Тип урока: орфоэпический и орфографический практикум; обобщающий урок;
Цель урока: правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.
Задачи.
1) Обучающая.
Знать:
- чем отличается число от имени числительного;
- в чем состоят особенности склонения числительных;
- о языковой норме употребления числительных в устной речи;
Уметь:
- грамотно употреблять в устной и письменной речи имя числительное, работая с математическими текстами;
- высказываться на лингвистическую тему - пользоваться справочной литературой.
2) Развивающая:
- развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память.
3) Воспитательная:
- воспитывать уважение и любовь к родному языку даже при изучении столь сложной темы, используя материал других школьных дисциплин – географии, математики, литературы.
Методы и приёмы:
Вербальные – беседа, рассказ
Визуальные – таблица, тексты
Ход урока
I этап (стадия вызова).
1. Вступительная беседа:
- какую часть речи мы изучили на предыдущих уроках?
- почему сегодняшний урок объединяет учителей русского языка и математики?
2. Объявляется тема урока, цели и задачи.
3. Знакомство с терминологией урока (на доске):
Художественный стиль.
Научный стиль (точность, конкретность).
4. Фронтальная работа с текстами:
а) Это интересно… (текст и задание к нему распечатан на каждого ученика)
Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни: 57 азиатов, 21 европеец, 14 американцев, 8 африканцев. 52 будут женщинами, 48 мужчинами, 70 не белыми, 30 белыми, 6 человек будут владеть 59% всего мирового богатства и все 6 будут из США, у 80 не будет достаточных жилищных условий, 70 будут неграмотными, 50 будут недоедать, 1 умрет, 2 родятся, у 1 будет компьютер, только 1 будет иметь высшее образование.
Если посмотреть на мир с этой точки зрения, становится ясно, что потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании очень высока. Подумай об этом!
Задания:
- прочитайте текст, употребив числительные в нужной форме.
- определите стиль текста.
- каковы признаки научного стиля? (точность, конкретность)
- какая часть речи придает тексту данные признаки?
- чем интересен для вас этот текст и что нового вы узнали?
- при изучении какой школьной дисциплины вы могли бы столкнуться с подобным текстом?
б) прочитать спроецированные на экран тексты – отрывки из забавных стихотворений В. Хотомской:
3 – три
Есть у нас 3 сес3цы,
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица-
Приходи к ней, малыш!
100 – сто.
У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
Вопросы классу:
- почему трудно читать эти тексты?
- к какому стилю принадлежат тексты?
- когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
- какая запись числа принята?
- объясните разницу между понятиями “число” и “имя числительное”? (Ученики самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, об употреблении его в научном и художественном текстах)
в) Работа с текстом повести А.Н. Толстого “Детство Никиты” (повесть у каждого ученика .
Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести “Детство Никиты”, рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от решения задачи:
“Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна…”- прочел Никита. И сейчас же, как и всегда представился ему этот купец из задачника.
Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский…
Учитель математики задаёт вопрос классу:
- что мешало мальчику решить задачу?
- какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?
Краткое условие задачи на доске:
10 аршин по 3 р. 64 к.
? р.
10 аршин по 2 р. 36 к.
Ученики записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные:
1) 364х10=3640 (к.)
2) 236х10=2360 (к.)
3) 3640+2360=6000 (к.)=60 р.
Учитель русского языка корректирует речевые погрешности.
Итог: надо верно употреблять числительные в речи.
2 этап (отработка умений употребления числительных в речи в процессе решения уравнений, при чтении художественных текстов).
1. Работу ведет учитель математики:
-при чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x,y,z мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято, например:
x+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;
x=25 - икс равен двадцати пяти.
Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже, например:
175х60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти
- теперь самостоятельно прочитайте правило в учебнике “Математика” (6 класс под ред. Н.Я. Виленкина, 2001г.) на стр.221, вычислите устно:
- №1268 (1 вариант – а, б; 2 вариант – в, г),
- №1274 – а, б.
Замечание: при чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов (на доске таблица):
Глагол вычесть требует предлога из.
Глагол отнять требует предлога от.
- какие особенности чтения примеров, уравнений вы запомнили?
- приведите подобные примеры.
2. Игра “Эксперт”
Учителя назначают двух ребят из класса экспертами по математике и речи.
Учащиеся самостоятельно решают задания в учебнике по группам (5 групп по 4 человека) по указанию учителя математики.
Эксперты выслушивают ответы ребят, исправляют ошибки. Если ошибка в произношении или в вычислении не замечена экспертами, учителя, как главные эксперты, должны немедленно ее исправить сами или обратиться за помощью к классу.
В течение урока экспертами смогут побывать 8-10 учеников как по выбору учителя, так и по выбору класса. В конце игры учителя и класс оценивают работу экспертов и отвечающих.
3. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.
1. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений (задание заранее подготовлено несколькими учениками дома).
Из сказки-загадки:
- Много ли получаешь с этой полянки пользы? – спросил царь.
- Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.
- Куда же эти деньги деваешь?
- Двадцать рублей в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать – взаймы даю да двадцать за окно кидаю…
Из сказки В.А. Жуковского “Спящая царевна”:
И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал…
Из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”:
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
Задания:
- Назовите авторов и названия произведений, из которых взяты эти отрывки. Найдите и назовите числительные.
3 этап (рефлексия).
1. Запись числа и числительного.
Учитель русского языка проводит беседу:
- как записывают число в математике и в русском языке?
- в чём разница записи?
- почему по-разному записывают число?
2. Словарный диктант с устным комментированием учениками правописания числительных:
Восемь, одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двести, двадцать, триста, четыреста, пятьсот, миллион, миллиард.
3. Игра “Кто быстрее?”
-Часто ли вам приходится встречаться с именами числительными на обложках книг, афишах кинотеатров, вокзалах, в аэропорту, на рекламных щитах? Запишите за три минуты всё, что вы успеете вспомнить.
4. В конце урока проводится ещё несколько упражнений игрового характера:
- назовите числительные с одним, двумя, тремя мягкими знаками, с удвоенными согласными;
- подберите и запишите загадки, пословицы и поговорки, содержащие числительные.
Итоги урока:
- что нового вы узнали на уроке?
- чему научились?
- было ли интересно?
Домашнее задание (по выбору):
- сочинить сказку, в которой есть числительные
- подобрать из художественных произведений эпизоды с числительными
- написать мини-сочинение на тему: “Мой друг - имя числительное”
- произвести запись на любой носитель информации, содержащую имена числительные
(прогноз погоды, результаты спортивных соревнований…)