Цели:
- Найти своё слово в понятии “ученичество”.
- Словом истолковать полученную информацию.
- Научить ребят видеть все стороны отношений “учитель-ученик”.
Содержание:
Педагог подбирает литературные тексты, затем проводятся небольшие репетиции. Текст должен быть коротким, ярким, поддерживающим ключевую идею. Любой литературный материал разыгрывается в костюмах или знаках-символах (маска, шапочка, нагрудный рисунок или просто надпись). К поиску подходящего материала возможно привлечение школьников. Им школьный библиотекарь поможет найти подходящую детскую и юношескую литературу.
Результат: Дети находят ключевые слова, главные для данного понятия, учатся рассуждать, свободно высказываться по любому поводу, анализировать свои поступки и поведение.
Сообщение темы:
- Сегодня мы с вами играем в слово “ученичество”.
- Скажите, что такое слово, вообще? Что мы выражаем словами?
- Слово – это скрытая мысль, и если мы что-то прибавляем к слову, мысль ограничивается.
Постановка цели:
Мы же не будем ограничивать мысль, а поэтому каждый найдёт своё слово в этом понятии, и только словом нужно будет истолковать полученную информацию. Итак, ситуация.
(Театрализация рассказа Хорхе Луиса Борхеса “Роза Парацельса”)
Голос за кадром:
В полутемной комнате учитель молил своего Бога. Бога, вообще, чтобы тот послал ему ученика.
Учитель:
- Господи, мне нужна эта черная, восхитительная и безумно интересная работа, лишь для того, чтобы дать ему опыт поступков, любовь, ненависть и мужество решений…Господи, пошли мне ученика…
Голос за кадром:
Учителя сморила усталость, и он забыл о своей мольбе. Ночь стерла очертания запыленных книг и колб, когда в дверь постучали. Полусонный хозяин встал и отворил дверь. В дом вошел незнакомец. Он тоже был очень усталым, учитель указал на скамью. Некоторое время они молчали. Первым заговорил учитель.
Учитель:
- Мне знаком и восточный и западный тип лица. Но твой, мне неизвестен. Кто ты и чего ждешь от меня?
Ученик:
Мое имя не имеет значения. Три дня и три ночи я был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником. Я взял с собой все, что у меня есть!
(Правой рукой высыпает из торбы много золотых монет, в левой руке роза. Учитель зажигает еще одну свечу и, разглядывая ученика, садится в кресло и произносит слова.)
Учитель:
- Ты думаешь, я способен превращать золото в природные элементы, но я не ищу золото, и, если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником …
Ученик:
- Меня не интересует золото. Я хочу, чтобы ты научил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти этот путь, ведущий к слову.
Учитель:
- Путь - это и есть слово. И если ты не понимаешь этого, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.
Ученик:
- Значит, цель всё-таки есть?
Учитель (смеясь):
- Мои недруги, столь же многочисленные, сколь и недалёкие, уверяют, что нет, и называют меня лжецом. У меня на этот счет иное мнение, однако, допускаю, что и в самом деле обольщаю себя. Мне лишь известно, что есть дорога.
Ученик:
Я готов его пройти вместе с тобой и, если понадобится, положить на это годы. Позволь мне одолеть пустыню. Позволь мне хоть издали увидеть землю обетованную. Но, прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства.
Учитель:
Когда?
Ученик:
Немедленно! Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу, а затем возродить её из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда, и я отдам тебе всю мою жизнь без остатка.
Учитель:
Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна вера.
Ученик:
- Именно потому, что я недоверчив, я и хочу воочию увидеть исчезновение и возвращение розы к жизни.
Учитель (взяв розу в руки):
- Ты доверчив. Ты утверждаешь, что я могу уничтожить её?
Ученик:
Каждый может её уничтожить.
Учитель:
Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что возможен возврат к небытию? Неужели ты думаешь, что Адам в Раю мог уничтожить хоть один цветок?
Ученик:
Мы не в Раю. Здесь под луной все смертно!
