Игра-драматизация по готовому тексту

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели:

  • Найти своё слово в понятии “ученичество”.
  • Словом истолковать полученную информацию.
  • Научить ребят видеть все стороны отношений “учитель-ученик”.

Содержание:

Педагог подбирает литературные тексты, затем проводятся небольшие репетиции. Текст должен быть коротким, ярким, поддерживающим ключевую идею. Любой литературный материал разыгрывается в костюмах или знаках-символах (маска, шапочка, нагрудный рисунок или просто надпись). К поиску подходящего материала возможно привлечение школьников. Им школьный библиотекарь поможет найти подходящую детскую и юношескую литературу.

Результат: Дети находят ключевые слова, главные для данного понятия, учатся рассуждать, свободно высказываться по любому поводу, анализировать свои поступки и поведение.

Сообщение темы:

  • Сегодня мы с вами играем в слово “ученичество”.
  • Скажите, что такое слово, вообще? Что мы выражаем словами?
  • Слово – это скрытая мысль, и если мы что-то прибавляем к слову, мысль ограничивается.

Постановка цели:

Мы же не будем ограничивать мысль, а поэтому каждый найдёт своё слово в этом понятии, и только словом нужно будет истолковать полученную информацию. Итак, ситуация.

(Театрализация рассказа Хорхе Луиса Борхеса “Роза Парацельса”)

Голос за кадром:

В полутемной комнате учитель молил своего Бога. Бога, вообще, чтобы тот послал ему ученика.

Учитель:

- Господи, мне нужна эта черная, восхитительная и безумно интересная работа, лишь для того, чтобы дать ему опыт поступков, любовь, ненависть и мужество решений…Господи, пошли мне ученика…

Голос за кадром:

Учителя сморила усталость, и он забыл о своей мольбе. Ночь стерла очертания запыленных книг и колб, когда в дверь постучали. Полусонный хозяин встал и отворил дверь. В дом вошел незнакомец. Он тоже был очень усталым, учитель указал на скамью. Некоторое время они молчали. Первым заговорил учитель.

Учитель:

- Мне знаком и восточный и западный тип лица. Но твой, мне неизвестен. Кто ты и чего ждешь от меня?

Ученик:

Мое имя не имеет значения. Три дня и три ночи я был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником. Я взял с собой все, что у меня есть!

(Правой рукой высыпает из торбы много золотых монет, в левой руке роза. Учитель зажигает еще одну свечу и, разглядывая ученика, садится в кресло и произносит слова.)

Учитель:

- Ты думаешь, я способен превращать золото в природные элементы, но я не ищу золото, и, если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником …

Ученик:

- Меня не интересует золото. Я хочу, чтобы ты научил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти этот путь, ведущий к слову.

Учитель:

- Путь - это и есть слово. И если ты не понимаешь этого, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.

Ученик:

- Значит, цель всё-таки есть?

Учитель (смеясь):

- Мои недруги, столь же многочисленные, сколь и недалёкие, уверяют, что нет, и называют меня лжецом. У меня на этот счет иное мнение, однако, допускаю, что и в самом деле обольщаю себя. Мне лишь известно, что есть дорога.

Ученик:

Я готов его пройти вместе с тобой и, если понадобится, положить на это годы. Позволь мне одолеть пустыню. Позволь мне хоть издали увидеть землю обетованную. Но, прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства.

Учитель:

Когда?

Ученик:

Немедленно! Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу, а затем возродить её из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда, и я отдам тебе всю мою жизнь без остатка.

Учитель:

Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна вера.

Ученик:

- Именно потому, что я недоверчив, я и хочу воочию увидеть исчезновение и возвращение розы к жизни.

Учитель (взяв розу в руки):

- Ты доверчив. Ты утверждаешь, что я могу уничтожить её?

Ученик:

Каждый может её уничтожить.

Учитель:

Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что возможен возврат к небытию? Неужели ты думаешь, что Адам в Раю мог уничтожить хоть один цветок?

