Эпиграф:
“Жить, думать, чувствовать,
любить, свершать открытия”.
(Б.Пастернак)
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. ОНУ (организация начала урока). 2.Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
ДУМАТЬ
ЧУВСТВОВАТЬ
ЛЮБИТЬ
4. Итог урока.
5. Домашнее задание. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Лингвистическая разминка. Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
1. Обнести оградой; защитить от чего-либо. 2. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо. 3. Антоним слова расплести. 4. Синоним слова попотчевать. 5. Убрать сор веником. 6. Синоним слов сверкать, светиться. ИТАК, запишем тему урока: “Употребление глаголов в речи”. 1. Подготовка к восприятию нового материала. Наш урок сегодня необычный – это урок лингвистическая эстафета. Разминка прошла успешно. Этапы урока мы будем обозначать слова Б.Пастернака, которые прочитаем в конце урока, выполнив задания. Первое слово – ЖИТЬ. Ведь движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка. Цель урока – познакомиться с языковыми возможностями использования глагола в речи. 2. Беседа. Какие стили речи вам известны? В чем их отличительные особенности? (Приложение 1. можно взять у автора) 3. Сегодня на уроке мы поговорим о художественном стиле. Подбор синонимов к слову говорить, который является наиболее частотным в современном русском языке. Какой словарь нам в этом поможет? - произносить - ронять - изрекать - вещать - вставлять - бросать - молоть - гутарить Чем интересно последнее слово? (Диалектное) В каком словаре можно узнать о нем? Итак, использование синонимов в речи делает ее образной, выразительной. Глагол – это не отдельное понятие как имя существительное, это и не описание внешности, как имя прилагательное. Когда-то глаголом называли всякое слово. Вспомним пушкинские строчки: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол – это действие, которое повторяет жизнь. Навсегда очарованы мы прозой А.С.Пушкина, у которого каждое третье слово – глагол. Давайте ПОДУМАЕМ восстановим текст известного поэта и понаблюдаем за ролью глаголов в художественном произведении.
1. Какова тема текста? 2. Это какой тип речи? 3. Как поэт описывает вьюгу? 4. Какой образ выражает глагол: кроет? Все это дано поэтом через простые сравнения с обычными явлениями деревенской жизни. Весь отрывок полон движения, жизни, достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов в каком значении? Ребята, вы правильно думаете. И следующее слово – этап ЧУВСТВОВАТЬ, потому что нам предстоит индивидуальная, групповая и коллективная работа, позволяющая проверить, насколько развито ваше языковое чутьё. Лингвистический эксперимент по определению процентного соотношения глаголов в разных стилях речи проведут юные языковеды в парах. А микрогпуппы подумают над смыслом высказываний о глаголе, приведут примеры. А один ученик выполнит упражнение по культуре речи – правильно образует формы глагола. Проверка задания. В официально-деловой речи используется примерно 6 % глаголов, в научном стиле около 10%, а чаще всего в художественном – до 15%. Итак, умелое использование глаголов синонимов, антонимов, фразеологизмов, прямого и переносного значения слов обогащают речь и делают ее более яркой и образной. Следующий этап – ЛЮБИТЬ. Оказывается, иногда в текстах используется переносное употребление формы настоящего времени в значении прошедшего. Это придает описанию большую яркость, живость, красочность; события о которых повествует автор, словно бы приближаются к читателю, он становится как бы их участником. Инсценировка лингвистической сказки “Сила любви”. Обратите внимание на то, что глаголы какого времени использованы в данном тексте. С какой целью это делает автор? СВЕРШАТЬ ОТКРЫТИЯ Вот мы у финишной черты. Что на уроке вы узнали, вспомнили, увидели, почувствовали? Что же помогает вам “Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия”? Оценки урок. Открытия вы продолжите свершать и дома, наблюдая за умелым использованием глаголов в речи мастерами художественного слова – писателями, для желающих – лингвистическая задача. Стр. 113, упр. 266 по определению прямого и переносного значения глаголов. Решить лингвистическую задачу. победить Я + убедить = ? пылесосить Спасибо за урок. До свидания. |
Учащиеся заполняют кроссворд в тетрадях (он подготовлен заранее), 1 чел. работает у доски, объясняет орфограммы
Ответы на вопросы о стилях речи. Слайд 1. Учащиеся по цепочке называют слова; 1 уч-к читает по “словарю синонимов” Запись в тетрадь Слайд 2.
Диалектное, так говорят на Дону “Большой толковый словарь донского казачества”
1 чел. у доски, класс в тетради
Буря зимой. с пом. глаголов. повествование, зрительный
В переносном
Работа в парах. Работа в микрогруппах. Индивидуальное задание у доски.
Слайд 3,4,5 Слайд 6 Это придает описанию большую яркость, живость, красочность; события о которых повествует автор, словно бы приближаются к читателю, он становится как бы их участником.
Умелое использование глагола в речи для достижения точности, выразительнос-ти, информативности.
Слайд 7 |