Открытый урок русского языка в 3-м классе

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель урока: научить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Задачи: * предметные.

  1. Дать понятия: “одушевлённые и неодушевлённые” имена существительные.
  2. Создать условия для формирования умения использовать полученные знания при работе.
  3. Проверить уровень первичного восприятия нового материала.

* Деятельно-коммуникативные.

  1. Создать условия для развития монологической речи учащихся.
  2. Создать условия для развития умения управлять своим вниманием.

* Ценностно ориентированные.

  1. Актуализировать личный смысл учащихся к изучению темы.
  2. Создать условия для развития у школьников умения осуществлять самоконтроль самооценку.
  3. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний.

Оборудование: листочки с заданиями, карточки с надписями: одушевлённые, неодушевлённые, кто?, что?, код, шифр, знаки: ! ,?, для рефлексии.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

- Встали, подравнялись. У нас сегодня на уроке много гостей. Посмотрите на них, чтобы потом на уроке не отвлекаться. Я надеюсь, что много новых и незнакомых людей, не помешает нам с вами получить новые знания и хорошо работать на уроке.

2. Мобилизующий этап.

- А сейчас вы расшифруете слово и узнаете, с чего мы начнём работу на уроке.

- Первая цифра- номер строки, а вторая цифра- номер столбца.

- Какое слово у вас получилось? (стихотворение).

- Молодцы, правильно расшифровали слово. Быстро справились с заданием.

3. Актуализация субъектного опыта учащихся.

– Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.

Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Ребёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.

- Что объединяет слова, которые выделены красным цветом? Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном. (Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? И что?)

- Молодцы! Вспомнили всё, что мы уже изучили.

4. Постановка целей и задач урока.

– А хотите ли вы узнать больше об имени существительном? Например, какие имена существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными.

- Вот сегодня на уроке вы познакомитесь с этим. Научитесь правильно ставить вопросы к предметам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Все эти знания нам помогут в будущем. В дальнейшем вы будете выполнять морфологический разбор имён существительных. И одним из пунктов разбора будет определение у существительного – одушевленный или неодушевлённый. В конце урока мы вместе попробуем составить схему – памятку.

5. Изучение новых знаний (нового материала).

- Готовы работать дальше? Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные, которые выделены красным цветом, на две группы.

- Прочитайте слова первого столбика. По какому признаку вы их объединили? (Отвечают на вопрос кто?)

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных)

- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы)

- А теперь, давайте обобщим, всё что мы сказали в одно общее правило-вывод.

ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО?- называются одушевлёнными.

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО? – называются неодушевлёнными.

- Хорошо. А теперь, давайте сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике. Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике. Значит вы у меня молодцы и можете сами сделать вывод, как настоящие учёные.

- Как вы думаете, почему имена существительные назвали именно так: одушевлённые и неодушевлённые? (предположения детей)

Прочитать статью из словаря Ожегова.

6. Первичная проверка восприятия изученного. Физминутка.

- А теперь немного поиграем. Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы стоите на месте.

Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина. (Можно показывать картинки)

- Хорошо, достаточно. Я внимательно на вас смотрела, некоторые ребята ошибались немного. В следующий раз у вас получится лучше.

7. Применение и закрепление изученного.

- А теперь выполним упражнение из учебника, применяя полученные знания. Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении? (Выписать имена существительные и поставить к ним вопрос.) Один ученик у доски, а остальные в тетради. (фронтальная проверка учителя).

8. Контроль и самоконтроль.

- А теперь я посмотрю, как вы справитесь с заданием самостоятельно и побудете в роли учителя, проверяя работу своего соседа по парте. ( предлагается на выбор учителя два варианта заданий)

1 вариант. Придумать от одушевлённого имени существительного неодушевлённое имя существительное.

2 вариант. Разделить слова на две группы:

снег, дети, берёза, дым, корова, скворец, речка, пингвин, скворечник, телёнок, сено, трава, красавица, красота.

- Поменяйтесь листочками и проверьте работы друг друга. Оцените работы. Поднимите руку, кто получил “5” и “4”, кто получил “3”. Есть ли двойки? Нет. Молодцы, вы справились с работой отлично, я рада за вас. Вы поняли новый материал.

9. Подведение итогов.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Помогут ли вам эти знания в дальнейшем?
  • Для чего и когда?
  • А теперь попробуем составить схему – памятку. Можно работать в парах.

Предложения детей и выбор более точной схемы. Можно предложить свой вариант, если дети не справились.

10. Домашнее задание.

    Домашнее задание можно предложить в различных вариантах, а дети выбирают по своим силам.

11. Рефлексия.

- Нарисуйте на полях в тетради мордочку человека, но без носа и рта.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием.
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.