Цели урока:
- знать определение понятия;
- учить находить обращение в предложении;
- учить отличать подлежащее от обращения;
- учить составлять предложения с обращением;
- учить постановке знаков препинания при обращении;
- развивать письменную и устную речь учащихся.
Оборудование: карточки с кроссвордом, карточки с предложениями, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
Ребята, задача нашего урока: повторить пройденный материал и рассмотреть новую тему. Какую? Вы сами сможете назвать мне её после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.
Каждому ученику раздаётся форма кроссворда, после заполнения формы сдаются, что позволяет учителю проверить знание всеми изученного ранее материала. Потом ребята озвучивают правильные ответы.
- Определите вид предложения по наличию главных членов: Идёшь по лесу и любуешься его красотой.
- Определите вид предложения по цели высказывания: Спой, пожалуйста, нам песню.
- Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.
- Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Не будь упрям а будь прям.
- Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.
- Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила пылесосом ковёр.
- Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
- Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?
- Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
Итак, тема нашего урока “Обращение”.
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего.
Понаблюдайте!
Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся.
1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.)
2. Ты помнишь ли, Мария, вечерний небосклон, равнины полевые, села далёкий звон? (А. К. Толстой.)
3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. (П. Никитин.)
4. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин.)
5. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка.)
6. Я гриб нашла! Девочки!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- К кому или к чему обращаются в каждом предложении?
- Чем может быть выражено обращение?
- Где в предложении может находиться обращение?
- Как в предложении выделяется обращение?
- Для чего нужны обращения? (Учитель использует наглядный пример - “книжку”, чтобы объяснить важность использования обращений в речи. Рисунок 1)
Вывод (делают сами дети). Обращения бывают распространенные и нераспространенные, могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак.
IV. Изучение новой темы.
Итак, мы с вами дали своё определение обращению, а теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.
1) Открываем страницу 148-149 и читаем правило.
2) Упр. 390. Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения:
390. ребята, дорогие читатели, юные натуралисты.
- ... не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе.
- ... берегите книги!
- ... прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.
3) Отличие обращения от подлежащего. Упр. 384 (письменно).
Сравните два предложения. Разберите по членам предложения. Каковы эти предложения по цели высказывания? Сделайте вывод о роли выделенного слова в предложении.
Дима прочитал книгу о животных.
Дима, прочитай книгу о животных.
Итак, второе предложение отличается от первого по цели высказывания. Посмотрите на второе предложение, может ли Дима быть подлежащим? (Мы не можем отделить подлежащее от сказуемого запятой).
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
1)Упр. 391. Записываем предложения, находим обращения и ставим над ними букву О, расставляем знаки препинания.
Первое предложение разбирается совместно. Два последних предложения можно предложить для самостоятельной работы, чтобы проверить усвоение материала.
1) Не шуми ты рожь спелым колосом. Ты не пой косарь про широку степь. (А. Кольцов.) 2) Куда ты светлый ручеёк стремишься? (А. Фет.) 3) Спой светик не стыдись! (И. Крылов.) 4) Друзья к чему весь этот шум? (И. Крылов.) 5)Как милый петушок поёшь ты громко важно! (И. Крылов.)
VII. Самостоятельная работа.
Перед вами карточки с предложениями. Расставьте знаки препинания, найдите обращения. (Для экономии времени работа выполняется в карточках карандашом).
- Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!
- Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
- Вылезайте муравьи после зимней стужи.
- Сыпь ты черёмуха снегом.
- Я радуюсь вашим успехам друзья.
Первым троим ученикам выставляются оценки. Остальные работы тоже проверяются. Один ученик читает, остальные проверяют у себя.
VIII. Резервное задание. Составляем предложения с обращениями (замена подлежащего обращением).
Упр. 388 (только 1, 2 предложения). Запишите предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, для чего подлежащее сделайте обращением. Подчеркните грамматическую основу предложений.
Образец записи: Ребята охраняют природу. — Ребята, охраняйте природу!
1) Маша читает книгу о путешествиях.
2) Старшеклассники собираются принять участие в лыжных соревнованиях.
IX. Итоги урока.
Итак, какие вопросы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке?
Что такое обращение? Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме?
Выставление оценок.
На следующем уроке мы продолжим изучать тему “Обращение”, урок закончен.
X. Домашнее задание.
§42 правило выучить, упражнение 388(3-5), 392 (Выписать из “Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина предложения с обращениями).