Цель: тренироваться в правописании наречий, оттачивать орфографическую зоркость.
Ход урока
1. Из-за глинистых бугров низко и бесконечно плелись рыхлые тёмные тучи.
- Докажите, что в предложении есть наречия.
Хорошо, а теперь давайте вспомним о правописании наречий. Сейчас мы поработаем с тренажёром “Светофорчик” и покажем наше умение писать правильно НЕ и НИ в отрицательных наречиях.
Ниоткуда, некуда, никак, никогда, ничуть, нигде, несколько, негде, нисколько.
2. На листочках дано одно предложение. Вам надо записать его, раскрыв скобки и объяснив правописание наречий.
Рассудок – это хорошо, но видишь ли, чтоб человеку жилось (не)скучно и (не)тяжело, он должен быть (не)множко фантазёром… он должен, - хоть (не)часто, - заглядывать вперёд, в будущее… (М. Горький)
3. – Теперь вспоминаем правописание НН и Н в наречиях
В наречиях на О, Е пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано.
На доске записаны прилагательные и причастия. Вам надо от них образовать наречия, объясняя правописание.
Неугомонный – неугомонно озабоченный - озабоченно Испуганный – испуганно сосредоточенный - сосредоточенно Беззвучный – беззвучно осторожный - осторожно Безумный – безумно определённый - определённо Бесшумный – бесшумно преданный - преданно
4. Выполняем тренировочное упражнение.
Утро на болоте было тума(н, нн)о. Старая Кикимора вспоминала молодость весьма тума(н, нн)о. По свету рассея(ну нн)о столько её поклонников! Лягушата слушали Кикимору рассея(н, нн)о. Они вели себя не очень воспита(ну нн)о. Молодое поколение лягушек в этом болоте неважно воспита(ну нн)о. Правда, для юных лягушат организова(н, нн)о столько кружков плавания! Но все лягушата организова(нч нн)о прогуливают занятия.
Зато истории водяного лягушки слушали напряжё(н, нн)о. Лягушачье внимание было напряже(н,, нн)о. Лицо у водяного было торжестве(ну нн)о! Он рассказывал, как ему торжестве(н, нн)о вручали медаль за спасение на водах.
Чтобы правильно написать, надо обратить внимание на таблицу правописания НН и Н в разных частях речи.
5. Работа со “Светофорчиками”. Слова с пропущенными буквами написаны на доске
Испуганно, уверенно, насильно, стремительно, медленно, непременно, многолюдно, изранено, могущественно, взволнованно, величественно.
Обратим внимание на слово изранено. Какая это часть речи? Давайте разберём по составу это слово и слово испуганно. Чем различаются эти слова. Почему у наречия на конце суффикс? Докажите.
6. –Теперь вспоминаем правописание наречий на -ему, -ому, -и, -ых, -их
Придумайте и запишите предложения с наречиями:
Во-первых, во-вторых, в-третьих, по-английски, по-русски, по-волчьи, по-свински, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-хорошему, по-новому, по-прежнему, по-осеннему, по-старому.
7. Проверка и анализ предложений.
8. А теперь о поговорим о сложных наречиях. Обратим внимание на наши схемы.
9. Осложнённое списывание.
“Если действовать (по)умному, то преступники давным (давно) попались бы на удочку”,- думал следователь. (По)умному его лицу вправо(влево) прогуливался комар. Он (по)комариному подло прицеливался, чтобы укусить. (По)комариному зудению следователь догадался о его коварных планах. Он поймал комара и сказал ему: “Давай расстанемся (по)хорошему: я тебя отпускаю, а ты больше не кусаешь. Ты перестанешь быть кровопийцей, пойдёшь (по)хорошему пути. (По)твоему виду я догадываюсь, что ты испуган. (По)твоему, я точ…в…точ… обманщик? (По)моему, ты неглупый комар. (По)моему лицу ты должен понять, что я тебя отпущу”. Но комар решил действовать (по)новому. Он для отвода глаз сначала прошёлся (по)новому костюму следователя, а потом неожида(н,нн)о укусил его в нос и улетел. Он (по)прежнему остался кровопийцей: пошёл (по)прежнему преступному пути.
10. Домашнее задание:
Маленькая копилочка наречий: напропалую, кувырком, абсолютно, шиворот-навыворот, второпях, в спешке, наперекор, со зла, бок о бок,
точь – в – точь, сослепу, мало-помалу, без умолку, вконец, тотчас, чересчур.
Выучить слова, составить с ними предложения.