Русский язык
-
Интегрированные уроки русского языка и информационных технологий как способ повышения грамотности учащихся 2007
Повышение грамотности учащихся – первоочередная цель уроков русского языка. Использование информационных технологий на интегрированных уроках русского языка и информатики способствует реализации данной задачи. Проведение серии экспериментальных интегрированных уроков показало стремление учащихся к овладению работой в приложении Word, повысило их грамотность по русскому языку. Использование элементов технологии модульного обучения развивает навыки самостоятельной работы учащихся, их умение оценивать свою работу.
-
Урок русского языка в 5-м классе по программе "Школа 2100" с использованием приемов технологии развития критического мышления 2007
Представленная технология тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Под критическим мышлением понимается проявление детской любознательности, выработка собственного мнения по определённому вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов. Данный урок не является представлением полной технологии, но приёмы использованы.
-
Антонимы 2007
Урок русского языка, на котором учащиеся знакомятся со словами, противоположными по значению, – вводится понятие "антоним", продолжается работа по подбору синонимов, закрепляется понятие "омоним".
-
Интегрированный урок русского языка и технологии в 6-м классе по теме: "Описание снежинок" (2 часа) 2007
Для проведения урока была избрана необычная интеграция предметов: русского языка и технологии. Это, а также элементы групповой работы и технологии развития критического мышления через чтение и письмо способствовало активизации познавательной и творческой деятельности школьников, повысило эффективность подготовки к сочинению. Используемая на уроке яркая образная речь художественных произведений, звучание музыки, демонстрация репродукций картин с изображением зимнего пейзажа, труд детей - всё это служило достижению основных целей урока: развитию устной и письменной речи учащихся, совершенствованию умений и навыков написания сочинения-описания. Материал рассчитан на парный урок.
-
Обобщающий урок "Односоставные предложения". 8-й класс 2007
Урок по теме «Односоставные предложения» в 8-м классе. Умело подобранный дидактический материал – залог успеха. В данном случае это еще и материал для беседы на самые разные темы: о добре и зле, о честности, порядочности, любви к родному краю и к людям труда… Темы, которые несут положительный воспитательный эффект.
-
Азбука делового человека (внеклассное мероприятие в 9–11-х классах по русскому языку) 2007
На внеклассном мероприятии по русскому языку учащиеся старших классов учатся составлять деловые бумаги: заявление, автобиографию, резюме. Цели: познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг; развивать устную и письменную связную речь; воспитывать гражданское самосознание.
-
Урок в 5-м классе по теме "Обращение" 2007
Тема "Обращение" только на первый взгляд кажется учащимся 5-го класса постой. Как показывает практика, при нахождении обращений ребята часто видят лишь имена, клички животных, а обращения к неживым предметам не замечают. На эту тему я отвожу два часа. Я хочу предложить разработку первого урока по данной теме. На первом уроке вводятся основные понятия из темы "Обращение", а на втором – закрепление и обобщение изученного.
-
Три склонения имен существительных 2007
Урок разработан в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Обучение ведется по учебнику А.В. Поляковой. Тип урока – урок-закрепление пройденной темы. Лексическая тема урока – "Февральские метели" с использованием рассказа Н.Сладкова "Круговерть".
-
Обобщающий урок по теме: "Глагол" "Путешествие в мир прекрасного" 2007
Урок повторяет всё, что ребята знают по теме "глагол", учит видеть глаголы в тексте и употреблять их в сочинениях.
-
Урок с использованием информационных технологий на тему: "Повторение о глаголе" 2007
В статье приводится один из уроков, проводимых в нашей школе совместно учителем информатики и русского языка. Тема предлагаемого урока – "Повторение о глаголе". Используется компьютерная техника, две подготовленные и поставляемые в приложениях программы из разработанного пакета "Поддержка русского языка" и проектор.
