Однородные члены предложения. Урок-обобщение в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её усвоенности учащимися;
  • развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
  • воспитание внимательности, умения работать коллективно.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока, его цели и формы работы: в течение урока некоторые ученики работают у доски, остальные работают в тетрадях – задания на полученных карточках.

II. Работа по теме.

1. К доске вызываются четыре ученика.

Первое задание: составить схемы расстановки знаков препинания при однородных членах.

Второе задание: составить схемы, показывающие, когда не нужно ставить запятые при однородных членах.

Третье задание: составить схемы расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

Четвёртое задание: синтаксический разбор предложения с однородными членами.

( Предложение даётся на карточке без знаков препинания):

Твоя живая тишина
твои лихие непогоды
твои луга и Волги пышные брега
и Волги радостные воды всё мило.

Класс выполняет четвёртое задание параллельно с вызванным учеником.

2. После проверки схем и разбора предложения к доске вызываются следующие 3 ученика.

Задания для работающих у доски:

Карточка 1.

Указать однородные и неоднородные определения, расставить запятые.

  1. Из-за крыш ближней деревни медленно выплывала огромная красная луна.
  2. Он был высоким толстым неказистым человеком.
  3. Летний жаркий день быстро сменился грозовой прохладой.
  4. Кленовая гора славится своими целебными минеральными источниками.
  5. Всё вдруг утонуло в холодном колючем снежном вихре.

Карточка 2.

Замените, где возможно союз “и” любым двойным (составным) союзом, поставьте запятые.

  1. Работа на заводе идёт днём и ночью.
  2. Павел аккуратен и исполнителен в учении и в спорте.
  3. Будь вежлив со старшими и со сверстниками.
  4. Выполняй письменные работы аккуратно в классе и дома.

Карточка 3.

Расставьте и объясните графически знаки препинания.

  1. Сосна ель пихта хвойные деревья.
  2. Сосна ель пихта эти хвойные деревья растут в наших лесах.
  3. В букете есть разные цветы колокольчики степные гвоздики ромашки.
  4. Колокольчики степные гвоздики ромашки цветы.
  5. Шумит лес и душа наполняется спокойствием.
  6. Шумит лес и наполняет душу спокойствием.

Класс работает самостоятельно в тетрадях по предварительно розданным карточкам. Задание: списать, расставить знаки препинания, составить схемы однородных членов в данных предложениях. (Если класс не очень сильный, то можно изменить задание: или только составить схемы, или списать и подчеркнуть однородные члены предложения).

Вариант 1.

  1. Дети бегали по лужайке и по тропинкам и купались и в озере и в речке.
  2. В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны.
  3. Знание дороже денег острее меча страшнее пушки.
  4. Яркое солнце и ослепительно белый снег ветерок и тишина обступили его закружили и опустили на землю.
  5. Бури и ливни сделали своё дело раскрыли лес и оборвали ветви завалили мокрой и ржавой листвой все овраги.
  6. Кто – то терем прибирал да хозяев поджидал.

Вариант 2.

  1. Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей.
  2. Трава лежала не только на подоконниках но и на столах на комоде.
  3. Я люблю как математику так и литературу.
  4. Они или прилежно шьют что–нибудь для праздника или готовят украшения.
  5. Он очень долго говорил с ней то громко то тихо то печально то весело.
  6. Кое – где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.

После проверки выполнения карточек у доски вызываются ученики для проверки схем, составляемых по вариантам, а остальные на местах осуществляют взаимопроверку заданий в тетрадях и выставляют оценки.

3. Следующий этап – комментированное списывание текста В.А. Сухомлинского.

( Текст дан на обратной стороне карточек, розданных учащимся.)

Красота это радость твоей жизни. Человек стал человеком потому что увидел глубину синего неба мерцание звёзд розовый разлив вечерней и утренней зари увидел безбрежную даль степей синие тени в сугробах мартовского снега журавлиный кося в небесной лазури отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы серые нити дождя в пасмурный осенний день фиолетовое облачко на сиреневом кусту нежный стебелёк и голубые колокольчики подснежника увидел и изумился пошёл по земле создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце тогда тоже расцветёт человеческая красота.

III. Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: если текст не закончен, карточки можно дать для дописывания, подготовиться к зачёту в форме графического диктанта.