Русский язык
-
Урок развития речи в 7-м классе. Подготовка к сочинению — описанию трудовых процессов 2008
Урок развития речи в 7-м классе построен на основе краеведческого материала, связан с жизненными интересами учащихся: их работой в кружке «Берестяные узоры».
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Фонетика и графика" 2008
Урок русского языка в 5-м классе преследует следующие цели: обобщение знаний учащихся по разделу «Фонетика и графика»; закрепление полученных знаний на примере тренировочных упражнений; развитие устной речи учащихся через составление связного рассказа по опорному конспекту; развитие зрительной памяти учащихся.
-
Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени". 9-й класс 2008
Урок русского языка на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени» для учащихся 9-х классов показывает отличительные особенности сложноподчинённых предложений с придаточными места и времени; формирует умение распознавать придаточные места и времени и отличать их от других видов придаточных предложений; воспитывает бережное отношение к слову и любовь к родному языку.
-
Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе (развитие речи) "Описание помещения. Кабинет А.С. Пушкина в Михайловском" (к учебнику Е.И. Никитиной "Русская речь") 2008
Урок предшествует написанию сочинения-описания интерьера. Подготовка к сочинению - это опора на понятия о цепной, параллельной межфразовой связи; на этом уроке учащиеся совершенствуют навыки сжатого пересказа текста и навыки описания помещения; от предельно сжатого описания с помощью односоставных предложений к сжатому описанию с использованием двусоставных предложений с опущенным сказуемым, а затем к полному развернутому описанию.
-
Культура русского речевого общения "Язык рекламных текстов – язык литературы?" 2008
Урок позволяет познакомиться с рекламой - феноменом культуры и искусства. В рекламных текстах отражаются все особенности жизни общества. Часть урока посвящается истории формирования средств создания рекламы, начиная с её зарождения. Самостоятельное определение учащимися функций рекламы, основных средств воздействия рекламы на человека, требований, предъявляемых к созданию слоганов, позволяет познакомиться с особенностями построения рекламных текстов.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Числительное как часть речи. Повторение пройденного" 2008
Урок-обобщение по русскому языку в 6-м классе построен на краеведческом материале. На уроке дети знакомятся с историей поселка, с историей школы. Введение в ход урока исторической справки, на мой взгляд, повышает интерес к краеведению и к изучению родного языка. Здесь представлены индивидуальная и групповая формы работы, предложены задания на различный уровень подготовки учащихся.
-
Есть на Земле замечательный город (подготовка к домашнему сочинению в 7-м классе) 2008
Сочинения на публицистическую тему - ценнейший вид упражнений в развитии ума и речи, и начинать их надо как можно раньше. Область детского творчества может быть различна. Здесь прежде всего - личные переживания детей в самом широком смысле слова.
-
Урок русского языка по теме "Пестрый ковер русской речи" в сказке П.Ершова "Конек-горбунок" 2008
Представлен конспект урока русского языка на тему "Пёстрый ковёр" русской речи в сказке П.Ершова "Конёк-горбунок".
-
Обобщающее повторение по разделу "Причастие", 6-й класс 2008
Сотрудничество как форма учебно-познавательной деятельности на обобщающих уроках, где ученики имеют возможность применить полученные знания и умения на практике.
-
Итоговый урок по риторике в 7-м классе. Риторический КВН 2008
Риторика как учебный предмет. Ребята с увлечением и интересом занимаются этим предметом, основная цель которого — формирование речевой и коммуникативной культуры. В конце каждого учебного года проводится открытое зачетное мероприятие, на которое приглашаются родители.
-
"Что есть красота?" (Подготовка к единому муниципальному экзамену в 9-м классе) 2008
Представлен конспект подготовки к единому муниципальному экзамену в 9-м классе по теме "Что есть красота?".
-
Тема урока: "Имя существительное. Повторение" 2008
Данный урок является комбинированным. Элементы занимательности, игры, интеграции формируют эстетическое отношение к миру, развитие творческой индивидуальности учащихся. Теоретический материал представлен доступно, просто, наглядно в виде опорной схемы. Опорная схема выстраивалась вместе с учащимися на предыдущих уроках поэтапно в ходе активной познавательной деятельности под руководством учителя. На данном уроке учащиеся быстро ориентируются в ней, мгновенно находя и понимая отдельные звенья.