Ученик:

Мы не в Раю. Здесь под луной все смертно!

Учитель:

А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то помимо Рая? Понимаешь ли ты, что грехопадение – это неспособность осознать, что мы в Раю?

Ученик:

- Роза может сгореть.

Учитель:

Однако в камине останется огонь.

Ученик:

- Стоит тебе бросить эту розу в пламя, и ты убедишься, что она исчезнет, а пепел будет настоящим.

Учитель:

Я повторяю, что роза бессмертна и, что меняется только её облик. Одного моего слова хватило бы, чтобы ты её увидел вновь.

Ученик:

Одного слова? Книга мудрости лежит без дела, а колбы покрыты слоем пыли. Как бы ты вернул её к жизни?

Учитель:

Книга лежит без дела, колбы покрыты слоем пыли…Чем я только не пользовался на своём долгом веку: сейчас я обхожусь без них.

Ученик:

Чем же ты пользуешься сейчас?

Учитель:

Тем же, чем пользовался Всевышний, создавая небеса и землю. Я имею в виду слово.

Ученик:

Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и возвращение розы. К чему ты прибегнешь при этом – к сосуду для перегонки или к слову, для меня не имеет значения.

Учитель (задумавшись):

Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что всё увиденное – всего лишь обман зрения. Чудо не принесёт тебе искомой веры. Поэтому, положи розу.

(затем громко):

А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?

Ученик:

Я осознаю своё нынешнее ничтожество. Я заклинаю во имя долгих лет послушничества, дай мне лицезреть пепел, а затем розу. Увиденное и будет доказательством.

(хватает розу и сжигает её над свечой, пепел остаётся в блюдце)

Голос за кадром:

Некоторое время ученик ждал слов и чуда.

Учитель:

Видно не зря меня считают шарлатаном. Они правы. Вот пепел, который не будет розой.

Голос за кадром:

Юноше стало стыдно, наверное, учитель был фантазёром, а он, ворвавшись к нему, требовал, чтобы тот признал бессилие своей науки.

Ученик:

Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой невозможен путь к цели. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой окрепнет, стану твоим учеником и в конце пути я увижу розу.

Голос за кадром:

Он говорил это с неподдельным чувством, однако, это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Он решил не срывать маску, которая скрывает пустоту. Оставить монеты нельзя, иначе они станут милостыней. Учитель проводил ученика.

Учитель:

Прощай. Ты можешь вернуться.

Голос за кадром:

Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не придётся.

Приложение 1

Творческое задание:

А сейчас самый дерзкий момент игры: нужно дописать конец рассказа Хорхе Луиса Борхеса “Роза Парацельса”, театрализацию которого вы сейчас видели. Мы будем соавторами и интерпретаторами слова великого писателя. Нам нужно будет собрать слова – те, что запомнились, те, что показались важными в понятии ученичества, те, что родились в собственной душе.

(Ребята работают. По очереди записывают варианты собственного окончания рассказа. Учитель не задаёт никаких вопросов.)

А теперь я предлагаю вам авторский вариант:

“Учитель остался один. Прежде, чем погасить свечу и удобно расположиться в кресле, он пересыпал пепел на ладонь, тихо произнёс слово. И возникла роза”.

Выделение главного:

При всём многообразии наших сочинений, давайте выделим в них главные мысли. Какие?

(Варианты ответов детей):

  1. Пришедший, так или иначе, стал учеником старого учителя через много лет.
  2. Ученичество так и не состоялось: юноша обиделся, разочаровался и нашёл другого учителя.
  3. Авторский вариант.
  4. И др.

Работа по группам:

А теперь объединитесь по принципу значимости слова учителя или слова ученика. Другими словами: чья роль вам ближе, ту позицию и займите. Итак, здесь позиция “ученик”, здесь – “учитель”.

(Дети рассаживаются).

Слово Борхеса многозначно, так что же произошло между учителем и учеником? Ответьте на этот вопрос одним словом.

(Предполагаемые ответы: встреча, непонимание, разочарование, гордость).

