Цель: показать старшеклассникам конкретное художественное воплощение того сложного замысла, о котором Лесков писал: «хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»; подвести обучающихся к осмыслению образа Ивана Флягина как праведника земли Русской; задуматься над смыслом жизни человеческой.
Эпиграф к уроку:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Н. Рубцов
Ход урока
1. Оргмомент. Цель урока. Звучит песня «Неприкаянный» в исполнении А. Малинина.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на нашем уроке, уроке-раздумье, мы будем говорить не только о произведении Николая Лескова, но и о России, о русском человеке, о русском народе. Мы будем говорить о смысле жизни наших предков и о смысле нашей с вами жизни.
Эй, люди! Подумаем очень серьезно, как
жить
на земле!
Р. Рождественский
– А нужно ли думать над тем, «как жить на земле?»
– Разве это не все равно – кто как живет?
Один из ответов на вопрос, «как жить на земле?», мы постараемся найти у Николая Лескова, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.
3. Краткое сообщение о писателе и его творчестве, подготовленное учеником.
4. Слово учителя:
Николай Лесков и писатели-современники напрямую обратились к народу, к различным социальным слоям нации, чтобы найти те живые, здоровые силы, на которые можно опереться. И, пожалуй, особенным вниманием пользуется в эту эпоху положительный герой. Его отыскивают и в народе, и в среде разночинцев, и в слое мастеровых, умельцев, пытаясь понять, в чем же заключены коренные свойства национального характера, не умирающие, не подавленные обстоятельствами.
Сам Лесков всегда считал, что наиболее сильно в его творчестве изображение положительных героев.
В предисловии, предпосланном небольшому циклу рассказов под общим и характерным названием «Праведники», Лесков объясняет смысл и направление своих художественных поисков.
«Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?..
И пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число тех праведных, без которых «несть граду стояния», но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или неправедны – все это надо собрать и потом разобрать: «что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому «свято господу».
В недавнюю пору, когда мнилось нам, что все мы «праведники» и безупречно праведны дела наши и помыслы, лесковские герои казались чудаковатыми «антиками», не имеющими к нашей сегодняшней жизни никакого отношения.
Но пришло время прозрения и покаяния, и глазам нашим открылись такие мерзости и неустройства жизни, что современному человеку уже с трудом верится в «стояние граду». Эту веру тем более трудно обрести, что здесь и там города наши и веси сотрясаются от людской злобы и ненависти.
Обрести душевное равновесие, доверие к себе и ближнему помогает зоркий, внимательный взгляд Лескова, умеющий в самых неблагоприятных обстоятельствах заметить драгоценные проблески доброты, бескорыстия и самопожертвования в душах русских людей самых разных социальных сословий.
5. Таков герой повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин.
Постараемся пристально вглядеться в человека, которого до сих пор почему-то принято называть «простым», и увидеть в русской душе то, что позволяло выстоять «и граду», и «целой земле» в самых жестоких испытаниях.
6. Работа с текстом произведения
– Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с лесковским героем?
(Встреча автора-повествователя с героем происходит в пути, в дороге, так как этот мотив является основой сюжетного движения в «Очарованном страннике».)
– Найдите описание внешности пассажира, обратившего на себя всеобщее внимание путников.
– Представим себе нашего героя. (Звучит «Богатырская» симфония.)
– Какой образ возникает в вашем сознании, слушая эту симфонию?
– Какая черта русского национального характера воплощена в нашем герое? (Богатырство. Богатырская мощь.)
– С кем из былинных русских богатырей сравнивает Лесков своего героя?
Учитель:
Иван Северьяныч обладает, подобно сказочным и былинным богатырям, неуемной жизненной мощью, активностью, которая бьет через край, и остановить ее нельзя.
Достигая беспредельности, она вырывается наружу и может наделать множество бед. Герой словно бы неволен в своих поступках.
– Приведите примеры безрассудочного поведения героя, а точнее непредсказуемого поведения.
(Убийство невинного монаха, побег из дома, убийство татарина Савакирея, цыганки Груши, которую любил.)
В азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, которые ему еще предстоит пережить.
– Найдите в тексте слова, в которых сформулировано это предначертание герою.
Учитель:
В этих словах воплощает писатель судьбу всей России и ее народа, которому суждено пережить множество горестей и бед, пока не найдет он свой единственный, праведный путь, ведущий к счастью. С этого момента судьба начинает испытывать нашего героя.
Такое погибание есть «хождение по мукам», «претерпевание», следование от одного испытания к другому. Герой страдает, «страждет». Через эти жизненные страдания и испытания приходит к нему переосмысление своего назначения в жизни, своего призвания, и он становится праведником.
