в поэтическом слове русские поэты.
Стихи о родной природе помогают распахнуть наши сердца навстречу прекрасному, они дарят и многое другое, потому что в природе, как сказал еще Тютчев, “есть душа, …есть свобода, есть любовь,…есть язык”.
Музыка и поэзия обращают взгляд человека в глубину собственной души, собственного сердца. В этом их волшебство.
Ученик.
– Мы читаем Федора Тютчева. Не просто читаем хорошие, прекрасные стихи, а стараемся уловить что-то таинственное, едва осязаемое.
Ученица. Стихотворение “Неохотно и несмело…”
Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Ученик.
– Любовь к жизни, любовь к “настоящему” в каждой строчке поэта. И хотя человек – “беспомощное дитя” природы, глядя на нее, он черпает силы в ней, обновляющейся каждой весной.
Основной прием пейзажной лирики Ф.И.Тютчева – изображение природы через восприятие человека. Гроза не страшна. Она нарушила лишь однообразие жизни. В жизни же человека это бывает не всегда.
Ученик.
– Традиционными в русской литературе образами-символами безмятежного покоя являются образы вечнозеленых сосны и ели. В стихотворении “Листья” о них сказано, что они “всю зиму спят”, их зелень не меняется, и хотя не желтеет, но уже не выглядит свежей. Другое дело – листья. Они жаждут перемен и стремятся к полету.
Ученица.
Стихотворение “Листья”
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..Октябрь 1830
Ученик.
– Тютчев – великолепный певец природы. Для него она – живое существо, со своей гармонией, блеском, молодостью и красотой.
Ученик.
– Совсем по-другому воспринимает природу другой поэт – Я.П.Полонский. Она вызывает у него смятение, беспокойство, томление. Светлая часть года не интересна поэту. Лирический герой Полонского, печальный, унылый, замирает перед величием природы, ее тайнами.
Типичный для него пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны, костер в ночи.
Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием человеческой души.
Стихотворение “По горам две хмурых тучи…”
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели...
1859
Ученик.
– Стихи Полонского напевны и мелодичны, не случайно многие из них положены на музыку “Мой костер в тумане светит”, “Вечерний звон”, “Мгновения”.
Так же напевны и стихотворения поэта Евгения Баратынского.
Стихотворение “Чудный град…”
Чудный град порой сольется
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов!
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.
Ученик.
– А вот для А.Фета природа – это вселенная красоты. Он воспринимает ее всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в описании. Глаз художника замечает в природе и человеке тончайшие переходы из одного состояния в другое. Стихи Фета насыщены благоуханием цветов и трав.
Ученик. Стихотворение “Ель рукавом мне тропинку завесила…”
* * *
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.Ветер. Кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты. 4 ноября 1891
Ученик.
– И все-таки образ красоты у Фета окружен ореолом страдания. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту мира поэзии.
Отрывок из воспоминаний А.Фета: “Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в тихом переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте”.
Стихотворение “Опять незримые усилья…”
Опять незримые усилья...
Опять незримые усилья,
Опять невидимые крылья
Приносят северу тепло;
Все ярче, ярче дни за днями,
Уж солнце черными кругами
В лесу деревья обвело.
Заря сквозит оттенком алым,
Подернут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор;
Еще леса стоят в дремоте,
Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор.
Ручьи, журча и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
А там по нивам на просторе
Река раскинулась как море,
Стального зеркала светлей,
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей.
Год: <1859>
Ученик.
– А теперь окунемся в красоту поэзии А.Н.Майкова. А.Н.Майков – один из самых жизнерадостных русских поэтов.В его поэзии живет мир солнца, преобладают образы светлых времен года. Он любил писать об утре и полдне, о весне и лете.
Стихотворение “Рассвет”.
Ученик.
– Пейзаж у Майкова всегда залит солнцем. Даже осень у поэта изображается в отблесках лучей солнца, в золоте листьев. Он поэт русского леса, сумевший передать его прохладу, гомон птиц, он ввел в лирический пейзаж звуки, краски, запахи.
Стихотворение “Осень”.
Стихотворение “Пейзаж”.
ПЕЙЗАЖ.
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь – и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист; –
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Идешь, как будто по водам, –
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
Уж солнца луч ложится косо...
Вдали проглянула река...
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека...
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз – то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет...
И криком кляче помогает
Старик, а на возу – дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай идет кругом.
Ученик.
– Другой мастер пейзажной лирики – А.К.Толстой.
Лирика его окрашена мотивами удали, радостью, восторгом. Его лирического героя можно назвать “очарованным странником”.
В стихотворении-сценке “Где гнутся над омутом лозы…” герой так околдован плавной мелодией, пением стрекоз, что рискует угодить в омут. Он так очарован, что не видит опасности.
Стихотворение “Где гнутся над омутом лозы…”
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
“Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно –
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!”
1840-е
Музыка Н. А. Римского-Корсакова, В. И. Ребикова. (Трехголосый детский хор.)
А. К. Толстой
(1817–1875)Приложение.
Конец формы.
Слово учителя.
Мы с вами прикоснулись к прекрасным поэтическим творениям русских поэтов XIX века, и наверняка каждый из вас открыл для себя что-то новое, неожиданное в картинах русской природы. И пусть строки этих и других прекрасных стихотворений станут частицей вашей жизни, частицей вашей души.