Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Цели:
- сформировать понятие о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными, особенностях их структуры;
- учиться переносить ранее приобретённые знания в новую учебную ситуацию;
- вести познавательную деятельность в группах, сотрудничать при решении учебных задач;
- закреплять умение самостоятельно мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: Раздаточный материал по группам, индивидуальные карты поурочного контроля.
Методические приёмы: Пояснения учителя, аналитическая беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа в группах, анализ предложений.
ХОД УРОКА
I. Проверка индивидуального задания (повторение материала к экзаменам).
Правописание приставок пре- и при-. Ученица рассказывает теоретический материал, затем проводит практическую работу с классом по карточке (готовит учитель или ученик) – анализирует ответы учащихся, ставит отметку.
(Примечание: это задание ориентировано на интеграцию индивидуальной работы в коллективную учебную деятельность).
II. Орфографическая разминка.
На доске записаны сочетания: (железо) бето(нн, н)ый завод; гума(нн,н)ое отношение; сп_ртивный ко(мм,м)ентатор; инт_нсивное движение; уютная гости(нн,н)ая; пр_з_дентская програ(мм,м)а; отдыхать в пр_морском с_натори_.
Выписать сочетания в следующем порядке, объяснить:
- согласный произносится твёрдо, хотя есть указание на мягкое произношение (интенсивное движение);
- есть слово, образованное путём перехода одной части речи в другую (уютная гостиная);
- правописание зависит от вида сочетания, от которого оно образовано (железобетонный завод);
- правописание удвоенной согласной объясняется: на стыке основы и суффикса (железобетонный завод, гуманное отношение);
- правописание приставки зависит от её значения (отдыхать в приморском санатории);
- в слове ошибочно выделяется приставка (президентская программа);
(Примечание: это задание компетентного уровня направлено на развитие у школьников умений распознавать, применять).
III. Аналитическая беседа.
Запишите под диктовку предложения, выполните пунктуационный разбор.
Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
- Отметьте общее в этих предложениях.
- Укажите, чем они отличаются.
- Задайте вопрос от главного предложения к придаточному, сделайте вывод.
- Попробуйте поменять местами главное предложение и придаточное. Что из этого следует?
- С какой целью мы выполняли эту работу?
(Примечание: задание служит подготовкой к самостоятельной работе по усвоению нового материала).
IV. Новый материал.
1) Работа в группах (4 группы по 4 человека). Каждой группе дана карточка со следующим материалом:
Грош цена человеку который не может сломить дурной привычки.
Комната куда меня привели была похожа, скорее, на сарай.
И боль что скворчонком стучала в виске сжимает, сжимает.
И нищий наездник таится в ущелье где Терек играет в свирепом веселье.
И стебелёк травы достоин того великого мира в котором он растёт.
Выполните следующие задания:
- выделите грамматические основы, союзы (союзные слова);
- обозначьте главные и придаточные предложения,
- определите, к чему относится придаточное предложение; от каких слов в главном предложении ставится вопрос; какой вопрос;
- как придаточные присоединяется к главному предложению;
- укажите место придаточного, можно ли его переставить;
- какие слова в главном предложении помогают определить вид придаточного?
2) Один ученик из каждой группы (по желанию) выполняет индивидуальное задание.
I группа – Рассмотрите (вне контекста) слова: который, где, куда, что и определите, с какими членами предложения они могут быть связаны. Можно ли по ним определить вид придаточного? Сделайте вывод о том, что является главным в определении вида придаточного.
II группа – Составьте таблицу для конспектирования нового материала и включите в неё основные положения сегодняшнего урока.
III группа – Прочитайте параграф 10, определите, предложения с какими придаточными не были представлены на карточке. Что общего и чем отличаются придаточные определительные и местоименно-определительные придаточные? Внесите материал о них в таблицу.
IV – Прочитайте параграф 10. Из упражнения 96 выпишите предложения с придаточными местоименно-определительными. Аргументируйте свой выбор.
(Проверка осуществляется следующим образом: от каждой группы выступает один ученик, анализируя любое предложение по предложенному плану. Затем отвечают учащиеся, выполнявшие индивидуальные задания. В ходе объяснения все заполняют таблицу (её образец – на доске).
(Примечание: задание ориентировано на учёт и реализацию индивидуальных способностей учащихся: самостоятельности, исследовательских умений, критического мышления).
Итог работы фиксируется в “Индивидуальной карте поурочного контроля” (есть у каждого ученика).
Ф.И. обучающегося
Параметры |
||||||||
Число | Орфографическая грамотность |
Пунктуационный разбор |
Грамматический разбор |
Теоретический материал |
Самостоятельная работа |
Монологическая речь |
Уровень достижений |
Отметка за урок |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подсчитывается уровень достижений: УД = а:А (а – количество баллов, набранных за урок; А – общее количество баллов).
Отметка:
- 0–0,3 – неудовлетворительно;
- 0,4–0,5 – удовлетворительно;
- 0,6–0,7 – хорошо;
- 0,8–1 – отлично;
Особенности карты:
- обучающиеся самостоятельно выявляют свои ошибки, пробелы в знаниях;
- неудовлетворительный балл за один вид работы мало влияет на общую отметку, что в конечном итоге “подстёгивает” к движению вперёд;
- учитель, родители, обучающиеся детально видят результаты труда;
- создаются условия для индивидуальной работы с учеником.
V. Закрепление материала.
Учащимся предлагается выполнить 5 любых предложений из упражнений № 91, 92, 97 и выполнить анализ по плану (карточке).
Форма ответа – по выбору (дают тетрадь на проверку учителю или ученику; индивидуальный ответ учителю (один на один); при затруднении консультируются с учителем или учеником (я думаю, что это надо сделать так); оценивают работу самостоятельно).
(Примечание: каждый ученик за урок может получить несколько оценок, а кто-то – ни одной, так как перед началом урока (на перемене) учащиеся на “Листке выбора” пишут свои пожелания (например: не готова работать ни по одному разделу урока; спросите по новому материалу и т.д.). Это задание даёт возможность ученику выполнить то, что соответствует оценке “отлично”).
Итог урока.
- Укажите, в чём состоит значимость изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе русского языка.
- Проанализируйте результаты собственной деятельности на уроке: что получилось, что пока не удалось.
- Дайте оценку работе класса в целом.