-
Использование творческих подходов на уроках методики преподавания русского языка как условие формирования профессионально-значимых качеств личности 2008
От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они готовы к труду, к жизни. Кто же оставит добрый или злой след в мире детской души? Кому поверят, поведают о том, что радует, что гнетет, с кем школа для детей станет "Школой радости"? Вот вопросы, на которые ищет ответ автор данной работы.
-
Технология модульного обучения на уроках русского языка. Модульный урок "Имя прилагательное как часть речи", 6-й класс 2008
Модульный урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи", 6-й класс. Все больший интерес в настоящее время вызывает модульное обучение, т.к. оно формирует у выпускников школы самостоятельность, навыки самообразования, самооценки.
-
Соединения щелочных металлов в разных видах придаточных предложений. Научно-лингвистический эксперимент 2008
В целях повышения эффективности уроков и усиления их практической направленности предлагается интегрированная форма работы с выпускниками. Учащиеся наблюдают особенности функционирования родного языка в устной и письменной форме на практике, что ведет к формированию прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
-
Урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Озаряющие" слова 2008
Урок посвящен изучению эпитета, как наиболее распространенного выразительного средства языка.
-
Интегрированный урок по русскому языку и математике "Путешествие в Числяндию" в 6-м классе 2008
Интегрированный урок рассчитан на детей 6-го класса. Это современная интегративная технология, основной целью которой является расширение предметного содержания урока, сопряжение в нем различных смысловых аспектов, показ межпредметной связи.
-
Формирование практической грамотности на основе комплексного анализа текста 2008
Новизна данной системы состоит в комбинации известных методик, их усовершенствовании, в установке новых педагогических задач и их решений, использовании новых образовательных технологий (технология полного усвоения знаний, уровневая дифференциация, модульное обучение). Актуальность методики заключается в личностно-ориентированном подходе, приспособлении к конкретным психологическим условиям. Пути пропедевтического изучения находят продолжение при подборе текстов и заданий, где учитывается соотнесённость определённых признаков сложного синтаксического целого (каковым и является текст) с грамматическими свойствами отдельных лексических и морфологических категорий.
-
Обобщающее занятие по теме "Деепричастие – особая форма глагола" 2008
Обобщающий урок по теме "Деепричастие - особая форма глагола", проведённый в форме игры-путешествия, позволяет научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации, укрепить, углубить их за счёт привлечения занимательного материала. В ходе урока повторяются и закрепляются теоретические знания и практические умения по большинству орфограмм этой темы. Использование на уроке компьютера, индивидуальной, групповой и коллективной форм работы, в том числе тестов и кластера, делают его ещё более интересным.
-
Употребление слова в переносном значении 2008
Работая над проблемой развития коммуникативной компетенции учащихся на уроке через внедрение информационно-коммуникационной технологии, разрабатываю уроки по УМК М.М. Разумовской. Данный урок по теме «Употребление слова в переносном значении». Цель урока – выявление особенностей употребления переносного значения слова в тексте, ориентирует не на подачу готовой информации, а на самостоятельный поиск. Содержание материала строится на анализе текстов мастеров слова. Урок построен на принципах РО, ЛОО.
-
"Спорить или ссориться", 5-й класс 2008
Сегодня, когда человек чаще имеет дело с информацией, чем с реальными объектами, когда от умения говорить и критически воспринимать сказанное зависит успех в жизни, и эта зависимость с каждым днем растет, всеобщий интерес к риторике вполне понятен. В наше стрессогенное время особую значимость приобретает профилактика стрессов у школьников путем создания речевых ситуаций,в которые они могут попасть в повседневной жизни. В этой связи становится актуальной идея курса риторики в школе: не наноси речевой вред! Вам представлен конспект урока риторики для 5-го класса по теме "Спорить или ссориться". Цель урока: сформировать умение различать спор и ссору и научить уместному речевому поведению в кофликтной ситуации.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Роль местоимений-прилагательных в простом и сложном предложении" 2008
Урок русского языка в 6-м классе был дан в рамках практического заседания творческой группы учителей, работающих по образовательной системе "Школа 2100". Данный урок является заключительным по теме "Местоимения-прилагательные". С целью развития коммуникативной компетенции в уроке представлена работа со связным текстом, введены элементы языкового анализа. Технология урока отличается от традиционной (подводящий диалог, постановка проблемы, поиск ее решения.). С целью развития познавательной активности учащихся на уроке упор делается на самостоятельное целеполагание, мотивировку деятельности на каждом этапе урока.
