Использование проектного метода на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Использование проективного метода на уроках русского языка.

Нетрадиционные формы построения уроков русского языка издавна привлекали внимание учителей-словесников. Стремление разнообразить учебный материал, сделать занятия более интересными, запоминающимися лежало в основе организации и проведения самых разнообразных уроков, построенных по нетрадиционной методике.

В последнее время опыт учителей-новаторов, неравнодушно относящихся к своему делу, стал обобщаться. Так, в методических рекомендациях С.В.Столбуновой, изложенных в курсе лекций для слушателей заочных курсов повышения квалификации, организованных Педагогическим университетом «Первое сентября» (см.: «Русский язык», сентябрь (1-15),2005, №№17-24), предпринята попытка систематизировать разнообразный опыт учителей по организации нетрадиционных уроков русского языка. Учитель-методист подробно описывает игровые виды деятельности на уроках, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, групповые формы работы на уроках, дискуссии, дебаты, концентрированное обучение, интегрированные уроки, а также метод проектов.

На проективном методе хотелось бы остановиться более подробно. Несомненно, этот метод нацелен на развитие творческих и аналитических способностей учащихся, что является прекрасным стимулом для поддержания интереса к изучению русского языка. В своей педагогической практике я также использую этот метод. Хочу поделиться опытом работы по организации уроков развития речи в строительном колледже с использованием проективного метода по подготовке сборника сказок учащихся об избранной профессии. Проектная деятельность по созданию такого сборника включала следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический, этап практической реализации проекта, этап внесения необходимых изменений и заключительный этап. На каждом этапе была запланирована определенная работа, нацеленная на создание сборника творческих работ студентов – сказок об избранной профессии.

Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А П Р О Е К Т А.

Этап проектной деятельности Алгоритм деятельности учащихся Алгоритм деятельности учителя
1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы. Знакомство с целями и задачами проектной деятельности по созданию сборника сказок. В ходе анализа литературных образцов понять своеобразие литературных сказок. Знакомство с особенностями использования художественно-изобразительных средств в сказках. Подбор литературных произведений по данной теме. Формулирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею проекта. Руководит аналитической работой с литературными образцами. Помогает систематизировать материал, понять своеобразие литературных и художественных сказок.
2. Технологический: выполнение запланированных тренировочных упражнений. Сочинение вступления и концовки сказки. Работа над композицией сказки. Лингвистическая работа: подбор эпитетов, метафор, сравнений. Работа над структурой предложений. Художественно-оформительская работа: выполнение иллюстраций к сказкам. Контролирует выполнение заданий.
3. Практическая реализация проекта: подбор материалов для выполнения работы. Самостоятельная работа над содержанием сказок. Подготовка иллюстраций. Распределение ролей (художники-оформители, технический редактор) и оформление проектов. Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей.
4. Внесение необходимых изменений. Литературная правка: работа с орфографией и пунктуацией, стилистическим оформлением сказок.  
5. Заключительный этап (презентация проекта). Представление своего проекта; самооценка проекта и взаимооценка. Помогает готовить презентацию.

Отобранный материал реализовывался на уроках развития речи. Предлагаю вашему вниманию планы-конспекты этих уроков.

УРОКИ № 1-2.

Тема. Подготовка к написанию сказки, посвящённой избранной профессии.

Цели:

  1. познакомить с особенностями проектной деятельности по созданию сборника сказок об избранной профессии;
  2. проанализировать особенности сказки как вида художественного творчества;
  3. познакомить с художественно-изобразительными средствами, используемыми в сказках.

Оборудование: карточки с вспомогательными материалами, тексты сказок.

П Л А Н .

Поисково-исследовательский этап.

Слово учителя о целях и задачах проектной деятельности.

Беседа с учащимися.

  • Что принято называть фольклором?
  • Как вы думаете, что общего между устным народным творчеством и народными промыслами?
  • Что называют сказкой?
  • Какие особенности сказок вам известны?
  • Какие пословицы о труде вы знаете?