-
Урок развития речи по теме: "В гостях у словарей" 2007
"Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные вместе слова – дело плоти, крови, души родины и человечества" – так говорит А.Франс. Чтобы постичь этот мир – мир слов, автор предлагает учащимся побывать в "Гостях у словарей". Данный урок может быть использован на уроках русского языка, а также во внеклассной работе по предмету.
-
Ученическое исследование по русскому языку как специфический вид занятий 2007
Интерес к данной теме обусловлен тем, что большинство исследований, проводимых учащимися нашей школы, являются спонтанными и неосознанными, носят компилятивный характер. Школьные рефераты чаще всего - простое переписывание материала по теме из одного-двух источников или соединение логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов. Выбранные темы неоригинальны, в них нет особенной новизны, неожиданности. В исследованиях учащихся зачастую отсутствует законченность. Практически нет исследований, связанных с изучением русского языка. Кроме того, школьные научно-практические конференции учащихся проходят довольно скучно и не вызывают интереса у остальных школьников. Именно поэтому мы поставили перед собой задачу описать технологию организации работы над ученическим исследованием.
-
Деловая игра "Интервью" (урок развития устной речи для учащихся 7-го класса) 2007
Деловая игра "Интервью" может быть проведена в 6–8-х классах. В ходе игры учащиеся проверяют, могут ли они легко вступать в диалог с представителями власти, в данном случае с директором школы. Кроме этого, ребята знакомятся с особенностями жанра интервью, учатся выбирать "горячую" тему, формулировать вопросы. Занятие построено таким образом, что используются различные органы восприятия информации. В ходе занятия ученики определяются, кто из них может работать в общешкольной газете. В этом практическая направленность игры.
-
Урок русского языка "Второе лицо глагола" 2007
Здоровьесберегающий урок, который не только знакомит детей с особенностью окончания глаголов во втором лице, но и бережет их здоровье.
-
Урок русского языка на тему: "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова" (по программе "Школа-2100"). 2-й класс 2007
Урок проводится по технологии проблемного обучения. Дети совместно с учителем выводят правило проверки парных согласных на конце слова. На уроке оптимально организована мыслительная деятельность учащихся, развитие наблюдательности, внимания.
-
Урок по теме: "Правописание наречий. Дефис в наречиях" 2007
Цель данного урока: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий, научить учащихся находить наречия в тексте, сформировать навыки правильного написания наречий, развивать у учащихся активную мыслительную деятельность, воображение.
-
"В гостях у Слова" (Игра-путешествие по страницам лингвистических словарей) 2007
Представленный урок – игра-путешествие по страницам лингвистических словарей. Герои – "Учебник русского языка", "Этимологический", "Фразеологический", "Орфографический", "Словообразовательный" словари – расскажут о себе много интересного и поиграют с учениками 5–7-х классов, которым и предлагается это познавательно-развлекательное удовольствие!
-
Урок развития речи по теме: "Описание внешности хорошо знакомого человека". Русский язык. 8-й класс 2007
Данный урок поможет преподавателям русского языка и литературы сформировать представления учащихся о таком виде описания, как описание внешности; провести целенаправленную работу над деталями портрета, отобрать и записать с учащимися материал для описания общего впечатления о человеке.
-
Разработка урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Местоимения – прилагательные в языке и речи" 2007
Цели урока: повторить и систематизировать полученные ранее ( в 5-м классе) знания о местоимении; дополнить полученные ранее знания новыми; формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике; воспитывать активное и сознательное, а не "потребительское" отношение к изучению русского языка; создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Состав слова. Корень – значимая часть слова" 2007
Очень важно научить детей говорить и писать правильно, но еще важнее научить их думать и рассуждать. Данный урок позволяет развивать логическое мышление учеников, формирует коммуникативные навыки и повышает интерес к изучению русского языка.
-
Тема урока: "Орфография. Орфограмма в корне слова. Правила обозначения буквами гласных и согласных звуков". (Повторение) 2007
Цели урока: повторить виды орфограмм гласных и согласных в корне слова; развивать навык применения правила, обеспечивающего безошибочный выбор гласных или согласных в корне слова; развивать логическое мышление.
