Интегрированный урок на тему "Число и имя числительное", 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: орфоэпический и орфографический практикум; обобщающий урок;

Цель урока: правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

Задачи.

1) Обучающая.

Знать:

  • чем отличается число от имени числительного;
  • в чем состоят особенности склонения числительных;
  • о языковой норме употребления числительных в устной речи;

Уметь:

  • грамотно употреблять в устной и письменной речи имя числительное, работая с математическими текстами;
  • высказываться на лингвистическую тему - пользоваться справочной литературой.

2) Развивающая:

  • развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память.

3) Воспитательная:

  • воспитывать уважение и любовь к родному языку даже при изучении столь сложной темы, используя материал других школьных дисциплин – географии, математики, литературы.

Методы и приёмы:

Вербальные – беседа, рассказ

Визуальные – таблица, тексты

Ход урока

I этап (стадия вызова).

1. Вступительная беседа:

  • какую часть речи мы изучили на предыдущих уроках?
  • почему сегодняшний урок объединяет учителей русского языка и математики?

2. Объявляется тема урока, цели и задачи.

3. Знакомство с терминологией урока (на доске):

Художественный стиль.

Научный стиль (точность, конкретность).

4. Фронтальная работа с текстами:

а) Это интересно… (текст и задание к нему распечатан на каждого ученика)

Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни: 57 азиатов, 21 европеец, 14 американцев, 8 африканцев. 52 будут женщинами, 48 мужчинами, 70 не белыми, 30 белыми, 6 человек будут владеть 59% всего мирового богатства и все 6 будут из США, у 80 не будет достаточных жилищных условий, 70 будут неграмотными, 50 будут недоедать, 1 умрет, 2 родятся, у 1 будет компьютер, только 1 будет иметь высшее образование.

Если посмотреть на мир с этой точки зрения, становится ясно, что потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании очень высока. Подумай об этом!

Задания:

  • прочитайте текст, употребив числительные в нужной форме.
  • определите стиль текста.
  • каковы признаки научного стиля? (точность, конкретность)
  • какая часть речи придает тексту данные признаки?
  • чем интересен для вас этот текст и что нового вы узнали?
  • при изучении какой школьной дисциплины вы могли бы столкнуться с подобным текстом?

б) прочитать спроецированные на экран тексты – отрывки из забавных стихотворений В. Хотомской:

3 – три

Есть у нас 3 сес3цы,
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица-
Приходи к ней, малыш!

100 – сто.

У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!

Вопросы классу:

  • почему трудно читать эти тексты?
  • к какому стилю принадлежат тексты?
  • когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
  • какая запись числа принята?
  • объясните разницу между понятиями “число” и “имя числительное”? (Ученики самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, об употреблении его в научном и художественном текстах)

в) Работа с текстом повести А.Н. Толстого “Детство Никиты” (повесть у каждого ученика .

Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести “Детство Никиты”, рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от решения задачи:

“Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна…”- прочел Никита. И сейчас же, как и всегда представился ему этот купец из задачника.

Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский…

Учитель математики задаёт вопрос классу:

  • что мешало мальчику решить задачу?
  • какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?

Краткое условие задачи на доске:

10 аршин по 3 р. 64 к.

? р.

10 аршин по 2 р. 36 к.

Ученики записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные:

1) 364х10=3640 (к.)

2) 236х10=2360 (к.)

3) 3640+2360=6000 (к.)=60 р.

Учитель русского языка корректирует речевые погрешности.

Итог: надо верно употреблять числительные в речи.

2 этап (отработка умений употребления числительных в речи в процессе решения уравнений, при чтении художественных текстов).

1. Работу ведет учитель математики:

-при чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x,y,z мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято, например:

x+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;

x=25 - икс равен двадцати пяти.

Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже, например:

175х60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти

- теперь самостоятельно прочитайте правило в учебнике “Математика” (6 класс под ред. Н.Я. Виленкина, 2001г.) на стр.221, вычислите устно:

  • №1268 (1 вариант – а, б; 2 вариант – в, г),
  • №1274 – а, б.

Замечание: при чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов (на доске таблица):

Глагол вычесть требует предлога из.

Глагол отнять требует предлога от.

- какие особенности чтения примеров, уравнений вы запомнили?

- приведите подобные примеры.

2. Игра “Эксперт”

Учителя назначают двух ребят из класса экспертами по математике и речи.

Учащиеся самостоятельно решают задания в учебнике по группам (5 групп по 4 человека) по указанию учителя математики.

Эксперты выслушивают ответы ребят, исправляют ошибки. Если ошибка в произношении или в вычислении не замечена экспертами, учителя, как главные эксперты, должны немедленно ее исправить сами или обратиться за помощью к классу.

В течение урока экспертами смогут побывать 8-10 учеников как по выбору учителя, так и по выбору класса. В конце игры учителя и класс оценивают работу экспертов и отвечающих.

3. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.

1. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений (задание заранее подготовлено несколькими учениками дома).

Из сказки-загадки:

- Много ли получаешь с этой полянки пользы? – спросил царь.

- Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.

- Куда же эти деньги деваешь?

- Двадцать рублей в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать – взаймы даю да двадцать за окно кидаю…

Из сказки В.А. Жуковского “Спящая царевна”:

И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал…

Из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”:

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…

Задания:

- Назовите авторов и названия произведений, из которых взяты эти отрывки. Найдите и назовите числительные.

3 этап (рефлексия).

1. Запись числа и числительного.

Учитель русского языка проводит беседу:

  • как записывают число в математике и в русском языке?
  • в чём разница записи?
  • почему по-разному записывают число?

2. Словарный диктант с устным комментированием учениками правописания числительных:

Восемь, одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двести, двадцать, триста, четыреста, пятьсот, миллион, миллиард.

3. Игра “Кто быстрее?”

-Часто ли вам приходится встречаться с именами числительными на обложках книг, афишах кинотеатров, вокзалах, в аэропорту, на рекламных щитах? Запишите за три минуты всё, что вы успеете вспомнить.

4. В конце урока проводится ещё несколько упражнений игрового характера:

  • назовите числительные с одним, двумя, тремя мягкими знаками, с удвоенными согласными;
  • подберите и запишите загадки, пословицы и поговорки, содержащие числительные.

Итоги урока:

  • что нового вы узнали на уроке?
  • чему научились?
  • было ли интересно?

Домашнее задание (по выбору):

  • сочинить сказку, в которой есть числительные
  • подобрать из художественных произведений эпизоды с числительными
  • написать мини-сочинение на тему: “Мой друг - имя числительное”
  • произвести запись на любой носитель информации, содержащую имена числительные

(прогноз погоды, результаты спортивных соревнований…)