Программа обучения русскому языку в старших классах включает знакомство с официально-деловым стилем, его жанрами, лексическими, синтаксическими, грамматическими особенностями. Как урок “скучного”, “сухого” “делового русского” сделать интересным, современным, решающим важные задачи обучения учащихся, развития их речи, мышления, коммуникативной компетентности?
Такой урок может быть организован как учебный проект и включать в себя самостоятельную работу над решением социально значимой проблемы, получение конкретного результата и его публичного предъявления.
В 11 классе я провожу урок “Творческий практикум: составление деловой документации”, важной частью которого является проект.
Учащиеся рассаживаются по группам. Открывает урок слово учителя примерно следующего содержания: “Ребята, вы, конечно, помните, как удачно прошел в нашем лицее месячник семьи. Жители нашего микрорайона, многие из которых – ваши родные, друзья, знакомые, обратились в лицей с просьбой организовать подобную акцию для всего микрорайона. Предложение было принято и директором, и Советом лицея; акцию Неделя семьи для микрорайона решено провести 13-18 марта. Сейчас идёт подготовительная работа, распределяются обязанности между учителями, между классами… Вашему классу Оргкомитетом Недели семьи поручено собрать пакет деловых бумаг для акции. Вы понимаете, что это серьезное поручение, документы должны быть составлены по всей форме, должны быть соблюдены законы жанров и стиля: ведь мы будем представлять лицо школы. Итак, за дело”.
Каждая из групп класса получает задание – составить деловое письмо (предлагаются разные виды деловых писем):
1) письмо-просьбу в администрацию Ленинского района г. Пензы о финансовой поддержке в проведении Недели семьи для микрорайона13-19 марта 2006 года;
2) письмо-приглашение жителям микрорайона с предложением принять участие в мероприятиях Недели семьи;
3) письмо-запрос в среднюю школу № 58 о возможности аренды школьного стадиона для проведения спортивных соревнований 15-17 марта 2006 года;
4) письмо-предложение директору молодежного центра “Юность” о выступлении с концертной программой для пенсионеров микрорайона в рамках Недели семьи 18 марта 2006 года;
5) письмо-заявка на участие сборной команды микрорайона в городской спортивной эстафете 10 апреля 2006 года.
Следующий момент урока очень важен. Учащиеся оказываются в трудной ситуации: проблема поставлена и ясна, но способы её решения неизвестны. Не помогает ни учебник, ни общая эрудиция. Ребята недоумённо переглядываются, пытаются что-то придумать сами, но безуспешно, а кто-нибудь, возможно, воскликнет: “Мы не знаем, как это делать!” Этот момент очень важно “поймать” учителю, если даже никаких просьб о помощи и не будет. Обычно я говорю: “Вы не знаете, как правильно составлять деловые письма? А как это можно узнать? Из каких источников? Что вам надо для вашей работы? Чем я могу вам помочь?” Ученики, как правило, отвечают, что нужны образцы документов, сведения о том, как их правильно составлять.
Полезность метода учебного проекта в том и заключается, что учащиеся сами “добывают” знания, а учитель только помогает им это сделать.
Для урока я заранее составляю “Портфолио делового человека”, куда включаю сведения о стиле, видах деловой документации, образцы документов, небольшой словарик, раздаю брошюры группам со словами: “Заглянем в “Портфолио делового человека”. Оно, конечно, содержит минимум сведений для делового человека, но для вас, возможно, этого пока будет достаточно. Поработайте с “Портфолио”, выберите то, что может вам помочь, составьте деловое письмо, оформите его на большом листе бумаги и приготовьтесь представить его классу”.
Презентация – один из важных этапов урока. Она завершает, подытоживает работу над проектом и важна и для учащихся (анализируя свою деятельность, они рассказывают, как работали над составлением документом, демонстрируют свой способ решения проблемы, к которому пришли самостоятельно), и для учителя (отмечает, что нового узнали ученики, насколько они справились с применением полученных знаний). Плакаты с деловыми письмами вывешиваются на доску, каждая из групп в своём выступлении представляет определённый вид письма. Далее следует коллективное обсуждение готового проекта, оценивается его соответствие заявленному жанру, его стиль (критерии оценки помещены в “Портфолио”).
Учитель в обобщающем слове подчеркнёт, что любой стиль речи реализует себя через конкретные жанры, для официально-делового стиля это – деловые документы. Точность, нейтральность, наличие клише – важные черты стиля. Все они важны для того, чтобы мы тратили как можно меньше времени на составление документов. Но возможны и отступления от стиля (в нашем случае – составление письма-приглашения).
Следующую часть урока посвящаем работе над другими жанрами стиля. “Одних деловых писем, - замечает учитель, - для акции, конечно же, мало. Как вы думаете, какие документы могут ещё понадобиться при проведении Недели семьи?” Учащиеся называют заявление, доверенность, расписку и др. Учитель предлагает отредактировать два документа, составленные “восьмиклассниками” с ошибками (оба или один из них по выбору). Вот эти тексты:
1.
Директору ФЭЛ №29 от оргкомитета Недели семьи
Заявление.
Пожалуйста, окажите нам материальную помощь!
У нас нет денег, а мы хотим украсить актовый зал для праздничного концерта.
Заранее благодарим.
С уважением - оргкомитет Недели семьи.
15 февраля 2006 года.
2.
Доверенность.
Пусть ученикам 11а класса отдадут на почте посылку.
Они, на наш взгляд, люди честные и, надеемся, со своей задачей справятся.
15 февраля 2006 года. Оргкомитет Недели семьи
ФЭЛ №29
После чтения и обсуждения созданных текстов учитель предлагает домашнее задание - подумать над тем, каким может быть отчет о проведенном празднике, из каких разделов, рубрик он может состоять, и придумать клише, стандартизированный бланк для организаторов Недели семьи.
Завершая урок, учитель может сказать о том, что любому современному человеку, независимо от того, насколько деловым человеком он себя считает, следует научиться составлять важные документы; это сопряжено с определенными трудностями, но умение это увеличивает нашу свободу и уверенность в себе.