Учитель:
А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то помимо Рая? Понимаешь ли ты, что грехопадение – это неспособность осознать, что мы в Раю?
Ученик:
- Роза может сгореть.
Учитель:
Однако в камине останется огонь.
Ученик:
- Стоит тебе бросить эту розу в пламя, и ты убедишься, что она исчезнет, а пепел будет настоящим.
Учитель:
Я повторяю, что роза бессмертна и, что меняется только её облик. Одного моего слова хватило бы, чтобы ты её увидел вновь.
Ученик:
Одного слова? Книга мудрости лежит без дела, а колбы покрыты слоем пыли. Как бы ты вернул её к жизни?
Учитель:
Книга лежит без дела, колбы покрыты слоем пыли…Чем я только не пользовался на своём долгом веку: сейчас я обхожусь без них.
Ученик:
Чем же ты пользуешься сейчас?
Учитель:
Тем же, чем пользовался Всевышний, создавая небеса и землю. Я имею в виду слово.
Ученик:
Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и возвращение розы. К чему ты прибегнешь при этом – к сосуду для перегонки или к слову, для меня не имеет значения.
Учитель (задумавшись):
Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что всё увиденное – всего лишь обман зрения. Чудо не принесёт тебе искомой веры. Поэтому, положи розу.
(затем громко):
А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?
Ученик:
Я осознаю своё нынешнее ничтожество. Я заклинаю во имя долгих лет послушничества, дай мне лицезреть пепел, а затем розу. Увиденное и будет доказательством.
(хватает розу и сжигает её над свечой, пепел остаётся в блюдце)
Голос за кадром:
Некоторое время ученик ждал слов и чуда.
Учитель:
Видно не зря меня считают шарлатаном. Они правы. Вот пепел, который не будет розой.
Голос за кадром:
Юноше стало стыдно, наверное, учитель был фантазёром, а он, ворвавшись к нему, требовал, чтобы тот признал бессилие своей науки.
Ученик:
Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой невозможен путь к цели. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой окрепнет, стану твоим учеником и в конце пути я увижу розу.
Голос за кадром:
Он говорил это с неподдельным чувством, однако, это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Он решил не срывать маску, которая скрывает пустоту. Оставить монеты нельзя, иначе они станут милостыней. Учитель проводил ученика.
Учитель:
Прощай. Ты можешь вернуться.
Голос за кадром:
Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не придётся.
Творческое задание:
А сейчас самый дерзкий момент игры: нужно дописать конец рассказа Хорхе Луиса Борхеса “Роза Парацельса”, театрализацию которого вы сейчас видели. Мы будем соавторами и интерпретаторами слова великого писателя. Нам нужно будет собрать слова – те, что запомнились, те, что показались важными в понятии ученичества, те, что родились в собственной душе.
(Ребята работают. По очереди записывают варианты собственного окончания рассказа. Учитель не задаёт никаких вопросов.)
А теперь я предлагаю вам авторский вариант:
“Учитель остался один. Прежде, чем погасить свечу и удобно расположиться в кресле, он пересыпал пепел на ладонь, тихо произнёс слово. И возникла роза”.
Выделение главного:
При всём многообразии наших сочинений, давайте выделим в них главные мысли. Какие?
(Варианты ответов детей):
- Пришедший, так или иначе, стал учеником старого учителя через много лет.
- Ученичество так и не состоялось: юноша обиделся, разочаровался и нашёл другого учителя.
- Авторский вариант.
- И др.
Работа по группам:
А теперь объединитесь по принципу значимости слова учителя или слова ученика. Другими словами: чья роль вам ближе, ту позицию и займите. Итак, здесь позиция “ученик”, здесь – “учитель”.
(Дети рассаживаются).
Слово Борхеса многозначно, так что же произошло между учителем и учеником? Ответьте на этот вопрос одним словом.
(Предполагаемые ответы: встреча, непонимание, разочарование, гордость).
