Цели:
- расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;
- развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
- обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного
Оборудование:
карточки с заданиями и текстами, опорные схемы, слайды, фрагмент музыкальной записи.
Ход урока
I. Орфографическая работа.
Впоследствии встретились, идти навстречу ветру, вначале подумай, в начале книги, выступал впервые, подойти вплотную, на встречу с одноклассниками, раскрыть чуть-чуть, сделать по-своему, по-весеннему красивый сад, поступил не по-товарищески.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся из первой группы делают краткое сообщение о дополнении, приводят примеры дополнений в самостоятельно подобранных предложениях. С такими же краткими сообщениями выступают учащиеся из второй и третьей групп.
Во время проверки домашнего задания двое учеников выполняют индивидуальные задания - синтаксический разбор предложений на доске.
Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка.
Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной.
III. Изучение нового материала.
Вопросы на повторение
- Что такое обстоятельство? (Обстоятельство-это второстепенный член предложения.)
- Что общего у обстоятельства и определения? (Они обозначают признак)
- В чём разница между этими второстепенными членами предложения? (Определение обозначает признак предмета, а обстоятельство – признак действия или другого признака.)
- Какие виды обстоятельств вам известны? (Обстоятельства места, времени, образа действия.)
- К каким членам предложения относятся обстоятельства? (Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.)
Работа со слайдами
Учитель. Каждый слайд-это предложения с обстоятельствами. Вам нужно задать вопрос, найти обстоятельство, определить его вид, используя опорную схему. (Приложение1, приложение2.)
Самостоятельное изучение таблицы «Основные виды обстоятельств»
(Стр.78-79 Учебник «Русский язык» 8класс Авт.: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко )
Вывод учителя
Обстоятельства могут быть следующих видов: образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки. Обстоятельства обычно бывают выражены существительными в формах косвенных падежей, наречиями, фразеологическими оборотами. А также они могут быть выражены деепричастиями, деепричастными оборотами, неопределённой формой глагола и сравнительными оборотами.
Тренировочные упражнения
Учащиеся выполняют упражнение 172 письменно. (Учебник «Русский язык» 8 класс Авт. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко )
Учитель
Следующее задание вы будете выполнять по группам (устно). После выполнения задания мы вместе выберем лучшие варианты ответов. (Карточки с заданиями у каждого учащегося на парте.)
I группа
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места).
2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).
3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.
4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала.
5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов.
6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой.
II группа
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1. Мы пойдём (обстоятельство места) (обстоятельство цели).
2. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины).
3. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели).
4. Мы отправились в лес (обстоятельство цели).
5. (Обстоятельство места) поднималось солнце.
6. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.
III группа
Замените фразеологизмы наречиями.
1. Мальчик бежал во все лопатки.
2. Он сказал не в бровь, а в глаз.
3. Девочка выучила задание назубок.
4. Она пришла ни свет ни заря.
5. Работу он знал как свои пять пальцев.
6. До деревни рукой подать.
7. Она работает не покладая рук.
Работа с текстом
(Во время выполнения работы учитель включает фрагмент музыкальной записи
Прелюдии №15 Ф.Шопена.)
Учитель
Заключительным этапом нашего урока станет работа с художественными текстами.
Вы запишете текст в тетради, найдёте и подчеркнёте обстоятельства, определите их вид и способ выражения.
I группа
К довершению несчастья, собиралась гроза. По небу ползли со всех сторон тяжёлые грозовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу потемнело; в воздухе запахло дождём. Ослепительной змейкой блеснула молния, над самой головой оглушительными раскатами прокатился гром. На минуту всё стихло, точно притаилось, выжидая. Что-то зашумело – ближе, ближе, и первые тяжёлые, большие капли дождя упали на землю. Через несколько мгновений всё превратилось в сплошную серую массу. Целые реки полились сверху. Была настоящая южная гроза. (Н. Гарин-Михайловский)
II группа
Я присел к огню и долго смотрел кругом. Никогда ещё пламя не казалось мне таким красивым, как именно сейчас, когда оно боролось с этой влажной, тяжёлой тьмой. В такие ночи можно понять и всё то неизмеримое значение огня, о котором как-то совсем забываешь, сидя в тёплой комнате. Какая страшная ночь покрывала бы человечество, если бы не было огня! Недаром до сих пор считается грехом плюнуть на костёр. Вот и теперь старик устроился на штыках, наверное, только потому, чтобы быть поближе к огоньку.
(Д.Мамин-Сибиряк)
III группа
В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на берёзах ещё оставался жёлтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега жёлтой щёткой. Мёртвая тишина царила кругом, точно природа, утомлённая летней кипучей работой, теперь отдыхала. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжёлая осенняя волна.
(Д.Мамин-Сибиряк)
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание
- Составить рассказ «Мой любимый вид спорта»
- Выписать из произведений И.С.Тургенева предложения с обстоятельствами
- Выполнить упражнение 174