Правописание корней с чередованием, или Кто командует корнями?

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Учить каждого ученика самостоятельно добывать знания: помочь освоить правила правописания корней с чередованием ( репродуктивный уровень ).
2.Обогащать словарный запас учащихся. Развивать мышление: учить анализировать, обобщать, логически мыслить.
3. Воспитывать нравственные качества учащихся: умение работать в группе, доброжелательность друг к другу, умение уважать мнение других людей.

Для учащихся:

Знать:
Чтоб в тему новую шагать,
Определенье корня надо знать.

Уметь:
Попробуем, вместе рассуждая,
Свои знания применяя,
Новое правило узнать,
Всему классу рассказать.

Повторить:
Вновь свое внимание
Обратим на корни с чередованием.

Оформление: запись на доске, карточки – алгоритмы, таблицы, сигнальные кружки, «Листки учета активности».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: Мы продолжаем с вами работать с корнем слова. Что же мы должны узнать о корне слова сегодня?

Обратите внимание на задачи урока, которые прописаны на доске (один из учеников прочитывает вслух задачи урока).

Вот с определения корня слова и начнем . Пожалуйста, вспомните его: это вам пригодится.

Учитель: А что мы уже знаем о правописании корня?

Ученик: Правописание О-Е после шипящих в корне слова и написание И-Ы в корне слова после Ц.

Учитель: А какому главному правилу подчиняются корни?

Ученик: Правописание безударных гласных в корне слова.

Учитель: Как проверить безударную гласную в корне слова?

Ученик: Необходимо подобрать проверочное слово, где безударный гласный будет стоять под ударением.

Учитель: Хорошо. Перед вами карточка – подсказка «Способы проверки безударной гласной», просмотрите ее внимательно. Она вам пригодится при выполнении задания:

Перед вами шуточное стихотворение, прочитайте его. Выпишите из стихотворения словосочетания с выделенными словами, исправляя ошибки, выделите орфограмму и подберите проверочные слова (Текст стихотворения раздается на каждую парту.)

Пришел из школы Лев Кузьмич, - Неужто нужно «запЕвать»,
Стал проверять тетрадки. Лекарства принимая,
И целый вечер Лев Кузьмич И в хоре «запИвалой быть»,
Разгадывал загадки. Как написала Галя?
Он долго думал, например, Подробно Петя рассказал,
Раскрыв тетрадку Оли: Как летом он с горы «слИзал».
-Ну почему у ней «вАлы И рассердил он маму,
Щипали травку в поле»? Когда «слЕзал сметану».
А в океане в шторм «вОлы Чтоб «разрЯдить морковку»
Гуляли на просторе»? Искал патроны Вовка.
Да с орфографией совсем Зачем патроны Вовке,
Не дружит эта Оля! Ведь не ружье морковка?
-Ах, неужели «отвАрил» Учительница химии задание давала.
И… съел калитку Коля? «Вы дома выпАрите соль»,
Зато картофель «отвОрил»… Всем строго наказала.
От вора спрятал что ли? И удивила больше всех
-И неужели «полОскал Учителя Алина:
Котенка» в речке Вадик? Взяла и «выпОрола соль!
Отжал, наверно, и сложил Вот то была картина!!!
Беднягу в медный тазик? Алина выпорола соль,
Потом он постирал белье и Но опыт не удался.
ПолАскал немножко»?! И долго после этого
Потом, наверно, посушил?! Весь класс над ней смеялся.
Белье? Иль все же кошку?! -Ай-ай, - промолвил педагог
И Вася полАскал белье…» И отложил тетрадки.-
Ну это просто сказка! Не бред ли это? Явно бред!
Ведь это бедному коту Здоровы ли ребятки?
( Совсем не мокрому белью) Еще разок прочти, дружок!
Нужна любовь и ласка. Не торопись же шибко!
И постарайся, голубок,
Исправить все ошибки

.Учитель: Казалось бы, что все очень просто: засомневался – подбери проверочное слово и пиши себе правильную букву. Ан нет,… оказывается, есть в русском языке корни, которые не подчиняются этому правилу. Мы с вами такие корни уже встречали, и о них у нас с вами была речь. Вспомните, что это за корни?

Ученик: Это корни с чередующимися гласными и согласными буквами.

Учитель: Вновь обращаю ваше внимание на задачи нашего урока (Прочитываются задачи урока под заголовком « Повторить» ). Прочитайте слова, записанные на доске, и найдите среди них такие, которые имеют в своем составе чередующиеся гласные:

Забираться, гербарий, миниатюра, увлекательный, отнимать, запирательство, верховодить, виноватый, примирение, постелить.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете сразу несколько правил, которым подчиняются корни с чередованием. Вы сами сформулируете новые правила, шаг за шагом выполняя определенную работу. Затем результаты вашего исследования вы огласите всему классу.

Мы образовали три микрокласса. В каждом микроклассе выберите, пожалуйста, себе учителя.

А теперь я прошу коллег – учителей подойти к столу и взять задания «классу». Сигнальные карточки вам понадобятся, когда вам необходимо будет что-то спросить, уточнить, ответить.

Приложение

«Учителя» будут оценивать работу каждого ученика «класса» и заносить оценки в «Лист учета активности».

Необходимые таблицы лежат здесь.

3. Изучение нового материала. ( Самостоятельная работа по алгоритмам.)

Вывод: кто же командует корнями? Что мы должны знать кроме правил? ( Сами корни.)

4. Закрепление. Тренировочные упражнения:

5. Домашнее задание: упр. 509; выучить все записанные правила. Составить сводную опорную схему по всем правилам.

6. Подведение итогов.

Прокомментировать выставленные оценки.

Обобщение:

а) обращаемся к задачам урока;
б) читаем стихотворения. Какие правила они иллюстрируют?

Чтобы не было сомненья, - Кос- и - кас- как два козла,
Прочитай стихотворенье, А помощник – буква А.
Чтоб с корнями –бер- и – бир- Станет суффиксом, и – кас-,
Был у каждого пример. Не касаясь, всем задаст.
Разб…раешь, соб…раешь- . А уйдет, и – кос- сильней.
Раб…решь и соб…решь- Прик…снувшись, бьет больней.

Во всех словах всегда, везде
У нас есть ударение,
Слова с г…рящим –гор- и – гар-
Совсем не исключение.

Но если гаркнет корень – гар-,
На букве а удар – угар!
Все дело в ударении.
А о тихонько проскользит,
От ударенья убежит.
Свершится возг…ранние,
Но тихое, без пламени.