Урок русского языка в 6-м классе по теме "Употребление глаголов в речи с использованием компьютерных технологий"

Разделы: Русский язык


Эпиграф:

“Жить, думать, чувствовать,
любить, свершать открытия”.
(Б.Пастернак)

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. ОНУ (организация начала урока).

2.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДУМАТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧУВСТВОВАТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЮБИТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Итог урока.

 

5. Домашнее задание.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Лингвистическая разминка.

Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.

о

г

р

а

д

и

т

ь

п

л

е

с

н

у

т

ь

з

а

п

л

е

с

т

и

у

г

о

с

т

и

т

ь

п

о

д

м

е

с

т

и

б

л

е

с

т

е

т

ь

1. Обнести оградой; защитить от чего-либо.

2. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо.

3. Антоним слова расплести.

4. Синоним слова попотчевать.

5. Убрать сор веником.

6. Синоним слов сверкать, светиться.

ИТАК, запишем тему урока: “Употребление глаголов в речи”.

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Наш урок сегодня необычный – это урок лингвистическая эстафета. Разминка прошла успешно. Этапы урока мы будем обозначать слова Б.Пастернака, которые прочитаем в конце урока, выполнив задания.

Первое слово – ЖИТЬ. Ведь движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка.

Цель урока – познакомиться с языковыми возможностями использования глагола в речи.

2. Беседа.

Какие стили речи вам известны?

В чем их отличительные особенности?

(Приложение 1. можно взять у автора)

3. Сегодня на уроке мы поговорим о художественном стиле.

Подбор синонимов к слову говорить, который является наиболее частотным в современном русском языке.

Какой словарь нам в этом поможет?

- произносить

- ронять

- изрекать

- вещать

- вставлять

- бросать

- молоть

- гутарить

Чем интересно последнее слово? (Диалектное)

В каком словаре можно узнать о нем?

Итак, использование синонимов в речи делает ее образной, выразительной.

Глагол – это не отдельное понятие как имя существительное, это и не описание внешности, как имя прилагательное. Когда-то глаголом называли всякое слово. Вспомним пушкинские строчки: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол – это действие, которое повторяет жизнь.

Навсегда очарованы мы прозой А.С.Пушкина, у которого каждое третье слово – глагол.

Давайте ПОДУМАЕМ восстановим текст известного поэта и понаблюдаем за ролью глаголов в художественном произведении.

Буря мглою небо …,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она …,
То … , как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой …,
То, как путник запоздалый,
к нам в окошко … .

1. Какова тема текста?

2. Это какой тип речи?

3. Как поэт описывает вьюгу?

4. Какой образ выражает глагол: кроет?

Все это дано поэтом через простые сравнения с обычными явлениями деревенской жизни. Весь отрывок полон движения, жизни, достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов в каком значении?

Ребята, вы правильно думаете.

И следующее слово – этап ЧУВСТВОВАТЬ, потому что нам предстоит индивидуальная, групповая и коллективная работа, позволяющая проверить, насколько развито ваше языковое чутьё.

Лингвистический эксперимент по определению процентного соотношения глаголов в разных стилях речи проведут юные языковеды в парах.

А микрогпуппы подумают над смыслом высказываний о глаголе, приведут примеры.

А один ученик выполнит упражнение по культуре речи – правильно образует формы глагола.

Проверка задания.

В официально-деловой речи используется примерно 6 % глаголов, в научном стиле около 10%, а чаще всего в художественном – до 15%.

Итак, умелое использование глаголов синонимов, антонимов, фразеологизмов, прямого и переносного значения слов обогащают речь и делают ее более яркой и образной.

Следующий этап – ЛЮБИТЬ.

Оказывается, иногда в текстах используется переносное употребление формы настоящего времени в значении прошедшего. Это придает описанию большую яркость, живость, красочность; события о которых повествует автор, словно бы приближаются к читателю, он становится как бы их участником.

Инсценировка лингвистической сказки “Сила любви”.

Обратите внимание на то, что глаголы какого времени использованы в данном тексте.

С какой целью это делает автор?

СВЕРШАТЬ ОТКРЫТИЯ

Вот мы у финишной черты.

Что на уроке вы узнали, вспомнили, увидели, почувствовали?

Что же помогает вам “Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия”?

Оценки урок.

Открытия вы продолжите свершать и дома, наблюдая за умелым использованием глаголов в речи мастерами художественного слова – писателями, для желающих – лингвистическая задача.

Стр. 113, упр. 266 по определению прямого и переносного значения глаголов.

Решить лингвистическую задачу.

победить

Я + убедить = ?

пылесосить

Спасибо за урок. До свидания.

 

 

Учащиеся заполняют кроссворд в тетрадях (он подготовлен заранее), 1 чел. работает у доски, объясняет орфограммы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы о стилях речи.

Слайд 1.

Учащиеся по цепочке называют слова; 1 уч-к читает по “словарю синонимов”

Запись в тетрадь

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалектное, так говорят на Дону “Большой толковый словарь донского казачества”

 

 

 

 

 

 

 

1 чел. у доски, класс в тетради

 

 

 

 

 

Буря зимой. с пом. глаголов.

повествование, зрительный

 

 

В переносном

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Работа в микрогруппах.

Индивидуальное задание у доски.

 

 

 

 

 

Слайд 3,4,5

Слайд 6

Это придает описанию большую яркость, живость, красочность; события о которых повествует автор, словно бы приближаются к читателю, он становится как бы их участником.

 

 

 

Умелое использование глагола в речи для достижения точности, выразительнос-ти, информативности.

 

Слайд 7