-
Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Урок развития речи в 8-м классе 2007
Задачи урока: систематизация знаний учащихся по теме на основе сопоставления языковых явлений; развитие умения определять тему текста, основную мысль, структуру текста, виды связи между предложениями и средства выразительности; создавать текст по заданной теме; воспитывать бережное отношение к семье.
-
Развитие речи учащихся на уроках русского языка на II ступени обучения 2007
Речь учащихся требует совершенствования с различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи, поставленные перед современной школой государством и обществом. Наиболее целесообразны: ежедневная работа со словом, словосочетанием, предложением, текстом; технология В.Н. Зайцева; технология активного обучения; факультатив "Теория и практика сочинений разных жанров"; внеклассные мероприятия. Работа над развитием речи школьников способствует формированию общей культуры, вносит вклад в формирование социально активной личности выпускника.
-
Урок по теме "Виды предложений по цели высказывания". 5-й класс 2007
Урок русского языка в 5-м классе посвящен видам предложений по цели высказывания. Работа в классе осуществляется по группам.
-
Урок по русскому языку в 6-м классе на тему "Путешествие в страну сказочного языка" 2007
Урок проводится в форме игры-путешествия. Объемный материал скомпонован по основным орфограммам имени прилагательного. В ходе урока использовались различные виды работы, позволяющие активизировать деятельность учащихся, развивать их творческие способности.
-
Лингвистический КВН по теме "Сложное предложение. Сложное?" 2007
Данный материал представляет собой разработку лингвистического КВНа, который можно провести в качестве обобщающего урока по теме «Сложное предложение». Эта игра сможет опровергнуть мнение о том, что сложное предложение сухо и неинтересно. Она наглядно покажет все стилистические возможности сложного предложения, которое может быть интересным и занимательным по смыслу, нести искромётный юмор, таить экспрессивные возможности, заражать оптимизмом. Связь лингвистического КВНа с художественной литературой будет способствовать формированию языкового вкуса учащихся.
-
Экспрессия знаков препинания как особенность поэтического стиля М.И. Цветаевой 2007
М.И. Цветаева - большой поэт, чей вклад в культуру русского стиха XX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой - это ритмы XX столетия, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных и военных потрясений. Цель исследования - анализ пунктуационных особенностей поэтического наследия автора, формирование целостного представления о системе знаков препинания, используемых в стихотворениях поэтессы.
-
Предикативность как основной признак предложения и текста 2007
Понятие "предложение" занимало и занимает существенное место в изучении школьного курса синтаксиса. Тема "Предложение" представлена во всех действующих учебниках русского языка для начального и среднего звена. При этом понятие "предложение" рассматривается в них практически одинаково, на базе основных признаков (смысловая и интонационная завершённость, наличие грамматической основы). По нашему мнению, возникает необходимость расширить сведения о дифференциальных признаках предложения, изучаемых в среднем звене, за счёт осмысления предикативности предложения. Это позволит повысить уровень не только языковой, но и речевой компетенции учащихся.
-
Урок-путешествие по русскому языку во 2-м классе на тему "Повторение и обобщение правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова" 2007
Предлагается воображаемое путешествие в страну Океанию орфографических знаний, где дети вспоминают законы орфографии, доказывают знание этих законов. Каждое задание требует от них активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств.
-
Два портрета (подготовка к сочинению-описанию по портретам О.А. Кипренского и В.А. Тропинина). 9-й класс 2007
Разработка урока содержит информацию о жизни художников XIX века, историю создания портретов, отзывы о портретах. На уроке используются различные приемы, групповые, индивидуальные задания. Все это направлено на решение главной задачи: создать у учащихся свое отношение к портретам художников, увидеть особенное в каждом портрете, общее, характерное для всех художников в изображении гениального поэта.