Урок по теме: "Лексические средства в речи"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. показать роль лексических средств в тексте;
  2. воспитывать сознательное отношение к значению слова, выбору его и употреблению в речи в зависимости от темы и основной мысли высказывания;
  3. формирование умения и навыка пользоваться различными словарями (толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов).

Оборудование: рисунок подснежника, различные виды словарей.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя:

-Вы помните сказку, где лишь на мгновение, на несколько минут, зимние месяцы уступили своё время весне? (С.Я.Маршак. «12месяцев»). Вот и я сегодня хочу попросить месяц февраль уступить марту и апрелю, чтобы птицы стали громче петь и расцвёл … подснежник.

Запись на доске:

ПОДСНЕЖНИК – это луковичное растение семейства амариллисовых, с белыми цветками, распускающимися сразу после таяния снега.

Snowdrop (англ.) – капля, упавшая в снег;

perce (франц.) – проткни снег, т. е цветок, протыкающий снег;

schneeglockhen (немец.) – снежный колокольчик.

-Вслушайтесь в звучание всех 4 слов, вдумайтесь в их лексическое значение. Какое из них вам понравилось больше всего? Выделите то общее, что объединяет эти слова. Представим, что вы учёные–лингвисты. Перед вами стоит задача: исследовать отрывок из рассказа Г. Н. Троепольского.

С чего начнём?

1. Выразительное чтение текста:

Неожиданно донёсся запах подснежника!

Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья…

Для каждого, и счастливого, и несчастливого, он сейчас украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой.

Они – то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

2. Работа с текстом.

-Сколько частей в этом тексте?

-Как они связаны между собой?

-Каким словосочетанием или предложением можно передать смысл каждого абзаца?

Итак, эти абзацы тесно связаны общей темой: образ подснежника ассоциируется с образом человека.

-Знакомо ли вам слово АССОЦИАЦИЯ (записывается на доске, зачитывается словарная статья из ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ).

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.

- Мы знаем, что поэты и писатели, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные и более точные средства для передачи мыслей и чувств.

Какими средствами художественной выразительности пользуется мастер русской речи в 1 абзаце текста? ( МЕТАФОРА)

-Какими выражениями характеризует автор подснежник?

«Капля голубого неба»

-В каком значении употреблено это слово?

Определите лексическое значение этого слова.

Каким словарём вы воспользуетесь?

РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ.

Капля – многозначное 1. маленькая частица жидкости, принявшая

оруглую форму;

2.перен. только ед. ч. чего-либо (разг.) Самое

малое количество чего-либо.

-ИТАК, это метафора. На основе чего произошел перенос значения? (по цвету, по форме)

Какое определение к этому слову подобрал писатель? (крохотная)

Подберите синонимы к этому слову (маленькая…) Можно ли через значение синонима узнать лексическое значение данного слова?

Обратимся за помощью к словарю СИНОНИМОВ. Здесь приводится синонимический ряд. Выберите стержневое слово, то, которое чаще всего употребляется в речи. Всеми ли синонимами, данными здесь, мы сможем воспользоваться?

ПЕРВОВЕСТНИК радости и счастья

-Почему первовестник?

Первый вестник – первый весенний цветок.

-А какой он первовестник?

ПРОСТОЙ

ОТКРОВЕННЫЙ

-Как вы думаете, эти слова однозначные или многозначные?

Что нам скажет ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ?

ПРОСТОЙ – многозн.

1. доступный для понимания
2. отличающийся простотой формы, отсутствием излишеств;
3. безыскусственный, незамысловатый;
4. обыкновенный, ничем не примечательный;
5. открытый, бесхитростный, прямой.

РАДОСТИ и СЧАСТЬЯ

-Что характеризуют эти слова? (состояние человека)

Будут ли они синонимами? Да.

СЧАСТЬЕ – многозн.

1.Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости;

РАДОСТЬ – многозн.

1. чувство удовольствия, удовлетворения;
2. то, что доставляет радость, счастье;
3. ласковое, нежное обращение.

УКРАШЕНИЕ ЖИЗНИ

-Подберите однокоренные слова.

(красит, красивый, краса, красный, краше)

-Итак, лексическое значение этого слова можно объяснить через значение однокоренных слов.

Украшение для кого?

Для СЧАСТЛИВОГО и НЕСЧАСТЛИВОГО (человека)

Как связаны эти слова? (антонимы)

Чтение 2 абзаца.

-Какова основная мысль?

Что значит скромные люди?

Возможно ли объяснить значение этого слова, прочитав другие определения к этому слову: НЕЗАМЕТНЫЕ, МАЛЕНЬКИЕ?

«Маленькие»… Почему это слово взято в кавычки? (переносное значение)

Найдите то общее, что сближает эти слова?

СКРОМНЫЙ – многозн.

1.лишенный тщеславия, высокомерия, не выставляющий напоказ своих достоинств, заслуг;
2.непритязательный, не предъявляющий больших требований, довольствующийся малым.

НЕЗАМЕТНЫЙ –многозн.

1.такой, который трудно, невозможно заметить, увидеть;
2.ничем не выдающийся среди других, не привлекающий к себе внимания.

-Итак, в данном контексте эти слова будут контекстуальными синонимами.

Какую роль здесь играет союз НО (он противопоставляет, создаёт контраст)

КОНТРАСТ - ? (значение слова смотрим в словаре)

Скромные, «незаметные», «маленькие», НО

с ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ (нравственно безупречный, правдивый и честный)

ОГРОМНОЙ ДУШОЙ ( эпитеты)

Они-то и украшают жизнь.

Вывод: Значит, скромные люди, как и подснежники – украшение жизни? ПОЧЕМУ?

Ответ в тексте:

Всё лучшее: доброту, простоту, доверие…

Что значит ВСЁ ЛУЧШЕЕ? Это внутренние качества человека, которые обнаруживаются в его поступках.

ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение, стремление делать добро другим.

Какие синонимы вы знаете? Добросердечие, добродушие…

Ещё в 19 веке великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал:

«ДОБРОТА ДЛЯ ДУШИ – ТО ЖЕ, ЧТО ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ТЕЛА! ОНА НЕЗАМЕТНА, КОГДА ВЛАДЕЕШЬ ЕЮ».

- Почему автор в тексте, где речь идёт о цветке, употребил слово ДОВЕРИЕ?

(Подснежник поверил первым лучам весеннего солнца, он хочет порадовать людей, и он не боится, что могут наступить морозы, и он замёрзнет).

-Какова роль последнего предложения?

ИТОГ УРОКА: Как человек, так и подснежник только капелька неба на земле, частичка мироздания.

Образ НЕБА в тексте несёт на землю не только весну, обновление, но и олицетворяет вечность, непостижимую и таинственную.

Человек и природа едины. НЕ об этом ли говорится в «РИГВЕДЕ» (древнеиндийском гимне середины 2 тыс. до н. э.)

Солнце - мой глаз.
Ветер – моё дыхание.
Воздух – моя душа.
Земля - моё тело.

Слово – наша духовность, это целый мир, исполненный таинственной силой. Оно рождается вместе с мыслями или в употреблении языка, или в произведениях таланта, как счастливое вдохновение.

Н.М. Карамзин.

В этом мы убедились сегодня, работая с текстом Г. Троепольского.

Домашнее задание: написать этюд о подснежнике.