Тема урока «Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы, И после приставок».
Цели урока:
1. Углубить знания учащихся о правописании разделительного Ъ и Ь.
2. Учить выбирать знак на письме (определять Й на слух).
3. Формировать орфографические, словообразовательные умения, составляющие основу лингвистической компетенции учащегося, посредством обращения к анализу предложенного языкового материала.
4. Формировать общеучебное умение работы с таблицей, составляющее основу для формирования учебно – познавательной компетенции и умение вести беседу, составляющее основу для формирования коммуникативной компетенции школьника.
Ход урока:
1. Начало урока, приветствие учащихся, создание положительного настроя на дальнейшее сотрудничество в процессе работы.
2. Лингвистическая разминка.
На доске записано Р М Т
– Что записано на доске? – Что вы можете сказать об этих буквах? – Зачем я записала их на доске?
– Какие задания я могла бы вам предложить? – Из этого слова пропали буквы, обозначающие гласные звуки. Что это за слово? – Что вы можете сказать о слове аромат?
– Если бы вы были учителем, то какие задания со словом аромат предложили бы учащимся? |
Буквы. Эти буквы обозначают согласные звуки. Наверное, чтобы предложить нам выполнить с ними разные задания. Ребята предлагают различные варианты заданий. Аромат
Наиболее интересные из заданий, предложенных ребятами, можно выполнить в классе. |
3. Целеполагание.
Согласны ли вы с моим утверждением?
– Когда мы говорим, мы произносим буквы. – Все звуки делятся на гласные и согласные. – Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов. – Орфоэпия изучает правила произнесения слов. – Правописание корней с чередованием е//и зависит от ударения. – Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого. |
Нет. Да. Да. Да. Нет. Да. |
С какой целью я предложила вам эту работу?
Что объединяет большинство предложенных высказываний?
Нет ли среди них лишнего? Почему?
Какой раздел науки о языке мы изучаем?
Что это за раздел – фонетика?
4. Работа по теме урока. Самостоятельное формулирование правила написания разделительных Ъ и Ь в словах.
Из слов, записанных на доске фонетически, можно составить три группы. Запишите эти слова орфографически, объединив их в три группы. Объясните свой выбор.
[ разй ,эсн ,ит ,][сабач ,й ,а] [падыскат ,][двухй ,арусный ,] [падй ,эхат ,] [разыграт ,] [в ,й ,уга] [бул ,й ,он] [розыск] [суб ,й ,экт]
|
В тетрадях у ребят получится следующая запись: Разъяснить, двухъярусный, подъехать, субъект; собачья, вьюга, бульон; подыскать, разыскать, розыск. Примечание: если задание вызовет у ребят затруднение, то уровень трудности необходимо снизить, сначала все слова будут записаны на доске орфографически, а затем ребята разделят их на группы. |
По какому признаку вы объединили слова в группы?
По словам, входящим в первую группу, сформулируйте правило написания разделительного Ъ.
По словам, входящим во вторую группу, сформулируйте правило написания разделительного Ь.
Далее учащимся предлагается таблица, содержащая полную информацию по написанию разделительных Ъ и Ь в словах.
Разделительные Ъ и Ь показывают, что последующую гласную надо произносить как сочетание Й + гласный звук сел [ с ,э ] – съел [ с ,йэ ] солю [ л ,у ] – солью [ л ,йу ] |
|
Ъ |
Ь |
съехать разъяснил съёмщик в том числе – после иноязычных приставок: ад – адъютант ин – инъекция кон – конъюнктура об – объектив суб – субъект
фелдъегерь трёхъярусный |
В корне слова премьера лисья Воробьёв в том числе – в иноязычных словах перед О:
павильон медальон бульон |
При помощи таблицы соберите необходимую информацию для полной формулировки правила правописания Ъ и Ь.
Какая информация явилась для вас новой?
5. Ознакомление с написанием гласных букв Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный.
Выполните морфемный разбор слов третьей группы, припишите к каждому из них однокоренные слова без приставок.
Что вы заметили?
В каких же случаях после приставок, оканчивающихся на согласный, на месте И в однокоренном слове без приставки пишется Ы?
Учащимся предлагается рассмотреть и дополнить примерами соответствующую таблицу.
Ы пишется |
И пишется |
||
после русских приставок на согласную |
после русских приставок меж-, сверх- |
после иноязычных приставок |
в сложных словах |
1. пред- + история =
предыстория 2. раз- + искать = разыскать = розыск 3. под- + итожить = ____________________ 4......- + искусный = ____________________ |
|
|
пединститут |
5......- + интерес + ...
= _____________________ 6......- + имя + ... =_____________________ 7.без- + известный = _____________________ 8......- + исход = _____ ______________________ |
слово – исключение: взимать вз + др.рус. имати (брать) но: отымать |
Самостоятельно сформулируйте правило написания гласных Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный.
6. Первичное закрепление.
Перепишите следующую лингвистическую миниатюру, проявив предельную инициативу.
Он был без__нициативен до такой степени, что не мог под__тожить небез__звестные ему факты из пред__дущих параграфов. От без__сходности он без__скусно кусал свой без__мянный палец и с__знова пытался выполнить вполне бесх__тростное, но сверх__нтересное задание.
7. Итог урока.
Что нового о написании разделительного Ъ и Ь в словах вы узнали на данном уроке?
Какую работу вам необходимо было проделать, чтобы самостоятельно сформулировать правило написания букв Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный?
8. Домашнее задание.
Напишите сочинение «Игра». Постарайтесь максимально (но уместно) использовать слова с орфограммой «гласная Ы после приставок». Например: разыгрывается, безынициативный, предыдущая, подыскать, безызвестный, предыстория и др.
Примечание: на данном уроке используется теоретический материал и упражнения учебного пособия Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Русский язык: Учебник для 5 класса. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001. С.61 – 64.