Роль детали в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

Разделы: Литература


Цель: используя приемы технологии развития критического мышления, помочь учащимся понять, какую роль может играть деталь в художественном произведении.

Оборудование: презентация к уроку, текст рассказа на каждой парте.

Ход урока

Стадия вызова

1. В начале урока провести викторину: какой ряд знает больше рассказов Чехова (1-2 мин.)

2. На первом слайде в высказывании М. Горького найти ключевые слова, относящиеся к теме урока.

3. Объяснить, кто такой хамелеон и как он связан с темой урока.

4. Определить, что такое деталь, в чем особенность детали художественной. Приложение 1 (слайды 2 и 3).

5. Выяснить, кто такие полицейский надзиратель и городовой (слайд 4).

Стадия осмысления

1. Детали в рассказе. На рисунках шестого слайда изображены эпизоды рассказа. Найти в тексте соответствующие фрагменты и детали, подчеркивающие разницу в положении полицейского надзирателя и городового.

2. Определить, какую роль играет конфискованный крыжовник, новая шинель.

3. Слайд 7. Составить таблицу: «Кто в рассказе «хамелеон»?»

4. Слайд 8. Продолжить таблицу: «Есть ли еще в рассказе «хамелеоны»? Таблица составляется поэтапно, по одному персонажу, с самопроверкой: на слайде постепенно появляются изображения персонажей и правильные ответы.

5. Подводим итоги. Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Почему никто в толпе не смеется над Очумеловым?
  2. Как это характеризует людей в толпе?
  3. Какие мысли вызвал описанный в рассказе случай?
  4. Что показалось смешным? Что кажется грустным?
  5. Какие чувства вызвали у вас герои рассказа?
  6. Какую роль сыграли детали в восприятии рассказа?

Рефлексия

1. Слайд 10. Проба пера. Детям предлагается написать синквейн по теме урока.

2. Желающие читают свои синквейны.

Домашнее задание: составить аналогичную таблицу по рассказу «Толстый и тонкий».