Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • "Веселая фразеология" . Игра для учащихся 6-го класса 2007

    Автор: Солодовникова Татьяна Демьяновна

    Игра для учащихся 6-го класса по русскому языку популяризирует знания по лексике русского языка; развивает речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи); развивает умения работать в группе.

  • Преподавание русского языка 2007

    Автор: Жмакова Оксана Вениаминовна

    В данной разработке представлен опыт проведения интегрированного урока (русский язык + чтение) для учащихся 5-х классов коррекционных школ VIII вида, цель которого привить интерес к предмету. Способствовать более прочному и сознательному усвоению материала по темам "Правописание парных звонких/глухих согласных на конце и в середине слова" и "Жанры произведений". Развивать мышление, фантазию, речь. Задания носят индивидуально-дифференцированный подход.

  • Использование краеведческого материала в процессе передачи учащимся новых знаний 2007

    Автор: Байцерова Ирина Владимировна

    На материале говора родного края объясняется, как краеведческий материал влияет на формирование у детей новых понятий. Также указываются пути использования краеведческого материала на уроках русского языка различных типов.

  • Урок "Универсальный заменитель" 2007

    Автор: Кустова Ольга Сергеевна

    Местоимение представляет сравнительно небольшую группу слов, но по частоте употребления занимает третье место после имени существительного и глагола. Основное внимание при изучении местоимения на данном уроке направлено на усвоение учащимися его значения как части речи, синтаксической функции; развитиюе умения находить местоимения в речи, определять их роль в тексте; правильно употреблять местоимения; развитие творческих способностей учащихся.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок на З и С" 2007

    Автор: Сухарева Инна Николаевна

    В разработке урока показано применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. Основные цели урока - развитие орфографической зоркости и навыков применения на практике полученных знаний, совершенствование навыков работы на компьютере. Материал урока вызовет у учащихся интерес к изучению русского языка, научит объективно оценивать свои знания, будет воспитывать ответственное отношение к здоровью.

  • Интегрированный урок химии и русского языка по теме "Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных гласных в корне. Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения". 8-й класс 2007

    Автор: Штрекер Иван Августович

    Цели урока: закрепить опорные знания о кислороде и оксидах; создать условия для развития у учащихся умений составлять уравнения реакций и решать расчётные задачи; использовать, развивать, обогащать субъективный опыт учащихся в формировании умения самостоятельно различать виды предложений по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации; применять алгоритм работы над орфограммой "безударная гласная в корне".

  • Стилистические возможности различных синтаксических конструкций русского языка (теоретические материалы в помощь учителю) 2007

    Автор: Литвинюк Лариса Федоровна

    Представленные в виде таблицы материалы о стилистических возможностях синтаксических конструкций русского языка помогут учащимся проводить анализ исходного текста и создавать различные собственные высказывания как на лингвистическую, так и на свободную тему в соответствии с речевой задачей, т.е. служат развитию связной речи учащихся.


  • Проектная деятельность на уроках литературы 2007

    Автор: Братухина Ольга Александровна

    Сейчас все чаще на уроках используются проекты. Это связано прежде всего с тем, что школы стали компьютеризированными, и детям интересна такая форма работы. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

  • Урок русского языка по теме "Морфологические признаки глагола" 2007

    Автор: Орлова Галина Александровна

    Урок "Морфологические признаки глагола" является обобщающим, на котором все морфологические признаки повторяются и систематизируются. Составленная на уроке схема морфологического разбора используется учениками на последующих уроках русского языка и в среднем звене. Материалы урока можно использовать в 4-м классе начальной школы и в 5-м классе при повторении изученного материала.

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме "Обобщающее повторение по теме "Причастие" с применением инновационных технологий 2007

    Автор: Курносова Лариса Владимировна

    Данный урок позволяет систематизировать знания о причастии. Структура урока способствует познавательной активности учащихся, самостоятельности, развитию творческих способностей. В планировании урока имели место инновационные методы, дифференциация в обучении, активно использована наглядность. Разнообразная учебная деятельность на уроке позволяет обеспечить при проверке знаний учащихся воспроизведение ими основных признаков изученного материала.