– Каков же он, крепостной форейтор Голован, – добрый или злой человек?
(Однозначно определить это вначале повести невозможно. Он человек сиюминутного настроения, поступающий не в соответствии с внутренними убеждениями. Сам рассказчик пытается объяснить непредсказуемость своего юношеского поведения предопределением, роковой высшей силой, во власти которой оказывается с самого момента своего рождения.)
– Что же послужило причиной, пробудившей его к долгому странничеству?
(Причиной стало «наказание» немца-управителя за «кошкин хвост».)
Вывод: Иван Северьяныч убежал из дому, стал странником, когда его оскорбили и ущемили его человеческое достоинство, не убитое крепостным рабством.
Анализ эпизода «Служба в няньках».
– Какие черты характера нашего героя проявляются в этом жизненном испытании?
(Нежность, доброта, привязанность к воспитаннице, сострадание к матери, что «пополам рвется» между любимым человеком и дочерью. Сделав выбор в пользу страдающей матери, герой снова осложняет свою судьбу. Становится бродягой, которому идти некуда.)
Неприкаянность героя приводит его на пензенскую ярмарку.
– Какие новые свойства личности Ивана Северьяныча открываются в этом рассказе? (Он очень любит лошадей. Умеет сразу оценить их достоинства. Это человек с обостренным чувством красоты.)
– Найдите и выразительно прочитайте описание кобылицы.
– Какова же истинная причина, заставившая Ивана Северьяныча решиться на мучительный поединок с татарином?
(Поступок Ивана Северьяныча определен чувством восторга. Это искушение красотой приводит героя к новому резкому повороту в судьбе – к десятилетнему плену.)
7. Учитель:
Оказавшись среди татар, в условиях чужого быта и чужой природы, Иван Северьяныч впервые ощущает себя русским человекам.
– Какое чувство постоянно испытывает герой, оказавшийся в степи, далеко от Родины?
Свой ответ подтвердите цитатой из текста (глава 7 со слов «Тоски дна нет...»).
– Но чем исполнена эта тоска, русская тоска?
Вывод: В русской тоске – пронзительное, щемящее чувство боли, сродненности с этой землей.
Иван Северьяныч постоянно думает о Родине, о родных местах, в нем живет непоколебимый дух веры. Он бежит из плена.
Учитель:
Итак, перед ним – бесконечность пути, манящая его, очаровывающая его.
Наш герой – СТРАННИК.
– Что же означает это слово «странник»?
СТРАННИК – это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя.
Звучит стихотворение «Пошли, господь, свою отраду...» Федора Тютчева в исполнении ученицы. Это стихотворение о странниках, бредущих по дорогам России и по дорогам жизни, об их усталости и бесприютности, об их вечной неуспокоенности.
8. Продолжение беседы.
– Завершаются ли испытания после побега «очарованного странника» из степи?
(Впереди у Ивана Северьяныча не менее трудные испытания, чем те, которые он пережил. Одно из таких испытаний – возвращение на родину, где его никто не ждет. Появление многострадального пленника в графском имении ознаменовано новой поркой с «оглашением для всеобщего примера» и барским приказом пустить грешника на оброк. Так странник снова отправляется в путь.)
– Как складывается судьба героя, впервые получившего «законную бумагу» и почувствовавшего себя свободным человеком ?
(Иван Северьныч поступает на службу к князю, занимается любимым делом. Князь уважает талантливого конэсера. Но Иван Северьяныч по-прежнему тоскует, и тоска его выражается в продолжительных безобразных запоях.)
– Что же помогло Ивану Северьянычу избавиться от пагубной страсти? (Избавила чудодейственная сила магнетизера.)
Учитель:
А на самом деле причиной глубоких перемен в личности героя стала встреча с цыганкой Грушей.
– Чем поразила Грушенька Ивана Северьяныча?
– Найдите и выразительно прочитайте описание внешности Груши.
Учитель:
Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открывается новая красота – красота женщины, таланта, человеческой души.
Пережитое очарование Грушей дает возможность полностью раскрыться душе Ивана. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность. Любовь Ивана Северьяныча ставит его перед самым мучительным в жизни испытанием.
Зная его преданность по отношению к себе, Грушенька просит, чтобы он исполнил ее последнюю просьбу: помог бы ей уйти из жизни, взяв на себя тем самым страшный смертный грех.
– Что вы думаете о его поступке?
– Грешник он или праведник?
Вывод:
В страшном противоречии, в неизбывном страдании слились греховность и праведность героя. В убийстве им любимой женщины – высшее милосердие, высшее проявление человечности, в его поступке – боль за другого человека и страшная решимость погубить свою душу, но спасти душу жестоко страдающего любимого человека.
«Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее отстрадать и ее из ада выручить».
– Что меняется в жизни и судьбе «очарованного странника» после смерти Грушеньки?
(Иван Северьяныч под чужим именем идет служить в солдаты).
Вывод:
С этого момента он отрекается от каких бы то ни было эгоистических побуждений и посвящает себя служению людям, становится праведником. В нем все более и более пробуждается голос совести, который толкает его творить суровый суд над прошлой жизнью и осознать себя «великим грешником».
– Как вы, ребята, понимаете смысл слова «праведник»?
(Праведник – это человек с чистой совестью и душой).
В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
Праведник – праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник.
С. Ожегов «Толковый словарь русского языка». ПРАВЕДНИК –
- У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
- Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.
– Что же привело героя в монастырь?
Найдите в тексте объяснение самого Ивана Северьяныча: «Деться было некуда...»
Учитель:
Сбылось то, что было предначертано. Будучи у своей матери «молитвенным сыном», Иван был с самого рождения предназначен для служения Богу.
Примечание: Слова «моленый сын» и «сын обещанный» связаны с известной древнерусской традицией.
В многочисленных житиях святых мотив «моленого» и «обещанного» чада связан с героями особого типа – святыми, чья жизнь чиста и безгрешна. Такие герои посвящают себя и свою жизнь Богу и уже в ранней юности становятся монахами.
– Совпадает ли эта традиция с логикой изображения лесковского героя? (С одной стороны, некоторые совпадения есть: Ивану Северьянычу в беспокойных снах является иногда «большой белый монастырь». В конце жизни странник действительно становится монахом. С другой стороны, Иван Северьяныч совсем не похож на святых. Он грешен, даже повинен в убийстве.)
Таким образом, Лесков не только напоминает читателю об известной традиции, но и заново ее переосмысливает.
Учитель:
Иван Флягин оправдан, очищен от грехов.
Он стал монахом, чернецом и обрел успокоение, даже какое-то тихое счастье в монастыре.
Он выдержал выпавшие на его долю испытания и сохранил гуманные чувства, доброту души, любовь к человеку.
Но Иван Флягин не может жить для себя. Он убеждается, что жизнь нужно отдать за общее и большое дело.
– Скажите, ребята, к какому жизненному итогу приходит наш герой? «Мне за народ очень помереть хочется...».
Вывод:
Герой обрел смысл жизни.
Влекущая и манящая сила, толкавшая его и не дававшая ему покоя, разрешилась в осознанном чувстве любви к Родине.
Им руководит какое-то интуитивное нравственное чувство, которое его никогда не подводит.
Лесков считал, что эта врожденная праведность – неотъемлемая черта русского национального характера. Лесков возвращает нам ощущение прочности бытия, веру в добродетельного человека.
Он утверждает ценность и значимость души, сохранившей «живой дух веры».
Звучит стихотворение Федора Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила...» (А. В. Плетневой) в исполнении ученицы.
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет от них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
НЕ все, что здесь цвело, увянет,
НЕ все, что было здесь, пройдет.
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать,
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца все претерпел.
Итог урока:
Кто он Иван Флягин?
Иван Флягин – один из тех праведных, без которых «несть граду стояния».
– Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни? (Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает вас к переосмыслению нашего разговора о смысле жизни.)
– Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать праведниками?
Учитель:
Ныне, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров, сама мысль о том, что в наше жестокое время возможны подобные люди, покажется некоторым абсурдной.
Тем не менее это так. И я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Не соглашусь прежде всего потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий исторический срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить – да, но не уничтожить.
Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией?
– Ребята, все вы сейчас находитесь на пороге взрослой жизни. Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо, и что не надо делать.
Этому учили во все времена самые мудрые и доброй жизни люди всех народов. Учения этих мудрых людей все в самом главном сходятся к одному: учение о том, что такое жизнь человеческая и как надо прожить ее и есть настоящая вера.
К пониманию этой веры и приходит лесковский герой, Иван Северьяныч Флягин, став в конце жизни праведником земли Русской.
Вывод:
Прожить жизнь праведно – как просто и как невозможно трудно.
Читаю строки стихотворения Р. Рождественского:
«Эй, люди!
Подумаем очень серьезно,
как жить на земле!»
Звучит песня «Живем мы не долго» в исполнении А. Кальянова.
Домашнее задание:
Подумать над вопросом:
О чем заставил меня задуматься «Очарованный странник» Н. Лескова? Что нового по сравнению с ранее изученными произведениями увидели вы в «Очарованном страннике».