Лексика. Фразеология. Лексикография (с использованием информационно-коммуникативных технологий)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

обучающая:

  • повторение основных лексических понятий; обучить уместному употреблению слов и средств украшения речи.

развивающая:

  • совершенствование языкового чутья, развитие сообразительности,
  • находчивости, общего кругозора учащихся; продолжить развитие навыков работы с заданиями типа ЕГЭ (часть А и В).

воспитывающая:

  • воспитание интереса к предмету “Русский язык”, к произведениям русских классиков, к истории происхождения слов и выражений русского языка.

Задачи урока: расширить представление о лексикологии, лексикографии и фразеологии; расширить представление о словарном богатстве русского языка; особенность употребления слов в речи.

Ход урока:

1. Инициализация урока

– приветствие;

– проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников);

– оформление даты и темы урока в тетрадях;

2. Знакомство с теоретическим материалом + этап первичного закрепления

Деятельность учителя: распределение учащихся (дифференцированный подход), смена слайдов, краткие пояснения; проверка усвоения терминов через фронтальный и индивидуальный опрос, проверка выполнения тестов на компьютере.

Деятельность учащихся: конспектирование материала, работа с понятийным словарём; выполнение заданий; работа в группах.

Чтение и конспектирование материала (1 раздел читает сильный учащийся):

1) Что изучает лексика

2) Лексическое значение слова

Работа с толковым словарём учащихся II уровня:

- лексика, лексикология, лексикография

Выполнение теста (часть А) – самостоятельно

  • Физминутка. Тренировочное упражнение для глаз

3) Словарное богатство языка

  • Работа в группах (3-4 мин.)

– Используя материал § 8 – 12, выписать основные понятия и термины (можно в виде схемы), раскрывающие

I группа. Особенности лексического значения слова

II группа. Смысловую связь слов

III группа. Особенности употребления разных слов в речи

IV группа. Происхождение слов

  • Проверка работ (каждая группа должна назвать только основные понятия)

(Просмотр слайдов для уточнения и корректировки выполненной работы)

  • Выполнение заданий для закрепления (по выбору учителя)
  • Физминутка

4) Фразеология

5) Словари русского языка

  • Конспектирование материала

3. Творческая самостоятельная работа

Распределение работы учащихся по уровням:

Учащиеся III и IV – выполнение заданий типа ЕГЭ (часть А и В) – с применением компьютеров. Выполняют тестовые задания, созданные при помощи генератора тестов. Отметки выставляет программа в процентном соотношении.

Учащиеся II уровня – выполнение теста (часть А) – с использованием КИМов.

Дополнительное задание: упражнение 29 (выделить основные части текста, указать тезис, найти доказательства)

4. Домашнее задание

§ 8-12; IV уровень – упражнение 44 (работа с фразеологизмами – значение и происхождение); III уровень – упражнение 30, 34 (выписать синонимы, архаизмы); II уровень – упражнение 36 (толкование слов).

5. Подведение итогов урока

- выставление и комментирование оценок.

Приложение