Распределительный диктант.

Задание: запишите пословицы в две колонки: в 1 колонку – о труде; во 2 – о ремесле и предметах труда.

Делу – время, а потехе – час. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Без дела жить – только небо коптить. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Терпение и труд – всё перетрут. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Без клина и плахи не расколешь. Клин плотнику товарищ. Без топора не плотник, без иглы не портной. Топор острее, так и дело спорее. Топор – кормилец. Топор всему делу голова. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет. Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит. Топор одевает, топор обувает. Клеёк да рубанок столяру отцы родные. Мастерство везде в почёте. Не учи безделью, а учи рукоделью.

4. Работа с текстом.

Сказка – один из наиболее древних видов народного творчества. Многие из них были созданы в далёкую старину неизвестными талантливыми людьми из народа и потом передавались от дедов к отцам, от отцов к детям.

Среди сказок различают сказки о животных, волшебные (фантастические) и сказки бытовые, отражающие повседневную жизнь людей.

Сказки о животных – сатирические и юмористические произведения. Жестокая борьба за существование среди птиц и зверей воспроизводится как иносказательное изображение острых социальных конфликтов.

Волшебная сказка в своих истоках восходит к магическим обрядам. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества. Здесь много чудесного, необыкновенного, волшебного. В фантастических вымыслах сказок народ воплощал свои мечты о будущей справедливой жизни, выражал уверенность в торжестве правды и добра.

В бытовых сказках отражены отношения между богатыми и бедными. Многие из них – продукт более позднего творчества.

Сказки отличаются своим построением. Они часто начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…» - и заканчиваются словами: «Стали жить да поживать, да добра наживать», «Устроили пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Характерной особенностью в развитии действия сказок является повторение, обычно троекратное. Так, в сказке «Царевна-лягушка» царь трижды отдаёт приказания жёнам царевичей.

Язык сказок простой, понятный, образный. Здесь много таких характерных выражений, как добрый молодец, красная девица, мамки-няньки, утро вечера мудреней; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли, коротко ли и др.

Кроме сказок, сложенных народом, есть сказки, созданные писателями. Таковы сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.Ф. Одоевского, П.П. Бажова, С.Я. Маршака и др.

Задания к тексту:

  • прочитайте, определите тему текста;
  • озаглавьте текст;
  • определите стиль текста, докажите своё мнение;
  • составьте план текста;
  • выпишите в тетради определение сказки;
  • запишите, какие особенности характерны для построения сказки;
  • выпишите в тетради слова и выражения, которые используются в сказках;
  • подумайте, чем отличаются народные сказки от литературных;
  • какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из этого текста.

Работа по карточкам.

Задание: определите, используя материал карточки, какие запреты нарушили герои сказок, указанных в правой колонке.

Предшественник волшебной сказки – рассказ, который учил соблюдать запрет. Древний человек пытался уйти от враждебных сил, соблюдая эти правила. Нарушение запрета влекло за собой опасные последствия: человек становился жертвой сверхъестественных сил.

«Гуси – лебеди» - запрет покидать дом.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - Иванушка нарушил запрет старших и стал козлёночком.

«Белая уточка» - княжна не послушала мужа и превратилась в уточку.

«Иван-царевич и серый волк»-____________________________.

«Сивка-бурка» - _____________

____________________________.

«Царевна – лягушка» - _______

____________________________.

Слово учителя.

- Итак, все запреты в сказке оказываются нарушенными. Возмездие неизбежно. Что же остаётся? Конечно, спасительная магия. Народ наделял предметы силой оберегов. Гребешок, брошенный через плечо, превращался в густой лес. Полотенце – в реку. Кольцо, топор, платок, зеркало – это чудесные предметы, которые помогали герою справиться с бедой. Кроме того, использовались и волшебные слова ( «Встань передо мной, как лист перед травой», «По щучьему велению, по моему хотению»), и волшебные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный). Подумайте, какие предметы могут оказаться волшебными в сказке о плотниках и строителях, какие волшебные персонажи могут быть введены в сказку.

