Цели урока:
обучающая:
- повторение основных лексических понятий; обучить уместному употреблению слов и средств украшения речи.
развивающая:
- совершенствование языкового чутья, развитие сообразительности,
- находчивости, общего кругозора учащихся; продолжить развитие навыков работы с заданиями типа ЕГЭ (часть А и В).
воспитывающая:
- воспитание интереса к предмету “Русский язык”, к произведениям русских классиков, к истории происхождения слов и выражений русского языка.
Задачи урока: расширить представление о лексикологии, лексикографии и фразеологии; расширить представление о словарном богатстве русского языка; особенность употребления слов в речи.
Ход урока:
1. Инициализация урока
– приветствие;
– проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников);
– оформление даты и темы урока в тетрадях;
2. Знакомство с теоретическим материалом + этап первичного закрепления
Деятельность учителя: распределение учащихся (дифференцированный подход), смена слайдов, краткие пояснения; проверка усвоения терминов через фронтальный и индивидуальный опрос, проверка выполнения тестов на компьютере.
Деятельность учащихся: конспектирование материала, работа с понятийным словарём; выполнение заданий; работа в группах.
Чтение и конспектирование материала (1 раздел читает сильный учащийся):
1) Что изучает лексика
2) Лексическое значение слова
Работа с толковым словарём учащихся II уровня:
- лексика, лексикология, лексикография
Выполнение теста (часть А) – самостоятельно
- Физминутка. Тренировочное упражнение для глаз
3) Словарное богатство языка
- Работа в группах (3-4 мин.)
– Используя материал § 8 – 12, выписать основные понятия и термины (можно в виде схемы), раскрывающие
I группа. Особенности лексического значения слова
II группа. Смысловую связь слов
III группа. Особенности употребления разных слов в речи
IV группа. Происхождение слов
- Проверка работ (каждая группа должна назвать только основные понятия)
(Просмотр слайдов для уточнения и корректировки выполненной работы)
- Выполнение заданий для закрепления (по выбору учителя)
- Физминутка
4) Фразеология
5) Словари русского языка
- Конспектирование материала
3. Творческая самостоятельная работа
Распределение работы учащихся по уровням:
Учащиеся III и IV – выполнение заданий типа ЕГЭ (часть А и В) – с применением компьютеров. Выполняют тестовые задания, созданные при помощи генератора тестов. Отметки выставляет программа в процентном соотношении.
Учащиеся II уровня – выполнение теста (часть А) – с использованием КИМов.
Дополнительное задание: упражнение 29 (выделить основные части текста, указать тезис, найти доказательства)
4. Домашнее задание
§ 8-12; IV уровень – упражнение 44 (работа с фразеологизмами – значение и происхождение); III уровень – упражнение 30, 34 (выписать синонимы, архаизмы); II уровень – упражнение 36 (толкование слов).
5. Подведение итогов урока
- выставление и комментирование оценок.