Цель:
- исследовать роль прилагательных в художественном тексте;
- научить понимать и чувствовать слово, уметь выразить себя в речи при помощи эпитетов;
- приобщить к миру прекрасного, воспитывать любовь к родному языку и литературе, к творениям мастеров слова.
Тип урока – обобщающее повторение.
На доске записаны эпиграфы:
Русский язык в умелых руках и
в опытных устах красив, певуч,
выразителен.
А.КупринСлова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые.
С.Баруздин
1. Вступительное слово учителя.
Доброе утро, ребята!
Я рада приветствовать вас и надеюсь, что настроение у вас сегодня замечательное или просто хорошее!
Утро доброе и ясное,
Очень свежее, прекрасное
Бодрым шагом в класс войдет,
Звон хрустальный принесёт.
Вопросы классу:
- Какие слова я использовала для того, чтобы описать нынешнее утро и ваше настроение?
- К какой части речи они относятся?
- Как вы считаете, для чего они нужны?
- Объявляется тема и цель урока – исследовать роль имен прилагательных в художественном тексте.
2. Проверка домашней работы.
Учащиеся должны были составить 2 небольших текста на тему
“Зимний лес”:
- – без использования имен прилагательных;
- – с использованием прилагательных.
Вопросы:
- чем различаются эти тексты?
- какой из них вам больше нравится и почему?
- какой текст создает особое настроение радости, праздника?
- назовите имена прилагательные, которые вы использовали во2 тексте?
- как они помогают при описании природы?
3. Работа с записанными на доске эпиграфами.
- Определите главную мысль 1-го эпиграфа.
- При помощи каких слов авторам удалось высказать главную мысль высказываний?(имен прилагательных)
- Как вы определили, что это прилагательные?
- Каким членом предложения они являются?
- Как “красивые” и “певучие” слова меняют речь? (она становится более выразительной)
- Что хочет сказать прилагательное “выразителен”? ( - слова могут выражать отношение говорящего к тому, что онговорит- “мягкие, твёрдые, смелые”)- язык говорит об авторе)
4. “Стилистический эксперимент”.
На доске стихотворение И.Бунина с пропущенными именами прилагательными. Попробуйте догадаться, какие слова спрятаны здесь?
Ответ обосновать.Сравнить с оригиналом.
Первый снег.
__Зимним________ холодом пахнуло
На поля и на леса.
__Ярким___пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала.
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный______
Первым снегом понесло.
Прилагательные закрыты цветными листочками(голубым, красным,серым)
- Что обозначают авторские прилагательные? (это образные определения - эпитеты)
(зимним холодом - усиление значения существительного;яркий пурпур – яркий + красный = усиление значения слов)
- Какое настроение они придают стихотворению?
Почему? (ожидание зимы + тревога(яркий пурпур)
Пустынный сад – одиночество, грусть, тоска.
Цветные прилагательные символизируют контраст в природе (горячие и холодные краски).
Итог: контраст значений прилагательных создает особую выразительность.
- Если бы вы рисовали картину с этого пейзажа, какого цвета были бы прилагательные И. Бунина?
5. Теоретический материал.
- Какова обычная функция прилагательных? А необычная?
( Получая дополнительное значение, прилагательные становятся эпитетами).
Запись на доске и в тетради:(приложение 1)
ЭПИТЕТ (древ.- образное определение, характеризующее явление или предмет).
Со времен АНТИЧНОСТИ ЭПИТЕТЫ:
Необходимые Epitheton nessarium |
Украшающие ВОЗДЕЙСТВУЮТ на ЧУВСТВА Epitheton ornans |
- Приведите примеры эпитетов.
6. Лингвистический анализ текста А.С.Пушкина “Зимнее утро”(приложение 2).
- Определить тему , идею текста, тип и стиль речи.
- Докажите, что это текст ( общая тема;ключевые слова: север, снег, мороз, лед;параллельная связь предложений)
- орфографическая разминка ( в тексте стихотворения вставить пропущенные буквы в имена прилагательные, объяснить написание).
- Выписать прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, определить их значение.
- Рассмотреть карту значений эпитетов (приложение 3), найти примеры в тексте.
- Сравнить первоначальный вариант строк:
Под голубыми небесами
Необозримыми коврами
Лежит, как саван, белый снег.
- Рубрика “Почему?
- Почему А.С.Пушкин заменяет “необозримыми” на великолепные?
- почему снимает сравнение “саван”? - Подобрать эпитеты –синонимы к слову “великолепными”.
(В словаре К.С.Горбачевича, Е.П.Хабло “Словарь эпитетов русского языка” приводится около 50 эпитетов:
- роскошный, пышный, ослепительный, богатый, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудесный, чудный, дивный, сказочный, божественный (приложение 4).
- Какие эпитеты вы подобрали бы к слову “снег”? Почему ни разу автор не использовал прилагательное “белый”? (снег блестит на солнце, когда он очень белый)
- Снег у А.Пушкина всегда разный:
- “сиянье розовых снегов”
- “печальным снегом занесенный”
- “веселый мелькает, вьется первый снег”
Прокомментируйте употребление прилагательных.
- назовите цветовые эпитеты в тексте (цветовая символика восходит к Древней Греции- миф о герое Тесее- черные и белые паруса)
- Какую роль они выполняют? (приложение 5).
ЦВЕТ - СИМВОЛ (чего?) АССОЦИАЦИИ
- Белый- ясность, чистота
- Синий- гармония, покой, близкий к фольклору (синее море)
- Голубой- мир возвышенных чувств (в иконах русских мастеров)
- Красный- опасность, тревога
- Зеленый- радость
“на мутном небе”, “бледное пятно”, “янтарным блеском” (значение противопоставления).
Итог: цветовая символика богата разнообразными смыслами и ассоциациями. Цвет у А.Пушкина- для контраста: буря – ясный день.
- прочитать стихотворение Булата Окуджавы
“Если ты хочешь стать живописцем”(приложение 6 – о роли цветов).
7. Записать ключевые (ассоциативные) слова, определяющие понятие “утро”:
НЕБО ВОЗДУХ РОСА ЗЕМЛЯ ЗАПАХИ ЗВУКИ
- просмотр отрывка из кинофильма “Барышня-крестьянка” (эпизод “Лиза в утренней роще”);
- составление миниатюры о летнем утре (использовать ключевые слова вместе с прилагательными-эпитетами);
- чтение работ;
-сопоставление описания утра в тексте-оригинале.
“ Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось,ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо,утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию. Глухой, перекатный шум рощи приветствовал девушку.
9. Итоги урока.
На доске рисуем схему:
Имена прилагательные:
- конкретизируют
- уточняют
- описывают
- характеризуют (оценивают)
- украшают
- передают впечатление
- задают настроение
“Словарь эпитетов русского языка”К.С.Горбачевича:
“ Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания”.
- Чтение стихотворения В.Полторацкого “ Слово о словах” (приложение 7).
10. Домашнее задание: описать любимого литературного героя, используя оценочные (характеризующие) эпитеты.