Форма урока: пресс-конференция.
Задачи урока:
- повторение и систематизация знаний по теме “Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём”;
- формирование монологической речи обучающихся;
- развитие самостоятельности, целеустремлённости, аналитического мышления учащихся.
Формы работы:
- в процессе подготовки – изучение теоретического материала;
- в ходе урока – взаимоинформация учащихся, составление плана
Подготовительный этап.
1. Класс (группа) делится на микрогруппы, которые будут играть роль сотрудников (корректоров) газет и журналов.
2. Для каждой группы очерчивается круг вопросов.
- Группа 1: средства связи и строение сложноподчинённых предложений.
- Группа 2: указательные слова и разновидности союзов.
- Группа 3: пунктуация в сложноподчинённых предложениях.
- Группа 4: основные группы сложноподчинённых предложений (СПП) по их значению.
3. Группы готовят по 2 – 3 вопроса по своей теме.
Группа 1.
- Каковы особенности строения СПП по сравнению с ССП?
- Назовите средства связи частей СПП, иллюстрируя свой ответ примерами.
- Чем различаются между собой союзные средства в СПП?
Группа 2.
- Что используется в главном предложении для выделения содержания придаточного?
- Как делятся союзы по составу?
- Какова особенность строения СПП при двойном союзе?
Группа 3.
- Какие знаки препинания используются в СПП?
- Что вы знаете о постановке тире и двоеточия в СПП?
- Когда запятая в СПП не ставится?
Группа 4.
- Какие выделяются группы СПП по значению?
- Каковы отличительные признаки каждой группы?
Ответы на вопросы готовит пресс – центр, созданный из учеников класса (группы), в количестве, определяемом учителем.
Ход урока
1. Постановка целей урока.
- Обобщение и систематизация изученного по теме “Сложноподчинённые предложения”.
- Формирование грамотной монологической речи.
- Формирование ОУУНов: умение формулировать вопросы, обощать и анализировать изученный материал, объективно оценивать ответы товарищей.
2. Определение состава групп и пресс-центра.
3. Мотивационная композиция. Обучение идёт впереди развития. Усваивая предлагаемую информацию, вы поднимаетесь на новый уровень развития. Ваши знания – это ваш опыт, который становится основой убеждений. А убеждения позволяют совершать открытия. Если вы сделаете сегодня своё маленькое открытие, то я буду считать, что моя цель достигнута!
4. Ответы сотрудников пресс – центра на вопросы журналистов.
5. Подготовка и представление редакционных заданий: подробная и объективная оценка ответов товарищей.
Критерии:
1) точность;
2) полнота высказывания;
3) богатство и правильность речи;
4) наличие примеров.
6. Подведение итогов, анализ результатов.
7. Перспективная мотивация. Только ваши знания – граница жизненного пространства, а значит, расширяя знания, вы создаёте основу будущей профессиональной компетентности. Русский язык – это предмет, в котором важна каждая тема, ибо владение родным языком даёт ощутимые преимущества в дальнейшем.