Урок русского языка в 9-м классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Разделы: Русский язык


Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Цели:

  • сформировать понятие о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными, особенностях их структуры;
  • учиться переносить ранее приобретённые знания в новую учебную ситуацию;
  • вести познавательную деятельность в группах, сотрудничать при решении учебных задач;
  • закреплять умение самостоятельно мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: Раздаточный материал по группам, индивидуальные карты поурочного контроля.

Методические приёмы: Пояснения учителя, аналитическая беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа в группах, анализ предложений.

ХОД УРОКА

I. Проверка индивидуального задания (повторение материала к экзаменам).

Правописание приставок пре- и при-. Ученица рассказывает теоретический материал, затем проводит практическую работу с классом по карточке (готовит учитель или ученик) – анализирует ответы учащихся, ставит отметку.

(Примечание: это задание ориентировано на интеграцию индивидуальной работы в коллективную учебную деятельность).

II. Орфографическая разминка.

На доске записаны сочетания: (железо) бето(нн, н)ый завод; гума(нн,н)ое отношение; сп_ртивный ко(мм,м)ентатор; инт_нсивное движение; уютная гости(нн,н)ая; пр_з_дентская програ(мм,м)а; отдыхать в пр_морском с_натори_.

Выписать сочетания в следующем порядке, объяснить:

  • согласный произносится твёрдо, хотя есть указание на мягкое произношение (интенсивное движение);
  • есть слово, образованное путём перехода одной части речи в другую (уютная гостиная);
  • правописание зависит от вида сочетания, от которого оно образовано (железобетонный завод);
  • правописание удвоенной согласной объясняется: на стыке основы и суффикса (железобетонный завод, гуманное отношение);
  • правописание приставки зависит от её значения (отдыхать в приморском санатории);
  • в слове ошибочно выделяется приставка (президентская программа);

(Примечание: это задание компетентного уровня направлено на развитие у школьников умений распознавать, применять).

III. Аналитическая беседа.

Запишите под диктовку предложения, выполните пунктуационный разбор.

Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

  • Отметьте общее в этих предложениях.
  • Укажите, чем они отличаются.
  • Задайте вопрос от главного предложения к придаточному, сделайте вывод.
  • Попробуйте поменять местами главное предложение и придаточное. Что из этого следует?
  • С какой целью мы выполняли эту работу?

(Примечание: задание служит подготовкой к самостоятельной работе по усвоению нового материала).

IV. Новый материал.

1) Работа в группах (4 группы по 4 человека). Каждой группе дана карточка со следующим материалом:

Грош цена человеку который не может сломить дурной привычки.
Комната куда меня привели была похожа, скорее, на сарай.
И боль что скворчонком стучала в виске сжимает, сжимает.
И нищий наездник таится в ущелье где Терек играет в свирепом веселье.
И стебелёк травы достоин того великого мира в котором он растёт.

Выполните следующие задания:

  • выделите грамматические основы, союзы (союзные слова);
  • обозначьте главные и придаточные предложения,
  • определите, к чему относится придаточное предложение; от каких слов в главном предложении ставится вопрос; какой вопрос;
  • как придаточные присоединяется к главному предложению;
  • укажите место придаточного, можно ли его переставить;
  • какие слова в главном предложении помогают определить вид придаточного?

2) Один ученик из каждой группы (по желанию) выполняет индивидуальное задание.

I группа – Рассмотрите (вне контекста) слова: который, где, куда, что и определите, с какими членами предложения они могут быть связаны. Можно ли по ним определить вид придаточного? Сделайте вывод о том, что является главным в определении вида придаточного.

II группа – Составьте таблицу для конспектирования нового материала и включите в неё основные положения сегодняшнего урока.

III группа – Прочитайте параграф 10, определите, предложения с какими придаточными не были представлены на карточке. Что общего и чем отличаются придаточные определительные и местоименно-определительные придаточные? Внесите материал о них в таблицу.

IV – Прочитайте параграф 10. Из упражнения 96 выпишите предложения с придаточными местоименно-определительными. Аргументируйте свой выбор.

(Проверка осуществляется следующим образом: от каждой группы выступает один ученик, анализируя любое предложение по предложенному плану. Затем отвечают учащиеся, выполнявшие индивидуальные задания. В ходе объяснения все заполняют таблицу (её образец – на доске).

(Примечание: задание ориентировано на учёт и реализацию индивидуальных способностей учащихся: самостоятельности, исследовательских умений, критического мышления).

Итог работы фиксируется в “Индивидуальной карте поурочного контроля” (есть у каждого ученика).

Ф.И. обучающегося

 

Параметры

Число Орфографическая
грамотность
Пунктуационный
разбор
Грамматический
разбор
Теоретический
материал
Самостоятельная
работа
Монологическая
речь
Уровень
достижений
Отметка
за урок
 

+

+

 

+

+

+

   

Подсчитывается уровень достижений: УД = а:А (а – количество баллов, набранных за урок; А – общее количество баллов).

Отметка:

  • 0–0,3 – неудовлетворительно;
  • 0,4–0,5 – удовлетворительно;
  • 0,6–0,7 – хорошо;
  • 0,8–1 – отлично;

Особенности карты:

  • обучающиеся самостоятельно выявляют свои ошибки, пробелы в знаниях;
  • неудовлетворительный балл за один вид работы мало влияет на общую отметку, что в конечном итоге “подстёгивает” к движению вперёд;
  • учитель, родители, обучающиеся детально видят результаты труда;
  • создаются условия для индивидуальной работы с учеником.

V. Закрепление материала.

Учащимся предлагается выполнить 5 любых предложений из упражнений № 91, 92, 97 и выполнить анализ по плану (карточке).

Форма ответа – по выбору (дают тетрадь на проверку учителю или ученику; индивидуальный ответ учителю (один на один); при затруднении консультируются с учителем или учеником (я думаю, что это надо сделать так); оценивают работу самостоятельно).

(Примечание: каждый ученик за урок может получить несколько оценок, а кто-то – ни одной, так как перед началом урока (на перемене) учащиеся на “Листке выбора” пишут свои пожелания (например: не готова работать ни по одному разделу урока; спросите по новому материалу и т.д.). Это задание даёт возможность ученику выполнить то, что соответствует оценке “отлично”).

Итог урока.

  • Укажите, в чём состоит значимость изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе русского языка.
  • Проанализируйте результаты собственной деятельности на уроке: что получилось, что пока не удалось.
  • Дайте оценку работе класса в целом.