Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.
Цель урока: закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке, различение слов русского языка по сфере употребления, обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения пользоваться справочной литературой, различными типами толковых словарей.
Оборудование: раздаточный материал ,словари различных типов, дополнительная литература, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Примечания | Время (мин.) |
1 Экспресс-опрос | Фронтальный опрос. Воспроизведение усвоенных накануне теоретических сведений. Учащимся дается задание определить слова по их Л.З.(пишем словарный диктант) | 5 | |
2 Закрепление материала. Подготовка к тесту. | Просмотр слайдов по теме урока. Индивидуальная работа по карточкам. Учащимся предлагается подобрать примеры к разным группам слов, найти синонимы, антонимы, омонимы, привести примеры метафор. | Приложение 1 Презентация Слайды № 1-7 |
10 |
3 Работа со словарями | Проанализировать, как построена статья
толкового словаря. Работа в группах. Предлагаю прослушать отрывок из свода правил этикета XVIII в. “Юности честное зерцало” и ответить на вопросы. Чтение отрывка из стихотворения С.Есенина “В хате”, выяснение значений диалектных слов. Выполняем упр.72(определяем, какими путями приходят в язык заимствованные слова, проверяем себя по “Толковому словарю”. Заслушиваем сообщения групп на тему: “Что мне поведал школьный толковый словарь о словах…” Игра “Отгадайте, о человеке какой профессии идет речь?” Приведите доказательства. |
Приложение 2 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд№11-12 Слайд № 13 |
25 |
4 Беседа | Проясняем вопросы, возникшие при
изучении темы “Фразеология.”Работа со слайдами:
как вы понимаете эти выражения? Приведите
примеры фразеологизмов. Вопрос-шутка: сколько
фразеологизмов спрятано в тексте? Упражнение 85. |
Слайд №14-15 | 15 |
5 Выполним тест | Самостоятельная работа. Учащиеся работают за компьютером в парах. Ввод ответов на вопросы осуществляется путем выбора правильного ответа из списка. | Приложение 3 Тест. |
15 |
6 Подведение итогов. | Подводим итоги урока. Выставление оценок. Рекомендуемая литература. | 5 | |
7 Дифференцированное домашнее задание. | Представление домашнего задания:
|
5 |
Рекомендуемая литература:
- Успенский Вартаньян Э. Путешествие в слово. Из жизни слов. Почему мы так говорим? Рождение слова.
- Сергеев В. Новые значения старых слов.
- Кобяков Д. Приключения слов.