Пояснительная записка
Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!”
В жизни каждого человека нередки случаи, когда ему необходимо достаточно быстро получить какие-либо сведения того или иного характера. Адресант – это отправитель или получатель почтового отправления? Где правильно поставить ударение в слове обеспечение? Как правильно: пять блюдцев или пять блюдец?
В поисках ответов на эти и многие другие вопросы мы обратимся к справочной литературе, а именно, к словарям.
Словарь представляет собой книгу, содержащую собрание слов (или морфем, словосочетаний…), расположенных в определённом порядке, и к которым даны различного рода сведения в зависимости от назначения издания (например, толкование слов, их строение и семантика, сведения о произношении и правописании).
Теорией и практикой составления словарей занимается лексикография.
То,что принято считать первым словарем, вышло в свет в 1552 году. Автором этого словаря был англичанин Ричард Хьюлет.
Отечественная лексикография имеет большую историю. Ранний период славяно-русской лексикографии относится к XI веку, когда начали создавать элементарно составлявшиеся списки небольшого числа непонятных слов. Самый старый из дошедших до нас словариков этого типа насчитывает всего 174 слова. Он приложен к Кормчей книге 1282 года.
Лексикографы делят все словари на два основных вида: языковые (лингвистические) и энциклопедические. Первые помогают узнать значение слова, его написание, произношение, строение, особенности употребления, вторые – получить информацию о предметах (фактах, явлениях, событиях, персоналиях) и понятиях.
“Обращение к словарным материалам открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, отражённые в языке и зафиксированные в словарях, способствует формированию целостного научного представления о системе языка.” (С.Н.Тихонов.)
Введение элективного курса “Компас в мире слов (работа со словарями)” как вариативной части учебного плана образовательного учреждения, обусловлено тем, что работе со словарями на уроках отводится недостаточное количество времени. А незнание или недостаточно точное знание значений слов затрудняет правильное понимание смысла художественного произведения, чтение современной периодической печати, заметно снижает ценность получаемой информации и осложняет общение. Социальная значимость проблемы обусловлена и тем, что существует необходимость подготовки учащихся 9-11 классов к итоговой аттестации, к ЕГЭ, к олимпиадам разного уровня и к профильному обучению.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса словарей, используемых в школьной практике, т.е. как использование словарей-книг, так и использование словарей на электронных носителях.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как лексикография, лексикология.
Программа адресована учащимся 9 класса, а также может быть использована в 10-ом классе(с расширением программы)
В результате изучения курса, обучающиеся должны знать:
- назначение различных словарей;
- характер и содержание словников;
- структуру словарной статьи;
- систему помет;
- систему иллюстраций;
- правила пользования словарями;
уметь:
- самостоятельно (в письменной форме) объяснять значение слова и сравнивать своё объяснение с толкованием словаря;
- осознанно пользоваться словарями разных видов;
- выбирать тот словарь, который необходим для решения той или иной коммуникативной и познавательной задачи.
В соответствии с этим целью прохождения настоящего курса является содействие формированию умений и навыков работы со справочной литературой.
В ходе её достижения решаются задачи:
- расширить лингвистический кругозор учащихся;
- выработать привычку обращаться к словарю в случае необходимости;
- развить навыки исследовательской работы;
- повысить общую культуру обучающихся.
Основной формой организации обучения в рамках данного элективного курса являются практические занятия, в ходе которых учащиеся используют различные виды словарей для выполнения определенной лексической работы: толкования слова, редактирования текста, наблюдения за многоаспектностью существования слова (синонимов, антонимов, паронимов и т.д.)
Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность. Учащиеся знакомятся не только с конкретными словарями, но и получают некоторое представление об их создателях, совершенствуют навыки пользователя.