  • Тетрадь "Работа над ошибками на уроках русского языка в 5–6-х классах" 2007

    Автор: Евстратова Татьяна Евгеньевна

    Данная тетрадь является продолжением работы над углублённым анализом орфографических ошибок учащихся 5–6-х классов, начатой мною в 2005/06 уч. г. Заполняя таблицы, предложенные в тетради, поэтапно разбирая ошибки, допущенные в диктантах, изложениях и других видах контрольных заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть ошибки, объяснить их, соотнести с нужным правилом.

  • Сочинение в 8-м классе по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" 2007

    Автор: Самойлова Светлана Александровна

    Пути развития речи учащихся необычайно разнообразны. Одним из многих методов, способствующих развитию речевых навыков учащихся, является работа по картине. Система упражнений, связанных с картиной, имеет целью привить учащимся интерес к живописи, развивает наблюдательность, обогащает их новыми яркими впечатлениями. Описание картины приучает школьников давать отчёт о том, что видел и слышал, облекая плоды своего воображения в правильную словесную форму.

  • Усвоение глаголов речи 2007

    Автор: Исмагилова Зульфия Минсалиховна

    Продуманное и целенаправленное обогащение словарного запаса учащихся служит предпосылкой развития их речи. Коммуникативный характер обучения языку предполагает систематизацию словаря, вычисление в учебных целях отдельных микросистем. Наиболее приемлемой формой является работа с определёнными лексикосемантическими группами слов такими, как глаголы движения, чувств, мышления, речи и т.п.

  • Разработка урока русского языка в 6-м классе по теме "Повторение изученного по разделу "Лексика" 2007

    Автор: Кержаева Евгения Николаевна

    Урок-путешествие в 6-м классе по теме: "Повторение изученного по разделу "Лексика". В рамках данного урока решаются следующие задачи: закрепление понятий: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы; выработка умений и навыков: определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, различать прямое и переносное значение слова, подбирать к словам синонимы, антонимы, отличать омонимы от многозначных слов.


  • Тема урока: "Из истории русского алфавита" 2007

    Автор: Ларина Галина Витальевна

    Урок-семинар в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации на тему "Из истории русского алфавита" познакомит учащихся с деятельностью великих славянских просветителей Кириллом и Мефодием, поможет понять эволюцию русского языка, орфографические изменения, связанные с вносимыми в алфавит упрощениями.

  • Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами предложений 2007

    Автор: Булатова Айгуль Вильевна

    Погрузившись в язык замечательной повести Мустая Карима "Помилование", пронаблюдаем, как "работают" предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании портрета, и в характеристике действия, и в передаче душевных переживаний героев.

  • Урок развития речи на тему "Письмо". 5-й класс 2007

    Автор: Петрова Оксана Леонидовна

    Данный материал рассчитан на учащихся 5-х классов. Он знакомит детей с понятием "эпистолярное творчество", с историей письма, дает классификацию существующих видов писем, помогает уяснить разницу между ними, учит писать частные письма, соблюдая этику их составления. Целями данного урока является привлечение внимания учащихся к эпистолярному жанру как к письменному виду человеческого общения, формирование коммуникативных навыков; повышение культуры письменного общения.

  • Интегрированный урок по русскому языку и математике на тему "Число. Имя числительное" 2007

    Автор: Абрахина Любовь Петровна

    В уроке объединены два предмета (русский язык и математика), ведут его два учителя. Целесообразность проведения видится в том, что темы "Имя числительное" (русский язык) и "Число" (математика) дают представление о цельности окружающего нас мира.

  • Английские слова в русском студенческом сленге 2007

    Автор: Морозова Ирина Олеговна

    В современном русском студенческом сленге содержится очень много английских слов. Не секрет, что многим студентам иногда легче выразить свои мысли и чувства с помощью слов иностранного языка, они затрудняются в выборе подходящих для этого русских слов. Поэтому мы предлагаем проводить интегрированные уроки русского и английского языка, которые способствуют углубленному изучению этих языков.

  • Контрольно-тренировочные задания к разделам "Фонетика", "Орфоэпия" 2007

    Автор: Хахам Людмила Заурбековна

    Представлены тестовые задания, отобранные из числа тех, которые вошли в экзаменационные тесты 2006/2007 года. Они могут быть использованы старшеклассниками средней школы как учебно-тренировочный материал для проверки знания фонетики и орфоэпии, умения различать звуки и буквы, отличать гласные буквы от согласных, твердые от мягких, глухие от звонких. Данный сборник особенно уместен и полезен при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам. Задания сопровождаются комментариями, цель которых – помочь ученику систематизировать материал, выделить в нем главное, предупредить возможные ошибки.

