Цель: используя приемы технологии развития критического мышления, помочь учащимся понять, какую роль может играть деталь в художественном произведении.
Оборудование: презентация к уроку, текст рассказа на каждой парте.
Ход урока
Стадия вызова
1. В начале урока провести викторину: какой ряд знает больше рассказов Чехова (1-2 мин.)
2. На первом слайде в высказывании М. Горького найти ключевые слова, относящиеся к теме урока.
3. Объяснить, кто такой хамелеон и как он связан с темой урока.
4. Определить, что такое деталь, в чем особенность детали художественной. Приложение 1 (слайды 2 и 3).
5. Выяснить, кто такие полицейский надзиратель и городовой (слайд 4).
Стадия осмысления
1. Детали в рассказе. На рисунках шестого слайда изображены эпизоды рассказа. Найти в тексте соответствующие фрагменты и детали, подчеркивающие разницу в положении полицейского надзирателя и городового.
2. Определить, какую роль играет конфискованный крыжовник, новая шинель.
3. Слайд 7. Составить таблицу: «Кто в рассказе «хамелеон»?»
4. Слайд 8. Продолжить таблицу: «Есть ли еще в рассказе «хамелеоны»? Таблица составляется поэтапно, по одному персонажу, с самопроверкой: на слайде постепенно появляются изображения персонажей и правильные ответы.
5. Подводим итоги. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Почему никто в толпе не смеется над Очумеловым?
- Как это характеризует людей в толпе?
- Какие мысли вызвал описанный в рассказе случай?
- Что показалось смешным? Что кажется грустным?
- Какие чувства вызвали у вас герои рассказа?
- Какую роль сыграли детали в восприятии рассказа?
Рефлексия
1. Слайд 10. Проба пера. Детям предлагается написать синквейн по теме урока.
2. Желающие читают свои синквейны.
Домашнее задание: составить аналогичную таблицу по рассказу «Толстый и тонкий».