Курс завершается защитой докладов на тему “Что я узнал о слове…?” или защитой группового проекта словаря, созданного на материале одного литературного произведения(главы произведения)
Рабочая программа “Компас в мире слов (работа со словарями)” является предметно-ориентированной, рассчитана на 18 часов и изучается в течение полугодия.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
общее | теоретич. | практич. | |||
1. | Словари, их роль в нашей жизни. | 1 | 1 | ||
2. | Энциклопедические словари 2.1.Особенности организации энциклопедических словарей. 2.2.Энциклопедический словарь юного филолога |
3 2 1 |
1 |
1
1 |
Подготовка докладов, работа со
словарями
Подготовка и проведение игры “Что? Где? Когда?” |
3. | Лингвистические словари 3.1.Особенности организации специальных лингвистических словарей 3.2.Словари, отражающие нормы правописания и произношения 3.3. Толковые словари 3.4.Словари, отражающие вырази- тельные возможности речи |
8 2 2 2 2 |
2 2 2 2 |
Сопоставит. анализ словарей, работа со
словарными статьями; работа со словарями при проверке собст.высказ. сопоставит. анализ словарей, работа со словар.статьями сопоставит. анализ слова- рей, проведение игр |
|
4. | Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный ресурс) |
2 | 2 | Работа со словарями и
мультимедиа-приложениями, подготовка докладов |
|
5. | Известные лексикографы 5.1. В.И.Даль – известный русский лексикограф 5.2. Д.Н.Ушаков – составитель толкового словаря 5.3. С.И.Ожегов –составитель “Словаря русского языка” |
3 1
1 1 |
1
1 1 |
Доклады и сообщения, работа со словарем
Сообщения, работа со словарем Работа со словарем, проведение викторины по разделу |
|
6. | Итоговое занятие | 1 | Защита докладов на тему “Что я узнал о слове…?” или создание группового проекта своего словаря (10-15 слов, на примере одного литературного произведения) | ||
Итого:18 часов |
Содержание программы
Раздел 1. Словари, их роль в нашей жизни.
Лексикография как раздел языкознания. История и развитие русской лексикографии. Классификация словарей. Школьные словари их характеристика.
Раздел 2. Энциклопедические словари.
2.1. Особенности организации энциклопедических словарей.
Разновидности, назначение и состав энциклопедических словарей, структура словарной статьи.
Особенности работы с энциклопедическими словарями.
2.2. Энциклопедический словарь юного филолога.
Структура словаря. Особенности работы со словарем.
Раздел 3. Лингвистические словари.
3.1. Особенности организации специальных лингвистических словарей.
Разновидности, назначение и состав специальных лингвистических словарей. Анализ некоторых видов словарей.
Словари синонимов, антонимов, омонимов. Словообразовательный словарь. Словарь сочетаемости слов.
3.2. Словари, отражающие нормы правописания и произношения.
Назначение и состав орфографических и орфоэпических словарей. Особенности работы с ними.
3.3. Толковые словари
Назначение и состав толковых словарей, структура словарной статьи. Особенности работы с толковыми словарями.
3.4. Словари, отражающие выразительные возможности речи.
Назначение и состав фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок. Особенности работы с ними.
Раздел 4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия(электронный ресурс).
Назначение и состав “Большой энциклопедии…”.Мультимедиа-приложения, видеоприложения, словари. Сопоставительный анализ словарей, входящих в состав “БЭКМ” со словарями-книгами. Особенности работы с ними.
Раздел 5. Известные лексикографы.
5.1. В.И. Даль – известный лексикограф.
Краткие сведения о жизни, творчестве и научной деятельности В.И. Даля. Характеристика словарей В.И. Даля.
5.2. Д.Н. Ушаков – составитель толкового словаря.
Краткие сведения о научной деятельности Д.Н. Ушакова. Роль “Толкового словаря русского языка” под редакцией Ушакова в развитии русской лексикографии первой половины XX века. Структура словаря. Особенности работы с ним.
Итоговое занятие.
Защита докладов на тему “Что я узнал о слове…?” (с позиции разных словарей) или защита проекта толкового словаря, созданного на материале одного литературного произведения (главы произведения).
Литература
- Гендина, Н.И. Нормативно – методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст]: стандарты высшего учебного заведения / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова. – Кемерово, 1998. – С. 145 -159.
- Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – М.: Школьная библиотека, 2002. – С. 97 – 109, 137 -189.
- Денисова, М.А. Словарь как связь слов с жизнью [Текст ] / М.А.Денисова // Русский язык в школе. – 1999. - №5. - С.82-87. №6.- С.71-76.
- Казбек – Казиева, М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. [Текст] / М.М.Казбек-Казиева. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы. – М.: ТЦ Сфера, 2006.-32 с.
- Потемкина, Т.В., Сабурова, С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10 – 11 классы [ Текст] / Т.В. Потёмкина, С.В.Сабурова. – М.: Русское слово, 2006. - 64 с.
- Семенюк, А.А. О работе старшеклассников с толковыми словарями [Текст] А.А.Семенюк // Русский язык в школе. - 1999. - № 6. – С. 11-16.
- Сергеев, В.Н. Словари - наши друзья и помощники [Текст] / В.Н.Сергеев. -М., 1984.
- Сорокалетов, Ф.П. Общая и учебная лексикография [Текст] /Ф.П.Сорокалетов. – Л., 1985.