Цели:
- Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения и прямой речи; учить находить сложные предложения в тексте; учить находить слова автора и прямую речь.
- Развивающие: развивать умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, осложненных однородными членами предложения, а так же в предложениях с прямой речью.
- Воспитательные: привить интерес к русскому языку как предмету и средству общения; расширить и пополнять лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка.
Оборудование:
- Интерактивная доска;
- Карточки со словарными словами;
- Интернет.
- Презентация урока
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои добрые улыбки. Посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу.
2. Сообщение темы урока.
К нам сегодня пришли в гости Незнайка и Айболит. Но так как они живут в сказочной стране, то общаться с нами будут через Интернет. Сегодня на уроке нам предстоит изучить сложное предложение и предложения с прямой речью. У каждого из вас свои особенности. Айболит говорит, что мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого от рождения развит правый, у кого-то левый. У кого развиты оба, то он хорошо учится. Давайте, определим у кого какое полушарие ведущее. Комиссия может проделать этот опыт вместе с нами.
Вы должны быстро ответить на вопросы.
Закроем левый глаз. | Закрываем правый глаз. |
1. 2х7 2. Что больше 7 или 12? 3. 24:3 4. Когда холоднее - зимой или летом? |
1. 2х5 2. что меньше 15 или 7? 3. 32:4 4. Где холоднее зимой - в доме или на улице? |
- Вы почувствовали, что полушария у вас работают по-разному. И мы сядем сегодня так: у кого больше ответов было с закрытым левым глазом -на левую сторону, а у кого с правым- на правую. Мы сегодня на уроке будем работать двумя полушариями и в конце урока получим хороши знания по теме. Положите руки на стол. Какая рука снизу? То и полушарие у вас ведущее.
3. Словарно-орфографическая работа
Пришел Незнайка на прием к доктору Айболиту. “У меня живот болит”,- жалуется Незнайка. “А что ты ел сегодня?”- спрашивает Айболит. “Огурцы, конфеты, помидоры, морковь, мороженое”.
Как вы думаете, что ответил на это доктор?
Ребята, какие полезные продукты посоветовал Айболит Незнайке?
Как можно назвать одним словом? (Овощи)
Где растут овощи? (В огороде)
Что общего у всех слов? (Непроверяемая безударная гласная о)
Придумайте с этими словами простое предложение, осложненное однородными членами.
Выделите основу.
4. Изучение нового материала.
А) Понятие сложное предложение
Дайте определение: что такое предложение?
Без чего не может существовать предложение?
Запись на доске:
Прочитайте предложения.
Прошла гроза.
Прошла гроза, и на небе появилась радуга.
В каждом предложении выделите грамматическую основу.
Что вы заметили? Верно во втором предложении - две грамматические основы.
Сложными называют предложения, состоящих из двух или нескольких простых, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы.
Простые предложения могут, соединятся в сложное интонацией или союзами.
(Схема О.Л. Соболевой)
Б) Практическая работа.
Прочитайте. Разделите сложные предложения на простые. Укажите слова, которые связывают простые предложения. Будьте внимательны! Все ли предложения сложные?
- Земля освежилась, и буря промчалась.
- Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.
- В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
- Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.(А. Пушкин)
В) Вывод.
- Так какое предложение мы называем сложным?
Г) Понятие “Прямая речь”
Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Прочитайте текст и найдите действующих лиц.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: “Отпусти меня”. Волк сказал: “Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
Запишем предложение, где говорит белка.
На сколько частей можно разделить записанное предложение?
Выделите эти части.
Какая из двух частей является словами автора?
А как назвать вторую часть? Правильно, прямая речь. Прямая речь- это слова какого-либо лица, точно переданные от его имени. Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи. А знаки препинания при прямой речи зависят от того, как расположены слова автора и прямая речь.
Ребята, вот Незнайке поручили ответственное задание, а он его не может выполнить. Поможем? Нужно составить схему каждого предложения.
“Я в школу пойду”,- сказал Филиппок матери. “П”, - а.
“Неужели река замерзнет?”- думала Серая Шейка. “П?” - а.
“Перемена, перемена!”- заливается звонок. “П!” - а.
И чайник шепнул утюгу: “Я больше идти не могу”. А: “П”.
И заплакали блюдца: “Не лучше ль вернуться?” А: “П?”
Объявление гласит: “Друзья!” А: “П!”
Физкультминутка
Д) Творческая работа.
-Составление предложений с прямой речью по иллюстрированным схемам.
Е) Вывод.
- Как расставляем знаки препинания при прямой речи?
5. Письмо под диктовку.
- А теперь я хочу узнать, как бы вы написали диктант, если бы вам диктовал чужой человек. Незнайка и Айболит прислали по Интернету вам задание – сюрприз. Это диктант. Попробуем его написать?
6. Взаимопроверка с опорой на текст.
Трудно было? Страшно? Задание было сложное, поэтому нужно было быть внимательными. Когда мы с вами пишем диктант, то вы меня видите. А здесь нужно было представить себе диктора и слышать его голос. Давайте посмотрим, какой ряд написал лучше? Да, лучше написал ряд с ведущим левым полушарием.
7. Итог урока:
Что такое предложение?
Из чего состоят предложения с прямой речью?
Как на письме оформляется прямая речь?
8. Домашнее задание.
Составьте мини-рассказ с использованием предложений с прямой речью “Однажды на прогулке”. Или можно взять свою тему.
9. Рефлексия.
Закончи предложение.
- Я положительно оцениваю …
- Мне нужно обратить внимание …
- Я хочу поблагодарить …
- Мне было интересно …
- Мне показалось важным …
- Спасибо за урок. Всем вам понравилось так работать. И в дальнейшем обучение по такой технологии вы будете все умнее и успешнее.