Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем"

Разделы: Русский язык


Форма урока: пресс-конференция.

Задачи урока:

  • повторение и систематизация знаний по теме “Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём”;
  • формирование монологической речи обучающихся;
  • развитие самостоятельности, целеустремлённости, аналитического мышления учащихся.

Формы работы:

  • в процессе подготовки – изучение теоретического материала;
  • в ходе урока – взаимоинформация учащихся, составление плана

Подготовительный этап.

1. Класс (группа) делится на микрогруппы, которые будут играть роль сотрудников (корректоров) газет и журналов.

2. Для каждой группы очерчивается круг вопросов.

  • Группа 1: средства связи и строение сложноподчинённых предложений.
  • Группа 2: указательные слова и разновидности союзов.
  • Группа 3: пунктуация в сложноподчинённых предложениях.
  • Группа 4: основные группы сложноподчинённых предложений (СПП) по их значению.

3. Группы готовят по 2 – 3 вопроса по своей теме.

Группа 1.

  • Каковы особенности строения СПП по сравнению с ССП?
  • Назовите средства связи частей СПП, иллюстрируя свой ответ примерами.
  • Чем различаются между собой союзные средства в СПП?

Группа 2.

  • Что используется в главном предложении для выделения содержания придаточного?
  • Как делятся союзы по составу?
  • Какова особенность строения СПП при двойном союзе?

Группа 3.

  • Какие знаки препинания используются в СПП?
  • Что вы знаете о постановке тире и двоеточия в СПП?
  • Когда запятая в СПП не ставится?

Группа 4.

  • Какие выделяются группы СПП по значению?
  • Каковы отличительные признаки каждой группы?

Ответы на вопросы готовит пресс – центр, созданный из учеников класса (группы), в количестве, определяемом учителем.

Ход урока

1. Постановка целей урока.

  • Обобщение и систематизация изученного по теме “Сложноподчинённые предложения”.
  • Формирование грамотной монологической речи.
  • Формирование ОУУНов: умение формулировать вопросы, обощать и анализировать изученный материал, объективно оценивать ответы товарищей.

2. Определение состава групп и пресс-центра.

3. Мотивационная композиция. Обучение идёт впереди развития. Усваивая предлагаемую информацию, вы поднимаетесь на новый уровень развития. Ваши знания – это ваш опыт, который становится основой убеждений. А убеждения позволяют совершать открытия. Если вы сделаете сегодня своё маленькое открытие, то я буду считать, что моя цель достигнута!

4. Ответы сотрудников пресс – центра на вопросы журналистов.

5. Подготовка и представление редакционных заданий: подробная и объективная оценка ответов товарищей.

Критерии:

1) точность;
2) полнота высказывания;
3) богатство и правильность речи;
4) наличие примеров.

6. Подведение итогов, анализ результатов.

7. Перспективная мотивация. Только ваши знания – граница жизненного пространства, а значит, расширяя знания, вы создаёте основу будущей профессиональной компетентности. Русский язык – это предмет, в котором важна каждая тема, ибо владение родным языком даёт ощутимые преимущества в дальнейшем.