ЦЕЛИ УРОКА:
- показать роль лексических средств в тексте;
- воспитывать сознательное отношение к значению слова, выбору его и употреблению в речи в зависимости от темы и основной мысли высказывания;
- формирование умения и навыка пользоваться различными словарями (толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов).
Оборудование: рисунок подснежника, различные виды словарей.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя:
-Вы помните сказку, где лишь на мгновение, на несколько минут, зимние месяцы уступили своё время весне? (С.Я.Маршак. «12месяцев»). Вот и я сегодня хочу попросить месяц февраль уступить марту и апрелю, чтобы птицы стали громче петь и расцвёл … подснежник.
Запись на доске:
ПОДСНЕЖНИК – это луковичное растение семейства амариллисовых, с белыми цветками, распускающимися сразу после таяния снега.
Snowdrop (англ.) – капля, упавшая в снег;
perce (франц.) – проткни снег, т. е цветок, протыкающий снег;
schneeglockhen (немец.) – снежный колокольчик.
-Вслушайтесь в звучание всех 4 слов, вдумайтесь в их лексическое значение. Какое из них вам понравилось больше всего? Выделите то общее, что объединяет эти слова. Представим, что вы учёные–лингвисты. Перед вами стоит задача: исследовать отрывок из рассказа Г. Н. Троепольского.
С чего начнём?
1. Выразительное чтение текста:
Неожиданно донёсся запах подснежника!
Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья…
Для каждого, и счастливого, и несчастливого, он сейчас украшение жизни.
Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой.
Они – то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
2. Работа с текстом.
-Сколько частей в этом тексте?
-Как они связаны между собой?
-Каким словосочетанием или предложением можно передать смысл каждого абзаца?
Итак, эти абзацы тесно связаны общей темой: образ подснежника ассоциируется с образом человека.
-Знакомо ли вам слово АССОЦИАЦИЯ (записывается на доске, зачитывается словарная статья из ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ).
Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.
- Мы знаем, что поэты и писатели, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные и более точные средства для передачи мыслей и чувств.
Какими средствами художественной выразительности пользуется мастер русской речи в 1 абзаце текста? ( МЕТАФОРА)
-Какими выражениями характеризует автор подснежник?
«Капля голубого неба»
-В каком значении употреблено это слово?
Определите лексическое значение этого слова.
Каким словарём вы воспользуетесь?
РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ.
Капля – многозначное 1. маленькая частица жидкости, принявшая
оруглую форму;
2.перен. только ед. ч. чего-либо (разг.) Самое
малое количество чего-либо.
-ИТАК, это метафора. На основе чего произошел перенос значения? (по цвету, по форме)
Какое определение к этому слову подобрал писатель? (крохотная)
Подберите синонимы к этому слову (маленькая…) Можно ли через значение синонима узнать лексическое значение данного слова?
Обратимся за помощью к словарю СИНОНИМОВ. Здесь приводится синонимический ряд. Выберите стержневое слово, то, которое чаще всего употребляется в речи. Всеми ли синонимами, данными здесь, мы сможем воспользоваться?
ПЕРВОВЕСТНИК радости и счастья
-Почему первовестник?
Первый вестник – первый весенний цветок.
-А какой он первовестник?
ПРОСТОЙ
ОТКРОВЕННЫЙ
-Как вы думаете, эти слова однозначные или многозначные?
Что нам скажет ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ?
ПРОСТОЙ – многозн.
1. доступный для понимания
2. отличающийся простотой формы, отсутствием излишеств;
3. безыскусственный, незамысловатый;
4. обыкновенный, ничем не примечательный;
5. открытый, бесхитростный, прямой.
РАДОСТИ и СЧАСТЬЯ
-Что характеризуют эти слова? (состояние человека)
Будут ли они синонимами? Да.
СЧАСТЬЕ – многозн.
1.Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости;
РАДОСТЬ – многозн.
1. чувство удовольствия, удовлетворения;
2. то, что доставляет радость, счастье;
3. ласковое, нежное обращение.
УКРАШЕНИЕ ЖИЗНИ
-Подберите однокоренные слова.
(красит, красивый, краса, красный, краше)
-Итак, лексическое значение этого слова можно объяснить через значение однокоренных слов.
Украшение для кого?
Для СЧАСТЛИВОГО и НЕСЧАСТЛИВОГО (человека)
Как связаны эти слова? (антонимы)
Чтение 2 абзаца.
-Какова основная мысль?
Что значит скромные люди?
Возможно ли объяснить значение этого слова, прочитав другие определения к этому слову: НЕЗАМЕТНЫЕ, МАЛЕНЬКИЕ?
«Маленькие»… Почему это слово взято в кавычки? (переносное значение)
Найдите то общее, что сближает эти слова?
СКРОМНЫЙ – многозн.
1.лишенный тщеславия, высокомерия, не выставляющий напоказ своих достоинств, заслуг;
2.непритязательный, не предъявляющий больших требований, довольствующийся малым.
НЕЗАМЕТНЫЙ –многозн.
1.такой, который трудно, невозможно заметить, увидеть;
2.ничем не выдающийся среди других, не привлекающий к себе внимания.
-Итак, в данном контексте эти слова будут контекстуальными синонимами.
Какую роль здесь играет союз НО (он противопоставляет, создаёт контраст)
КОНТРАСТ - ? (значение слова смотрим в словаре)
Скромные, «незаметные», «маленькие», НО
с ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ (нравственно безупречный, правдивый и честный)
ОГРОМНОЙ ДУШОЙ ( эпитеты)
Они-то и украшают жизнь.
Вывод: Значит, скромные люди, как и подснежники – украшение жизни? ПОЧЕМУ?
Ответ в тексте:
Всё лучшее: доброту, простоту, доверие…
Что значит ВСЁ ЛУЧШЕЕ? Это внутренние качества человека, которые обнаруживаются в его поступках.
ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение, стремление делать добро другим.
Какие синонимы вы знаете? Добросердечие, добродушие…
Ещё в 19 веке великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал:
«ДОБРОТА ДЛЯ ДУШИ – ТО ЖЕ, ЧТО ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ТЕЛА! ОНА НЕЗАМЕТНА, КОГДА ВЛАДЕЕШЬ ЕЮ».
- Почему автор в тексте, где речь идёт о цветке, употребил слово ДОВЕРИЕ?
(Подснежник поверил первым лучам весеннего солнца, он хочет порадовать людей, и он не боится, что могут наступить морозы, и он замёрзнет).
-Какова роль последнего предложения?
ИТОГ УРОКА: Как человек, так и подснежник только капелька неба на земле, частичка мироздания.
Образ НЕБА в тексте несёт на землю не только весну, обновление, но и олицетворяет вечность, непостижимую и таинственную.
Человек и природа едины. НЕ об этом ли говорится в «РИГВЕДЕ» (древнеиндийском гимне середины 2 тыс. до н. э.)
Солнце - мой глаз.
Ветер – моё дыхание.
Воздух – моя душа.
Земля - моё тело.
Слово – наша духовность, это целый мир, исполненный таинственной силой. Оно рождается вместе с мыслями или в употреблении языка, или в произведениях таланта, как счастливое вдохновение.
Н.М. Карамзин.
В этом мы убедились сегодня, работая с текстом Г. Троепольского.
Домашнее задание: написать этюд о подснежнике.