Так для чего же встречались ученик и учитель? Как назвать эту встречу одним словом?

(Урок, ученичество).

Да, ученичество. Согласны ли вы с этим словом?

- Как вы считаете, состоялось ли ученичество в сюжете Борхеса или эта встреча прошла впустую? Почему вы так считаете?

- Т.е. мы можем сказать, что час ученичества всё же состоялся, потому что юноша, даже не принятый учителем, получил урок!

- А теперь я предлагаю вам обратиться к собственному опыту: независимо от того, какую позицию “ученика” или “учителя” вы сейчас занимаете, вспомните, когда в жизни каждого из вас состоялся час ученичества? Только ли на уроке можно получить урок? (нет, и в жизни, т.е. из любого обучения можно извлечь урок).

- Бывало ли такое, что час ученичества не состоялся, хотя вы к этому стремились?

- Как вы думаете, а что нужно для того, чтобы состоялся час ученичества?

- А теперь объединитесь в своих позициях, которые вы заняли и вместе обсудите, что нужно учителю и ученику, чтобы час учительства состоялся? И эту необходимость обозначьте только словом, ведь мы играем словом. Пусть их будет несколько, но это должны быть слова, имена существительные, а не словосочетания или предложения. Т.е. найдите такие ключевые слова, которые бы определили бы сущность ученичества и учительства.

Итак, финал игры: перед вами чистые листы, которые ждут слова.

(на1/2 ватмана слово “учительство”, на 1/2 ватмана слово “ученичество”)

(Дети пишут слова типа:

учительство: понимание, снисходительность, вдохновение, терпение, индивидуальность, любовь, жертвенность и т.д.

ученичество: вера, доверие, личность, удивление, благодарность, стремление, уважение и др.)

- А теперь, давайте посмотрим, что у нас получилось. Вывесите на доске свои листы.

- Давайте проведём ранжирование, т.е. распределим набранные слова по значимости (надписывают номера) – вызвать по 1-му помощнику.

- у нас получилось два главных слова: …

(Например: терпение и вера)

- Попробуйте раскрыть, в чём суть этих слов?

- А теперь давайте порассуждаем:

- Есть учитель и есть, например, терпение, состоится ли ученичество?

(нет, нет ученика)

- Или есть ученик и есть, например, вера, но нет учителя, состоится ли учительство?

(нет)

- Какой вывод мы можем сделать?

(Вывод: ученичество и учительство могут состоятся только одновременно. Без учителя невозможно ученичество, и без ученичества нет учительства!)

- Используя слова для определения, ответьте, кто в рассказе Борхеса был учеником, а кто учителем?

(Варианты ответа: каждый из них был в 2-х ипостасях: и учителем, и учеником, так как каждый из них встретился с личностью и каждый извлёк из этой встречи свой урок, то есть они ученики и, в то же время, учителя друг друга. Мы убедились в необходимости для ученичества понимания, терпимости и потенциальной веры друг в друга).

- Давайте подытожим: так когда же может состояться ученичество и учительство?

(Да, всегда, когда встречаются люди и извлекают из этой встречи урок, урок как опыт для будущих поступков, слов.)

- Ну, что ж, по правилам игры мы все нашли главное слово в ученичестве – урок, способность получить урок.

Рефлексия:

- Как вы думаете, сегодняшняя наша игра – урок? Обоснуйте свой ответ.

(Предполагаемые ответы)

- И, наконец, последнее, какое чувство вызвала у вас сегодняшняя игра? Как вам было на сегодняшней игре? Ответьте на этот вопрос словом и поясните его.

(После ответов учащихся)

- У меня сегодняшняя игра вызвала восхищение, восхищение вами, восхищение тем, что у меня такие замечательные ученики, восхищение тем, что вы были для меня не только учениками, а даже в большей степени учителями.

- Спасибо вам, за этот урок. Эта игра для меня тоже стала ученичеством.

- Я верю, что вы из любого общения, из любой встречи сможете извлечь необходимый для вас урок! До встречи.