Анализ сказки «Доброе слово».

Жил-был Иван Несчастный: куда ни пойдёт работать – другим дают по рублю да по два, а ему все двугривенный.

- Ах, - говорит он, - али я не так уродился, как другие люди? Пойду-ка я к царю и спрошу: отчего мне счастья нет?

Вот приходит в царю.

- Зачем пришёл?

- Так и так, рассудите: отчего мне ни в чём счастья нет?

Царь созвал своих бояр и генералов, стал их спрашивать: они думали-думали, ломали-ломали свои головы, ничего не придумали. А царевна выступила и говорит отцу:

- А я так думаю, батюшка: коли его женить, то, может, и ему господь пошлёт иную долю.

Царь разгневался, закричал на дочь:

- Когда ты лучше нас рассудила, так ступай за него замуж!

Тотчас взяли Ивана Несчастного, обвенчали с царевной и выгнали обоих вон из города, чтоб об них и помину не было.

Пошли они на взморье. Говорит царевна своему мужу:

- Ну, Иван Несчастный, нам не царевать, не торговать, надо о себе промышлять. Сделай-ка ты на этом месте пустыньку, будем жить с тобой, богу молиться да на людей трудиться.

Иван Несчастный сделал пустыньку и остался в ней жить с молодой женой.

На другой день даёт ему царевна копеечку:

- Поди купи шёлку!

Из того шёлку она важный ковёр вышила и послала мужа продавать.

Идёт Иван Несчастный с ковром в руках, а навстречу ему старик:

- Что, продаёшь ковёр?

- Продаю.

- Что просишь?

- Сто рублев.

- Ну, что тебе деньги! Возьмёшь – потеряешь; лучше отдай ковёр за доброе слово.

- Нет, старичок! Я человек бедный, деньги надобны.

Старик заплатил сто рублей; а Иван Несчастный пошёл домой, приходит, хвать – денег нету. Дорогою выронил.

Царевна другой ковёр сделала; понёс Иван Несчастный продавать его и опять повстречал старика.

- Что за ковёр просишь?

- Двести Рублев.

- Ну, что тебе деньги! Возьмёшь – потеряешь; отдай лучше за доброе слово.

Иван Несчастный подумал-подумал:

- Так и быть, сказывай!

- Подними руку, да не опусти, а сердце скрепи! - сказал старик, взял ковёр и ушёл.

«Что же мне делать теперь с этим добрым словом? Как покажусь к жене с пустыми руками? – думает Иван Несчастный. – Лучше пойду, куда глаза глядят!»

Шёл-шёл, далеко зашёл и услышал, что в той земле двенадцатиглавый змей людей пожирает; сел Иван Несчастный на дороге – отдохнуть вздумал, и говорит сам с собой вслух:

- Эхма! Будь у меня деньги, сумел бы я с этим змеем справиться, а теперь что? Без денег и разума нет.

Шёл мимо купец, услыхал эти речи, что без денег и разума нет. «А что, - думает,- ведь и правда! Дай-ка я ему помогу».

- Сколько тебе,- спрашивает, - денег надобно?

- Дай пятьсот рублев.

Купец дал ему взаймы пятьсот рублей, а Иван Несчастный бросился на пристань, нанял работников и начал корабль строить.

Издержал все деньги, а дело ещё в самом начале: как быть?

Пошёл к купцу:

- Давай, - говорит, - ещё тысячу; не то работа остановится, а твои деньги задарма пропадут!

Купец дал ему другие пятьсот рублей; он и те в корабль всадил, а дело ещё на половине. Опять приходит Иван Несчастный к купцу:

- Давай, - говорит,- ещё тысячу; не то работа остановится, а твои деньги задарма пропадут!

