Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цель урока: научить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Задачи: * предметные.
- Дать понятия: “одушевлённые и неодушевлённые” имена существительные.
- Создать условия для формирования умения использовать полученные знания при работе.
- Проверить уровень первичного восприятия нового материала.
* Деятельно-коммуникативные.
- Создать условия для развития монологической речи учащихся.
- Создать условия для развития умения управлять своим вниманием.
* Ценностно ориентированные.
- Актуализировать личный смысл учащихся к изучению темы.
- Создать условия для развития у школьников умения осуществлять самоконтроль самооценку.
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний.
Оборудование: листочки с заданиями, карточки с надписями: одушевлённые, неодушевлённые, кто?, что?, код, шифр, знаки: ! ,?, для рефлексии.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
- Встали, подравнялись. У нас сегодня на уроке много гостей. Посмотрите на них, чтобы потом на уроке не отвлекаться. Я надеюсь, что много новых и незнакомых людей, не помешает нам с вами получить новые знания и хорошо работать на уроке.
2. Мобилизующий этап.
- А сейчас вы расшифруете слово и узнаете, с чего мы начнём работу на уроке.
- Первая цифра- номер строки, а вторая цифра- номер столбца.
- Какое слово у вас получилось? (стихотворение).
- Молодцы, правильно расшифровали слово. Быстро справились с заданием.
3. Актуализация субъектного опыта учащихся.
– Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, окно.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Ребёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Что объединяет слова, которые выделены красным цветом? Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном. (Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? И что?)
- Молодцы! Вспомнили всё, что мы уже изучили.
4. Постановка целей и задач урока.
– А хотите ли вы узнать больше об имени существительном? Например, какие имена существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными.
- Вот сегодня на уроке вы познакомитесь с этим. Научитесь правильно ставить вопросы к предметам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Все эти знания нам помогут в будущем. В дальнейшем вы будете выполнять морфологический разбор имён существительных. И одним из пунктов разбора будет определение у существительного – одушевленный или неодушевлённый. В конце урока мы вместе попробуем составить схему – памятку.
5. Изучение новых знаний (нового материала).
- Готовы работать дальше? Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные, которые выделены красным цветом, на две группы.
- Прочитайте слова первого столбика. По какому признаку вы их объединили? (Отвечают на вопрос кто?)
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных)
- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы)
- А теперь, давайте обобщим, всё что мы сказали в одно общее правило-вывод.
ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО?- называются одушевлёнными.
Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО? – называются неодушевлёнными.
- Хорошо. А теперь, давайте сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике. Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике. Значит вы у меня молодцы и можете сами сделать вывод, как настоящие учёные.
- Как вы думаете, почему имена существительные назвали именно так: одушевлённые и неодушевлённые? (предположения детей)
Прочитать статью из словаря Ожегова.
6. Первичная проверка восприятия изученного. Физминутка.
- А теперь немного поиграем. Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы стоите на месте.
Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина. (Можно показывать картинки)
- Хорошо, достаточно. Я внимательно на вас смотрела, некоторые ребята ошибались немного. В следующий раз у вас получится лучше.
7. Применение и закрепление изученного.
- А теперь выполним упражнение из учебника, применяя полученные знания. Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении? (Выписать имена существительные и поставить к ним вопрос.) Один ученик у доски, а остальные в тетради. (фронтальная проверка учителя).
8. Контроль и самоконтроль.
- А теперь я посмотрю, как вы справитесь с заданием самостоятельно и побудете в роли учителя, проверяя работу своего соседа по парте. ( предлагается на выбор учителя два варианта заданий)
1 вариант. Придумать от одушевлённого имени существительного неодушевлённое имя существительное.
2 вариант. Разделить слова на две группы:
снег, дети, берёза, дым, корова, скворец, речка, пингвин, скворечник, телёнок, сено, трава, красавица, красота.
- Поменяйтесь листочками и проверьте работы друг друга. Оцените работы. Поднимите руку, кто получил “5” и “4”, кто получил “3”. Есть ли двойки? Нет. Молодцы, вы справились с работой отлично, я рада за вас. Вы поняли новый материал.
9. Подведение итогов.
Предложения детей и выбор более точной схемы. Можно предложить свой вариант, если дети не справились.
10. Домашнее задание.
Домашнее задание можно предложить в различных вариантах, а дети выбирают по своим силам.
11. Рефлексия.
- Нарисуйте на полях в тетради мордочку человека, но без носа и рта.
Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и
самостоятельно справитесь с заданием.
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у
вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей
работой.