-
Употребление глаголов в речи 2008
Восприятие художественного произведения невозможно без развитого образного мышления. Целью данного урока является не только научить ребят грамотно писать и выражать свои мысли, но и развивать творческие способности. Формировать у учащихся восприятие красоты родной природы, родного слова. Вниманию читателей предлагается работа по развитию образного мышления на уроках русского языка в 5-м классе.
-
Урок разновозрастного сотрудничества по теме "Междометие" 2008
Уроки разновозрастного сотрудничества, основанные на взаимодействии детей разных классов, могут способствовать развитию компетенций учащихся: коммуникативной, учебно-познавательной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования. Общение со сверстниками, которое является ведущим видом деятельности подросткового возраста, должно реализовываться не только в ходе межличностного взаимодействия во внеурочное время, но и непосредственно на занятиях. Старший школьник, работая с младшим в паре, повышает самооценку, осваивает учебный материал на качественно ином уровне, учится быть толерантным, внимательным, находить подход к младшим (это обязательно пригодится ему в будущем). Младший школьник, имея собственного учителя, может спокойно работать в своем темпе, своевременно выяснять все, что ему не понятно.
-
Изложение с продолжением как средство обучения учащихся выражению самостоятельных мыслей и приобщения к нравственным ценностям 2008
Данная работа представляет собой литературную разработку методической темы учителя по русскому языку "Изложение с продолжением как средство приобретения учащимися опыта изложения самостоятельной мысли". Творческие работы учащихся анализируются с точки зрения их нравственной оценки, умения увидеть главное в недочитанном учителем произведении и продолжить его, не нарушая логики содержания.
-
Урок русского языка в 5-м классе. "Эти многоликие слова" (Обобщающий урок по теме "Лексика") 2008
В основе урока - компьютерная презентация, которая служит наглядной иллюстрацией и содержит богатый дидактический (кроссворды "Многозначность", "Омоним", "Противопоставление", тесты по ЕГЭ) и занимательный материал (сказка Л.Петрушевской). Методы педагогизации, используемые на уроке (словарный диктант составляет, проводит и проверяет ученик; домашнее сочинение), повышают творческую активность учащихся, приобщают к профессии учителя. Идейный центр урока - слово "Дорога", которая широкими просторами Лексики ведет 5-классников по огромной стране Русского языка.
-
"Отрицательные местоимения" 2008
При выполнении различных заданий внимание проявляется с разной интенсивностью, поэтому для повышения эффективности урока рекомендуется чередовать моменты напряженного внимания с моментами ослабленного внимания, давая детям отдохнуть. Поочередная работа с учебником, доской, карточками, таблицами и т.п., изменение видов деятельности тренирует переключаемость внимания с одного объекта на другой. В данной статье предлагается конспект урока, учитывающий данные рекомендации по формированию внимания.
-
Открытый урок-соревнование "Грамматический биатлон", 6-й класс 2008
Большое значение в жизни младших подростков является игра. В игровой форме построен обобщающий урок-соревнование для учащихся 6-го класса по теме "Словообразование и орфография". Возможность работать в команде воспитывает у ребят чувство коллективизма.
-
Урок русского языка. Закрепление по теме "Состав слова" 2008
На уроке закрепления учитель различными приемами и методами формирует орфографическую зоркость, развивает мышление, речь, совершенствует знания учащихся о составе слова и его значимых частях.
-
Урок русского языка в 6-м классе, построенный на основе дифференцированного подхода, с применением компьютера. Тема урока: "Суффиксы -к-, -ск- в прилагательных" 2008
В приведенном уроке русского языка в 6-м классе, построенном на основе дифференцированного подхода с применением компьютера, ни один ученик не остался в стороне, все были заняты различной работой - не только учились, но и обучали друг друга, развивали навык работы на компьютере, что особенно важно для сельских школ, где имеется только один компьютерный класс и использовать компьютер на каждом уроке невозможно. Дифференцированное домашнее задание позволяет проявить творческие возможности детей, подготовиться в дальнейшем к сдаче.