Цели:
1. Учить каждого ученика самостоятельно добывать знания: помочь освоить правила правописания корней с чередованием ( репродуктивный уровень ).
2.Обогащать словарный запас учащихся. Развивать мышление: учить анализировать, обобщать, логически мыслить.
3. Воспитывать нравственные качества учащихся: умение работать в группе, доброжелательность друг к другу, умение уважать мнение других людей.
Для учащихся:
Знать:
Чтоб в тему новую шагать,
Определенье корня надо знать.Уметь:
Попробуем, вместе рассуждая,
Свои знания применяя,
Новое правило узнать,
Всему классу рассказать.Повторить:
Вновь свое внимание
Обратим на корни с чередованием.
Оформление: запись на доске, карточки – алгоритмы, таблицы, сигнальные кружки, «Листки учета активности».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение. Подготовка к усвоению нового материала.
Учитель: Мы продолжаем с вами работать с корнем слова. Что же мы должны узнать о корне слова сегодня?
Обратите внимание на задачи урока, которые прописаны на доске (один из учеников прочитывает вслух задачи урока).
Вот с определения корня слова и начнем . Пожалуйста, вспомните его: это вам пригодится.
Учитель: А что мы уже знаем о правописании корня?
Ученик: Правописание О-Е после шипящих в корне слова и написание И-Ы в корне слова после Ц.
Учитель: А какому главному правилу подчиняются корни?
Ученик: Правописание безударных гласных в корне слова.
Учитель: Как проверить безударную гласную в корне слова?
Ученик: Необходимо подобрать проверочное слово, где безударный гласный будет стоять под ударением.
Учитель: Хорошо. Перед вами карточка – подсказка «Способы проверки безударной гласной», просмотрите ее внимательно. Она вам пригодится при выполнении задания:
Перед вами шуточное стихотворение, прочитайте его. Выпишите из стихотворения словосочетания с выделенными словами, исправляя ошибки, выделите орфограмму и подберите проверочные слова (Текст стихотворения раздается на каждую парту.)
| Пришел из школы Лев Кузьмич, | - Неужто нужно «запЕвать», |
| Стал проверять тетрадки. | Лекарства принимая, |
| И целый вечер Лев Кузьмич | И в хоре «запИвалой быть», |
| Разгадывал загадки. | Как написала Галя? |
| Он долго думал, например, | Подробно Петя рассказал, |
| Раскрыв тетрадку Оли: | Как летом он с горы «слИзал». |
| -Ну почему у ней «вАлы | И рассердил он маму, |
| Щипали травку в поле»? | Когда «слЕзал сметану». |
| А в океане в шторм «вОлы | Чтоб «разрЯдить морковку» |
| Гуляли на просторе»? | Искал патроны Вовка. |
| Да с орфографией совсем | Зачем патроны Вовке, |
| Не дружит эта Оля! | Ведь не ружье морковка? |
| -Ах, неужели «отвАрил» | Учительница химии задание давала. |
| И… съел калитку Коля? | «Вы дома выпАрите соль», |
| Зато картофель «отвОрил»… | Всем строго наказала. |
| От вора спрятал что ли? | И удивила больше всех |
| -И неужели «полОскал | Учителя Алина: |
| Котенка» в речке Вадик? | Взяла и «выпОрола соль! |
| Отжал, наверно, и сложил | Вот то была картина!!! |
| Беднягу в медный тазик? | Алина выпорола соль, |
| Потом он постирал белье и | Но опыт не удался. |
| ПолАскал немножко»?! | И долго после этого |
| Потом, наверно, посушил?! | Весь класс над ней смеялся. |
| Белье? Иль все же кошку?! | -Ай-ай, - промолвил педагог |
| И Вася полАскал белье…» | И отложил тетрадки.- |
| Ну это просто сказка! | Не бред ли это? Явно бред! |
| Ведь это бедному коту | Здоровы ли ребятки? |
| ( Совсем не мокрому белью) | Еще разок прочти, дружок! |
| Нужна любовь и ласка. | Не торопись же шибко! |
| И постарайся, голубок, | |
| Исправить все ошибки |
.Учитель: Казалось бы, что все очень просто: засомневался – подбери проверочное слово и пиши себе правильную букву. Ан нет,… оказывается, есть в русском языке корни, которые не подчиняются этому правилу. Мы с вами такие корни уже встречали, и о них у нас с вами была речь. Вспомните, что это за корни?
Ученик: Это корни с чередующимися гласными и согласными буквами.
Учитель: Вновь обращаю ваше внимание на задачи нашего урока (Прочитываются задачи урока под заголовком « Повторить» ). Прочитайте слова, записанные на доске, и найдите среди них такие, которые имеют в своем составе чередующиеся гласные:
Забираться, гербарий, миниатюра, увлекательный, отнимать, запирательство, верховодить, виноватый, примирение, постелить.
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете сразу несколько правил, которым подчиняются корни с чередованием. Вы сами сформулируете новые правила, шаг за шагом выполняя определенную работу. Затем результаты вашего исследования вы огласите всему классу.
Мы образовали три микрокласса. В каждом микроклассе выберите, пожалуйста, себе учителя.
А теперь я прошу коллег – учителей подойти к столу и взять задания «классу». Сигнальные карточки вам понадобятся, когда вам необходимо будет что-то спросить, уточнить, ответить.
«Учителя» будут оценивать работу каждого ученика «класса» и заносить оценки в «Лист учета активности».
Необходимые таблицы лежат здесь.
3. Изучение нового материала. ( Самостоятельная работа по алгоритмам.)
Вывод: кто же командует корнями? Что мы должны знать кроме правил? ( Сами корни.)
4. Закрепление. Тренировочные упражнения:
5. Домашнее задание: упр. 509; выучить все записанные правила. Составить сводную опорную схему по всем правилам.
6. Подведение итогов.
Прокомментировать выставленные оценки.
Обобщение:
а) обращаемся к задачам урока;
б) читаем стихотворения. Какие правила они иллюстрируют?
Чтобы не было сомненья, - Кос- и - кас- как два козла, Прочитай стихотворенье, А помощник – буква А. Чтоб с корнями –бер- и – бир- Станет суффиксом, и – кас-, Был у каждого пример. Не касаясь, всем задаст. Разб…раешь, соб…раешь- . А уйдет, и – кос- сильней. Раб…решь и соб…решь- Прик…снувшись, бьет больней. Во всех словах всегда, везде
У нас есть ударение,
Слова с г…рящим –гор- и – гар-
Совсем не исключение.Но если гаркнет корень – гар-,
На букве а удар – угар!
Все дело в ударении.
А о тихонько проскользит,
От ударенья убежит.
Свершится возг…ранние,
Но тихое, без пламени.