Урок русского языка по теме: "Изложение с элементами сочинения. К.Бальмонт. "Родина". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

  1. подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения ;
  2. продолжить работу над лингвистическими особенностями текста публицистического стиля;
  3. воспитывать у учащихся нравственные качества личности, любовь к малой и большой родине.

Задачи урока:

  • развивать умение работать над изложением с элементами сочинения;
  • закрепить умение анализировать текст публицистического стиля;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

ПЛАН УРОКА.

Часть 1.

  1. Чтение стихотворений: "Мой друг! Что может быть милей. . . ", "Всё, чем жив, что ведаю и знаю. . . " (И. В. Варавва).
  2. Вступительное слово учителя о родине.
  3. Презентация групп:
    1. "Улица моего детства".
    2. "Моя станица".
    3. "Моя Кубань".
    4. "Моя страна".
  4. Работа со словарём. Что такое родина?
  5. "Аукцион" пословиц и афоризмов.

Часть 2.

6. Комплексный анализ текста К. Бальмонта "Родина".

7. Письменная работа (написание изложения с элементами сочинения).

8. Проверка работы учащихся по созданию собственных текстов.

ХОД УРОКА

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

Часть 1.

1. Чтение стихотворений.

* * *

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поёт звучнее,
Там всё нас может восхищать,
Там всё прекрасно, там всё мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живёт,
Там только жизнью наслаждаться!

* * *

Всё, чем жив, что ведаю и знаю,
Что добыл в походе и в бою,
Моему отеческому краю
В доброе наследство отдаю. . .
Край родной! сады твои и нивы,
Цепи гор, седая даль морей. . .
Был бы ты, а мы-то будем живы
Щедростью и радостью твоей. . .

(И. В. Варавва, кубанский поэт)

2. Вступительное слово учителя о родине.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш разговор о родине. Тема наших бесед не новая. Постоянное общение о родине, с родиной - для родины! Вы прослушали два стихотворения одной тематики.

Попробуйте определить главную мысль, объединяющую эти высказывания.

- Родной край - это нечто единственное на земле, чем живёт человек, что дает ему душевное равновесие, воодушевляет, обнадёживает. Родина всегда щедра. Любовь к родине - знак благодарности человека за эту щедрость.

- "Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия", - так искренне признаётся в своих воспоминаниях о родине русский поэт К. Бальмонт. С отрывком из текста нам предстоит познакомиться и изложить.

3. Презентация групп. (Класс разбит на четыре группы по 5-6 человек)

ГРУППА №1.

Улица моего детства.

Малая родина - это место, где ты родился и вырос. Это страна нашего детства.

В станице Кавказской таким местом для ребят стала школа. Она расположена на центральной улице им. В. И. Ленина. Недавно школе присвоили имя Трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина.

Ребята знакомятся с биографией легендарного лётчика, вступают в ряды юных покрышкинцев, ежегодно участвуя в краевых слётах.

Чувство любви к малой родине помогает человеку твёрдо стоять на земле.

ГРУППА № 2.

Моя станица.

Кавказская - одна из старейших станиц Кубани.

Сюда по приказу Екатерины II переселились донские казаки. Как известно, место для станицы выбрал великий полководец А. В. Суворов.

В конце восемнадцатого века он участвовал в строительстве Кубанской линии укреплений. Через станицу проезжал великий поэт А. С. Пушкин. Казаки передали нам любовь к своей земле, верность родине и долгу.

ГРУППА №3.

Моя Кубань.

Краснодарский край - один из крупнейших районов на юге России. Это край раздольных лесных массивов и лугов, необозримых лиманов рек. Он занимает юго-западную часть Кавказского хребта. Территория края равна 83 тысячам квадратных километров. Здесь проживает около пяти миллионов человек. Более четырёх миллионов гектаров пашни обрабатываются трудолюбивыми руками хлеборобов. Целебная сила благодатного Чёрного моря дарит людям здоровье. Богатство и красота края приумножаются неустанным трудом кубанцев. . .

ГРУППА №4.

Моя страна.

Три года тому назад я уехал из Москвы. . .

Я уехал на полгода и не вернулся. . .

Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда я бы не порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия. . .

Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. Там, в родным местах, так же , как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах , слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

Затон - вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Купавы - речные растения.