  • Урок русского языка с компьютерной поддержкой в 8-м классе по тему: "Односоставные предложения (обобщение и систематизация полученных знаний)" 2007

    Автор: Рахматуллина Елена Михайловна

    Данный урок представляет собой комплексное повторение практически всех разделов русского языка, изучаемых ранее: фонетики, орфоэпии, орфографии, словообразования, морфологии. Но основное внимание уделяется разделу "Синтаксис", а именно – систематизируются и обобщаются знания по теме "Односоставные предложения". Урок-путешествие выбран не случайно, так как именно такая форма проведения урока позволяет оптимально менять темп и ритм работы, использовать разнообразные методы и приемы, в том числе и проблемно-поисковый, что позволило успешно реализовать развивающий потенциал урока.


  • Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы" 2007

    Автор: Фомина Таисия Николаевна

    Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

  • Урок русского языка в 7-м классе 2007

    Автор: Николаева Клавдия Константиновна

    Данный урок предполагает первичное усвоение навыка правильного написания н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Операционный состав формируемого действия помогает ученику избежать как орфографических, так и пунктуационных ошибок. Более целесообразной формой представления способа действия является алгоритм. Алгоритм представляет собой ряд последовательно выполняемых операций, составляющих полную ориентировочную основу действия. Выполняя операции одну за другой, ученик делает вывод о правописании конкретных слов или постановке пунктуационного знака. При этом выполнение каждой последующей операции возможно только в случае выполнения предыдущей. На уроке ученики составили альтернативный алгоритм. Пользуясь подобным алгоритмом, ученик вынужден выбирать между двумя ответами, не позволяющими "выйти" за рамки вопросов, что значительно уменьшает опасность ошибочного рассуждения, а значит, и написания. Использование алгоритмов позволяет сделать процесс изучения материала практически направленным, способствующим не столько механическому запоминанию, сколько овладению способом действия.

  • Урок русского языка в начальной школе. 4-й класс 2007

    Автор: Степанова Наталья Анатольевна

    Урок русского языка по темам "Роль глаголов в предложении". "Роль глагола в речи" развивает умение употреблять глаголы в речи, воспитывает чувство гордости за родной язык.

  • Урок русского языка в 10-м классе с целью подготовки к ЕГЭ по теме "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке" 2007

    Автор: Сафуанова Ильнара Нурмухаметовна

    Единый государственный экзамен вот уже несколько лет является реальной, всё более распространённой практикой выпускной аттестации школьников. Экзаменационная работа полностью соотносится с конечными целями обучения русскому языку. В работе предусматривается наличие заданий разного уровня сложности, включены задания, проверяющие лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции.

  • Урок-игра на тему "Имя существительное" 2007

    Автор: Кузнецова Галина Владимировна

    Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить мысль. Поэтому очень важно сделать урок русского языка радостным и интересным, способным активизировать творческие силы ученика, поставить его перед ситуацией выбора, принятия им самостоятельного решения. Органической частью урока может стать игра, вбирающая в себя его основные учебные задачи.

  • Урок развития речи по картине С.Григорьева "Вратарь" 2007

    Автор: Титова Анастасия Ивановна

    Предлагается конспект урока по развитию речи, на котором учащиеся будут писать сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь".

  • Дневниковые записи: многообразие стилей, типов и жанров речи 2007

    Автор: Патрушева Татьяна Васильевна

    Урок развития речи в 8-м классе.


  • Уроки развития речи. 10-й класс 2007

    Автор: Малаева Ольга Константиновна

    Уроки развития речи в 10-м классе, а именно, функционально-стилистическая характеристика текста. При данном виде разбора определённый текст анализируется как образец функционального стиля на всех языковых уровнях, что способствует развитию творческих, исследовательских способностей учащихся, обобщению и систематизации знаний по фонетике, лексике, грамматике, стилистике, совершенствует чувство языка. Одним словом, решается комплекс задач по подготовке к экзаменам – независимо от формы их проведения.

    стили речи, средства языковой выразительности, анализ текста, как анализировать художественный текст?

  • Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения 2007

    Автор: Толстова Наталья Александровна

    Цель статьи – выявить, насколько работа с производной лексикой может способствовать активизации умственной деятельности учащихся начальных классов.