Задачи:
1. Образовательная:
- закреплять знания правописания безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе.
2. Развивающая:
- развивать умения распознавать имена прилагательные в речи;
- формировать умения использовать прилагательные в тексте;
- развивать умение работать со словарями;
- развивать умение составлять связный анализ текста, пользуясь памяткой-планом.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к родному языку, к родной природе.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности:
Организационный момент. Чтение стихотворения:
“Ищу слова”.
Ищу слова певучие,
Народные, иконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.
В.Выркин
- Ваши впечатления?
- Чем понравилось?
- Из каких частей речи состоит?
- Давайте сосчитаем прилагательные. (13)
Части речи неравноценны и неравноправны. Самую важную информацию мы получаем от двух частей речи: имена существительные и глаголы. Но то, что выражается этими двумя самыми важными частями речи, нуждается в дополнительной информации. Для этого существуют имена прилагательные. Поэтому-то это стихотворение так красиво звучит.
- Вспомним грамматические признаки имени прилагательного.
Имя прилагательное
Признак предмета
какой? | м.р. | –ой-ый-ий- |
какая? | ж.р. | –ая-яя- |
какое? | ср.р. | –ое-ее- |
какие? | мн.ч. | -ые-ие- |
- В парах постарайтесь друг другу рассказать об имени прилагательном по схеме.
- Дать связный, полный ответ об имени прилагательном.
- Какую роль играют имена прилагательные в предложении?
Определение темы урока.
- Исходя из темы урока, какую учебную задачу мы можем поставить? (Какую роль играют имена прилагательные в речи.)
2. Наблюдение над синонимами и антонимами:
весёлый
печальный
радостный
Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное и запишите словосочетание по схеме: сущ. ( ?) прилаг. (род)
- Какие пары слов можно образовать? Объясните свой выбор.
Весёлый – радостный
Весёлый – печальный (голос)
Скучный (фильм)
Грустный (настроение)
Унылый (пора)
Тоскливый (песня)
Мрачный (взгляд)
Угрюмый (человек)
Синонимы, антонимы (работа со словарем).
Вывод: какую роль выполняют прилагательные – синонимы? (уточняют, позволяют избегать повторений)
3. Редактирование текста:
- Давайте попробуем использовать прилагательные – синонимы в тексте.
Прочитайте текст.
Незаметно подкралась … осень. Нависло над головой …, … небо. Его покрывают … тучи. Как сквозь сито, сеет … дождь.
Словарная работа:
Сито – решето с мелкой решёткой.
Вы прочитали текст без прилагательных.
- Интересен ли этот текст?
Самостоятельно вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Можно использовать слова из данного синонимического ряда, но не во всех случаях.
Зачитайте по предложению.
Прочитайте весь текст.
- Какой вариант одного и того же текста звучит лучше, интереснее, красочнее?
Вывод: какую роль играют прилагательные в тексте, в речи? (обогащают нашу речь, распространяют предложения)
4. Анализ текста:
- Какое настроение навеял рассказ об осени? (грустное, унылое)
Прочитайте текст про себя, вслух. (Восприятие учащимися нового текста.)
Зимний календарь начинает сбрасывать листочки. Северное солнце всё чаще заглядывает в окна домов. У нас солнце! Ещё стоят крепкие морозы, метут февральские вьюги...
Но весной уже пахнет. Скоро угомонятся последние метели, Весна играет солнечным светом. В голубой и синий цвет окрашены дома. Весёлый гомон воробьев радует слух. Похудевшие сосульки звенят торопливой капелью. Всё слышнее шаги весны.
- Какие слова непонятны?
Словарная работа с толковым словарем Ожегова:
Гомон – громкий шум от множества голосов, звуков.
Угомонятся – успокоятся, утихомирятся.
Работаем над анализом текста, пользуясь памяткой (приложение 1).
Докажем, что это текст.
Это текст, т.к. предложения связаны общей темой.
Подчеркните слова, которые помогут раскрыть тему.
В этом тексте говорится о приходе весны.
Очень важно понять в тексте основную мысль. В любом произведении, даже в тексте, состоящем из нескольких предложений, есть то главное, что хотел сказать автор, для чего написал эти несколько строк.
Основная мысль – всё слышнее шаги весны.
- Как можно озаглавить текст?
1. Скоро весна (по теме)
2. Шаги весны (по основной мысли)
План текста:
1. У нас солнце!
2. Весной уже пахнет.
Тип текста: описание.
Давайте найдем изобразительные средства языка, которые помогли нам понять тему, главную мысль, образы.
Эпитеты (образные прилагательные):
Похудевшие сосульки
Торопливая капель
Олицетворение:
Солнце заглядывает
Весна играет
Сосульки звенят
Метафоры:
Стоят морозы
Шаги весны
Мы часто забывает выразить своё личное впечатление о прочитанном, об услышанном. Но ведь у каждого сложилось своё отношение.
Результат нашей работы над текстом – самостоятельный связный анализ текста.
Дети самостоятельно анализируют данный текст письменно в тетради, пользуясь памяткой (приложение 1).
5. Итог:
- Какую роль играют имена прилагательные в нашей жизни?