Купец хоть не рад, а дал ему тысячу. Иван Несчастный выстроил корабль, нагрузил его угольем, забрал с собой кирки, лопатки, меха, рабочих людей и поплыл в открытое море.

Долго ли, коротко ли – приплывает он к тому острову, где было змеиное логовище. Змей только что наелся и залёг в своей норе спать.

Иван Несчастный засыпал его кругом угольем, развёл огонь и давай раздувать мехами: пошёл великий смрад по всему морю! Змей лопнул… Иван Несчастный взял тогда меч, отрубил ему все двенадцать голов и в каждой змеиной голове нашёл по драгоценному камушку.

Вернулся из похода, продал эти камушки за несчётные суммы – так разбогател, что и сказать не можно! Заплатил купцу свой долг и поехал к жене.

Вот приезжает Иван Несчастный в пустыньку и видит: жена его живёт с двумя молодцами, а то были его законные сыновья-близнецы (без него родились). Пришла ему в голову худая мысль, схватил он острый меч и поднял на жену руку… Вмиг припомнилось ему доброе слово: подними руку, да не опусти, а сердце скрепи!

Иван Несчастный скрепил своё сердце, спросил царевну про тех молодцев, и начался

у них пир-веселье.

На том пиру я был, мёд-вино пил, калачами заедал.

Вопросы и задания.

  1. Определите основную мысль сказки.
  2. Объясните значение слова пустынька.
  3. Как вы понимаете выражение: «Нам не царевать, не торговать».
  4. Составьте план сказки.
  5. Какие языковые особенности, характерные для сказок, присутствуют в тексте.
  6. В чём своеобразие начала сказки?
  7. Какие запреты нарушают герои сказки?
  8. Какие волшебные герои присутствуют в сказке, для чего они нужны?
  9. Выпишите первое и последнее предложения сказки, сделайте их синтаксический разбор.

П. Технологический этап.

1. Упражнение.

Задание: подберите эпитеты к данным словам, запишите полученные словосочетания.

Топор, станок, молоток, зубило, пила, гвозди, мастер, столяр, плотник.

2. Упражнение.

Задание: используя предложенные выражения, придумайте начало сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве… Жил-был… Ни в сказке сказать, ни пером описать… Стал он бога молить, чтоб…

Во сне ему привиделось…

3. Упражнение.

Задание: запишите предложения, сделав их распространёнными; какое явление отражено в этих предложениях.

Солнышко встало; деревья шепчут; свет колдует ; плывут облака; метель завывает, стонет; лес беспокоится.

4. Упражнение.

Задание: придумайте продолжение сказки по данному началу.

Сказочник решил рассказать историю о том, во что превращаются деревья, когда их увозят из леса.

- Господа, - сказал он деревьям,- не угодно ли вам прослушать сказку о вашем завтрашнем дне?

5. Упражнение.

Задание: образуйте наречия с помощью суффиксов от следующих прилагательных.

Поздний, беззаботный, певучий, свежий, всесторонний, тактичный, постепенный, мужественный, неуклюжий, уверенный, могучий, искусный, искусственный.

6. Упражнение.

Задание: найдите «лишнее».

На носу, рукой подать, на краю света, не за горами.

Тотчас, немедленно, сию минуту, еле-еле.

У чёрта на куличках, бог знает где, за тридевять земель, рукой подать.

7. Упражнение.

Задание: придумайте и запишите словосочетания с предложенными наречиями и словосочетаниями.

Высоко-высоко, далеко-далеко, еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу, бок о бок, по-дружески, тепло по-весеннему, бросить вверх, в верх стены, какой-нибудь.

8. Упражнение.

Задание: придумайте три разных концовки для сказки.

III. Обобщение по уроку.

IV. Домашнее задание: написать сказку о профессии, приготовить к ней 2 иллюстрации.