Так для чего же встречались ученик и учитель? Как назвать эту встречу одним словом?
(Урок, ученичество).
Да, ученичество. Согласны ли вы с этим словом?
- Как вы считаете, состоялось ли ученичество в сюжете Борхеса или эта встреча прошла впустую? Почему вы так считаете?
- Т.е. мы можем сказать, что час ученичества всё же состоялся, потому что юноша, даже не принятый учителем, получил урок!
- А теперь я предлагаю вам обратиться к собственному опыту: независимо от того, какую позицию “ученика” или “учителя” вы сейчас занимаете, вспомните, когда в жизни каждого из вас состоялся час ученичества? Только ли на уроке можно получить урок? (нет, и в жизни, т.е. из любого обучения можно извлечь урок).
- Бывало ли такое, что час ученичества не состоялся, хотя вы к этому стремились?
- Как вы думаете, а что нужно для того, чтобы состоялся час ученичества?
- А теперь объединитесь в своих позициях, которые вы заняли и вместе обсудите, что нужно учителю и ученику, чтобы час учительства состоялся? И эту необходимость обозначьте только словом, ведь мы играем словом. Пусть их будет несколько, но это должны быть слова, имена существительные, а не словосочетания или предложения. Т.е. найдите такие ключевые слова, которые бы определили бы сущность ученичества и учительства.
Итак, финал игры: перед вами чистые листы, которые ждут слова.
(на1/2 ватмана слово “учительство”, на 1/2 ватмана слово “ученичество”)
(Дети пишут слова типа:
учительство: понимание, снисходительность, вдохновение, терпение, индивидуальность, любовь, жертвенность и т.д.
ученичество: вера, доверие, личность, удивление, благодарность, стремление, уважение и др.)
- А теперь, давайте посмотрим, что у нас получилось. Вывесите на доске свои листы.
- Давайте проведём ранжирование, т.е. распределим набранные слова по значимости (надписывают номера) – вызвать по 1-му помощнику.
- у нас получилось два главных слова: …
(Например: терпение и вера)
- Попробуйте раскрыть, в чём суть этих слов?
- А теперь давайте порассуждаем:
- Есть учитель и есть, например, терпение, состоится ли ученичество?
(нет, нет ученика)
- Или есть ученик и есть, например, вера, но нет учителя, состоится ли учительство?
(нет)
- Какой вывод мы можем сделать?
(Вывод: ученичество и учительство могут состоятся только одновременно. Без учителя невозможно ученичество, и без ученичества нет учительства!)
- Используя слова для определения, ответьте, кто в рассказе Борхеса был учеником, а кто учителем?
(Варианты ответа: каждый из них был в 2-х ипостасях: и учителем, и учеником, так как каждый из них встретился с личностью и каждый извлёк из этой встречи свой урок, то есть они ученики и, в то же время, учителя друг друга. Мы убедились в необходимости для ученичества понимания, терпимости и потенциальной веры друг в друга).
- Давайте подытожим: так когда же может состояться ученичество и учительство?
(Да, всегда, когда встречаются люди и извлекают из этой встречи урок, урок как опыт для будущих поступков, слов.)
- Ну, что ж, по правилам игры мы все нашли главное слово в ученичестве – урок, способность получить урок.
Рефлексия:
- Как вы думаете, сегодняшняя наша игра – урок? Обоснуйте свой ответ.
(Предполагаемые ответы)
- И, наконец, последнее, какое чувство вызвала у вас сегодняшняя игра? Как вам было на сегодняшней игре? Ответьте на этот вопрос словом и поясните его.
(После ответов учащихся)
- У меня сегодняшняя игра вызвала восхищение, восхищение вами, восхищение тем, что у меня такие замечательные ученики, восхищение тем, что вы были для меня не только учениками, а даже в большей степени учителями.
- Спасибо вам, за этот урок. Эта игра для меня тоже стала ученичеством.
- Я верю, что вы из любого общения, из любой встречи сможете извлечь необходимый для вас урок! До встречи.