Употребление прилагательных в речи. "Меткие, озаряющие слова" (А.С. Пушкин)

Разделы: Русский язык


Цель:

  • исследовать роль прилагательных в художественном тексте;
  • научить понимать и чувствовать слово, уметь выразить себя в речи при помощи эпитетов;
  • приобщить к миру прекрасного, воспитывать любовь к родному языку и литературе, к творениям мастеров слова.

Тип урока – обобщающее повторение.

На доске записаны эпиграфы:

Русский язык в умелых руках и
в опытных устах красив, певуч,
выразителен.
А.Куприн

Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые.
С.Баруздин

1. Вступительное слово учителя.

Доброе утро, ребята!

Я рада приветствовать вас и надеюсь, что настроение у вас сегодня замечательное или просто хорошее!

Утро доброе и ясное,
Очень свежее, прекрасное
Бодрым шагом в класс войдет,
Звон хрустальный принесёт.

Вопросы классу:

- Какие слова я использовала для того, чтобы описать нынешнее утро и ваше настроение?

- К какой части речи они относятся?

- Как вы считаете, для чего они нужны?

- Объявляется тема и цель урока – исследовать роль имен прилагательных в художественном тексте.

2. Проверка домашней работы.

Учащиеся должны были составить 2 небольших текста на тему

“Зимний лес”:

  1. – без использования имен прилагательных;
  2. – с использованием прилагательных.

Вопросы:

  • чем различаются эти тексты?
  • какой из них вам больше нравится и почему?
  • какой текст создает особое настроение радости, праздника?
  • назовите имена прилагательные, которые вы использовали во2 тексте?
  • как они помогают при описании природы?

3. Работа с записанными на доске эпиграфами.

  • Определите главную мысль 1-го эпиграфа.
  • При помощи каких слов авторам удалось высказать главную мысль высказываний?(имен прилагательных)
  • Как вы определили, что это прилагательные?
  • Каким членом предложения они являются?
  • Как “красивые” и “певучие” слова меняют речь? (она становится более выразительной)
  • Что хочет сказать прилагательное “выразителен”? ( - слова могут выражать отношение говорящего к тому, что онговорит- “мягкие, твёрдые, смелые”)- язык говорит об авторе)

4. “Стилистический эксперимент”.

На доске стихотворение И.Бунина с пропущенными именами прилагательными. Попробуйте догадаться, какие слова спрятаны здесь?

Ответ обосновать.Сравнить с оригиналом.

Первый снег.

__Зимним________ холодом пахнуло
На поля и на леса.
__Ярким___пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала.
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный______
Первым снегом понесло.

Прилагательные закрыты цветными листочками(голубым, красным,серым)

- Что обозначают авторские прилагательные? (это образные определения - эпитеты)

(зимним холодом - усиление значения существительного;яркий пурпур – яркий + красный = усиление значения слов)

- Какое настроение они придают стихотворению?

Почему? (ожидание зимы + тревога(яркий пурпур)

Пустынный сад – одиночество, грусть, тоска.

Цветные прилагательные символизируют контраст в природе (горячие и холодные краски).

Итог: контраст значений прилагательных создает особую выразительность.

- Если бы вы рисовали картину с этого пейзажа, какого цвета были бы прилагательные И. Бунина?

5. Теоретический материал.

- Какова обычная функция прилагательных? А необычная?

( Получая дополнительное значение, прилагательные становятся эпитетами).

Запись на доске и в тетради:(приложение 1)

ЭПИТЕТ (древ.- образное определение, характеризующее явление или предмет).

Со времен АНТИЧНОСТИ ЭПИТЕТЫ:

Необходимые
Epitheton
nessarium
Украшающие
ВОЗДЕЙСТВУЮТ на ЧУВСТВА
Epitheton ornans

 - Приведите примеры эпитетов.

 6. Лингвистический анализ текста А.С.Пушкина “Зимнее утро”(приложение 2).

- Определить тему , идею текста, тип и стиль речи.

- Докажите, что это текст ( общая тема;ключевые слова: север, снег, мороз, лед;параллельная связь предложений)

- орфографическая разминка ( в тексте стихотворения вставить пропущенные буквы в имена прилагательные, объяснить написание).

- Выписать прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, определить их значение.

- Рассмотреть карту значений эпитетов (приложение 3), найти примеры в тексте.

- Сравнить первоначальный вариант строк:

Под голубыми небесами
Необозримыми коврами
Лежит, как саван, белый снег.

- Рубрика “Почему?

- Почему А.С.Пушкин заменяет “необозримыми” на великолепные?

- почему снимает сравнение “саван”? - Подобрать эпитеты –синонимы к слову “великолепными”.

(В словаре К.С.Горбачевича, Е.П.Хабло “Словарь эпитетов русского языка” приводится около 50 эпитетов:

- роскошный, пышный, ослепительный, богатый, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудесный, чудный, дивный, сказочный, божественный (приложение 4).

- Какие эпитеты вы подобрали бы к слову “снег”? Почему ни разу автор не использовал прилагательное “белый”? (снег блестит на солнце, когда он очень белый)

- Снег у А.Пушкина всегда разный:

  • “сиянье розовых снегов”
  • “печальным снегом занесенный”
  • “веселый мелькает, вьется первый снег”

Прокомментируйте употребление прилагательных.

- назовите цветовые эпитеты в тексте (цветовая символика восходит к Древней Греции- миф о герое Тесее- черные и белые паруса)

- Какую роль они выполняют? (приложение 5).

ЦВЕТ - СИМВОЛ (чего?) АССОЦИАЦИИ

  • Белый- ясность, чистота
  • Синий- гармония, покой, близкий к фольклору (синее море)
  • Голубой- мир возвышенных чувств (в иконах русских мастеров)
  • Красный- опасность, тревога
  • Зеленый- радость

“на мутном небе”, “бледное пятно”, “янтарным блеском” (значение противопоставления).

Итог: цветовая символика богата разнообразными смыслами и ассоциациями. Цвет у А.Пушкина- для контраста: буря – ясный день.

 - прочитать стихотворение Булата Окуджавы

“Если ты хочешь стать живописцем”(приложение 6 – о роли цветов).

 7. Записать ключевые (ассоциативные) слова, определяющие понятие “утро”:

НЕБО ВОЗДУХ РОСА ЗЕМЛЯ ЗАПАХИ ЗВУКИ

- просмотр отрывка из кинофильма “Барышня-крестьянка” (эпизод “Лиза в утренней роще”);

- составление миниатюры о летнем утре (использовать ключевые слова вместе с прилагательными-эпитетами);

- чтение работ;

-сопоставление описания утра в тексте-оригинале.

“ Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось,ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо,утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию. Глухой, перекатный шум рощи приветствовал девушку.

 9. Итоги урока.

На доске рисуем схему:

Имена прилагательные:

  • конкретизируют
  • уточняют
  • описывают
  • характеризуют (оценивают)
  • украшают
  • передают впечатление
  • задают настроение

“Словарь эпитетов русского языка”К.С.Горбачевича:

“ Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания”.

- Чтение стихотворения В.Полторацкого “ Слово о словах” (приложение 7).

10. Домашнее задание: описать любимого литературного героя, используя оценочные (характеризующие) эпитеты.