Цели урока:
- повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её усвоенности учащимися;
- развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
- воспитание внимательности, умения работать коллективно.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы урока, его цели и формы работы: в течение урока некоторые ученики работают у доски, остальные работают в тетрадях – задания на полученных карточках.
II. Работа по теме.
1. К доске вызываются четыре ученика.
Первое задание: составить схемы расстановки знаков препинания при однородных членах.
Второе задание: составить схемы, показывающие, когда не нужно ставить запятые при однородных членах.
Третье задание: составить схемы расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.
Четвёртое задание: синтаксический разбор предложения с однородными членами.
( Предложение даётся на карточке без знаков препинания):
Твоя живая тишина
твои лихие непогоды
твои луга и Волги пышные брега
и Волги радостные воды всё мило.
Класс выполняет четвёртое задание параллельно с вызванным учеником.
2. После проверки схем и разбора предложения к доске вызываются следующие 3 ученика.
Задания для работающих у доски:
Карточка 1.
Указать однородные и неоднородные определения, расставить запятые.
- Из-за крыш ближней деревни медленно выплывала огромная красная луна.
- Он был высоким толстым неказистым человеком.
- Летний жаркий день быстро сменился грозовой прохладой.
- Кленовая гора славится своими целебными минеральными источниками.
- Всё вдруг утонуло в холодном колючем снежном вихре.
Карточка 2.
Замените, где возможно союз “и” любым двойным (составным) союзом, поставьте запятые.
- Работа на заводе идёт днём и ночью.
- Павел аккуратен и исполнителен в учении и в спорте.
- Будь вежлив со старшими и со сверстниками.
- Выполняй письменные работы аккуратно в классе и дома.
Карточка 3.
Расставьте и объясните графически знаки препинания.
- Сосна ель пихта хвойные деревья.
- Сосна ель пихта эти хвойные деревья растут в наших лесах.
- В букете есть разные цветы колокольчики степные гвоздики ромашки.
- Колокольчики степные гвоздики ромашки цветы.
- Шумит лес и душа наполняется спокойствием.
- Шумит лес и наполняет душу спокойствием.
Класс работает самостоятельно в тетрадях по предварительно розданным карточкам. Задание: списать, расставить знаки препинания, составить схемы однородных членов в данных предложениях. (Если класс не очень сильный, то можно изменить задание: или только составить схемы, или списать и подчеркнуть однородные члены предложения).
Вариант 1.
- Дети бегали по лужайке и по тропинкам и купались и в озере и в речке.
- В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны.
- Знание дороже денег острее меча страшнее пушки.
- Яркое солнце и ослепительно белый снег ветерок и тишина обступили его закружили и опустили на землю.
- Бури и ливни сделали своё дело раскрыли лес и оборвали ветви завалили мокрой и ржавой листвой все овраги.
- Кто – то терем прибирал да хозяев поджидал.
Вариант 2.
- Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей.
- Трава лежала не только на подоконниках но и на столах на комоде.
- Я люблю как математику так и литературу.
- Они или прилежно шьют что–нибудь для праздника или готовят украшения.
- Он очень долго говорил с ней то громко то тихо то печально то весело.
- Кое – где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
После проверки выполнения карточек у доски вызываются ученики для проверки схем, составляемых по вариантам, а остальные на местах осуществляют взаимопроверку заданий в тетрадях и выставляют оценки.
3. Следующий этап – комментированное списывание текста В.А. Сухомлинского.
( Текст дан на обратной стороне карточек, розданных учащимся.)
Красота это радость твоей жизни. Человек стал человеком потому что увидел глубину синего неба мерцание звёзд розовый разлив вечерней и утренней зари увидел безбрежную даль степей синие тени в сугробах мартовского снега журавлиный кося в небесной лазури отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы серые нити дождя в пасмурный осенний день фиолетовое облачко на сиреневом кусту нежный стебелёк и голубые колокольчики подснежника увидел и изумился пошёл по земле создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце тогда тоже расцветёт человеческая красота.
III. Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: если текст не закончен, карточки можно дать для дописывания, подготовиться к зачёту в форме графического диктанта.