(По К. Бальмонту)

/Впоследствии работа с учащимися (изложение с элементами сочинения) будет построена по данному тексту. Он может быть записан на доске заранее или спроецирован. /

4. Работа со словарём . Что такое родина?

- Итак, ребята, вы прослушали миниатюры о малой и большой родине. Традиционный вопрос:

- С чего начинается родина?

- Она начинается с улицы, где проходит наше детство, с отчего дома, с нашей семьи, города или станицы - со всего самого близкого и родного, что называется РОДИНОЙ!

- Какие однокоренные слова к данному вы можете привести?

- Род, народ, родители, родня, родник, природа, родинка. . .

- В чём тайна этих названий?

- Тайна в их единстве, нерушимости, однородности. Вот из чего вырастает образ РОДИНЫ.

- Предлагаю заглянуть в словарь. (Словарь русского языка С. И. Ожегова)

РОДИНА, -ы; ж. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. Любовь к родине. Защищать родину. Тоска по родине. 2. Место происхождения кого-, чего-либо, возникновения чего-л. Индия - родина шахмат.

- Ребята, о чём говорит словарная статья?

- Во-первых, слово многозначно. Во-вторых, синонимами слову "родина" могут быть "страна" , "отечество" и "место". Это ряд общеупотребительных слов, широко используемых в речи.

- Продолжаем нашу работу .

5. Аукцион пословиц.

(Представитель каждой группы получает пословицу и выполняет задания к ней на классной доске. Далее этот материал послужит эпиграфом к творческой работе учащихся.)

Задания.

1. Пословицу-афоризм прочитать, списать, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Графически выделить орфограммы и пунктограммы.

Группа №1.

Это св. . . тая обязанность любить стр. . . ну которая всп. . . ила и вск. . . рмила нас как р. . . дная мать.

Группа №2.

Остан. . . ся (во)веки нетленна земля что взр. . . стила птенцов.

Группа №3.

Кто родиной т. . . ргует тот кары (не)мину. . . т.

Группа №4.

Куда(б) меня судьба ни зан. . . сила я возвращ. . . юсь к волжским б. . . регам откуда начинает. . . ся Ро(с, сс)ия.

(После индивидуальной работы учащихся идёт проверка).

Часть 2.

6. Комплексный анализ текста. К. Бальмонт "Родина".

6. 1. Чтение текста К. Бальмонта "Родина". (Текст заранее записан на доске или спроецирован).

6. 2. Беседа по вопросам:

- Сформулируйте главную мысль текста.

- К какому стилю речи относится данный текст? Ответ обоснуйте.

- Как автору удалось достичь живости, яркости изложения?

- Выделите те места, в которых особенно выразительно раскрывается любовь поэта к своей родине.

- Какой способ связи предложений использован автором в тексте? (Синтаксический параллелизм)

- К какому типу речи относится данный текст?

- Какие орфограммы встретились в словах? Объяснить правописание слов: полгода, не вернулся, беспредельной, сделавшие, шёпот, рассыпая, по-русски.

- Работа по пунктуации. Какие виды сложных предложений свойственны данному тексту?

- Назовите пример причастного оборота, объясните пунктуацию при нём.

- Назовите пример деепричастного оборота, объясните пунктуацию при нём.

- Укажите грамматическую основу 1 предложения.

- Укажите грамматические основы последнего предложения. Какие виды связи использованы в нём?

6. 3. Перескажите текст от 3-го лица.

6. 4. Перечитайте последнее предложение. Ответьте на вопрос:"С чего начинается родина поэта К. Бальмонта?"

- Перечитайте слова К. Паустовского, которые мы взяли для эпиграфа к уроку. Что общего вы находите в этих высказываниях?

6. 5. Заключительное слово учителя.

- Действительно, огромное чувство любви к своей родине вырастает из любви к родному языку. Вот мысль, объединяющая эпиграф с текстом К. Бальмонта. Именно эта любовь определяет значимость человека в мире, уровень его воспитанности, интеллигентности, образованности. А это как раз те качества, которые предъявляет сегодня к человеку наша жизнь. Берегите свой язык! Любите свою родину!

7. Изложение с элементами сочинения. (Письменная работа учащихся).

8. Чтение и анализ написанного. Проверка результатов и выставление оценок.