Цели урока:
1) познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существительных мужского рода, называющих лиц по профессии, должности, роду занятий;
2) развивать речь учащихся, обогащая новыми словами: существительными общего рода;
3) воспитывать интерес и любовь к родному языку.
1. Повторение изученного. Послушайте стихотворение.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
- Почему вы смеялись? Что-нибудь не так?
Очень смешное стихотворение, потому что слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются.
- Почему они не изменяются? Как мы называем такие слова? Давайте исправим.
В русском языке есть заимствованные слова, которые не хотят подчиняться его законам и поэтому называются несклоняемыми.
Скажите, чем будут отличаться слова решето и пальто, ведь у обоих в конце –О? У пальто –О – часть корня, а в слове решето –О – это окончание.
- А у меня есть и другое стихотворение с несклоняемыми существительными?
Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино,
Ни домино,
Ни бюро
И ни метро,
Ни кашне,
И ни пенсне,
Ни шоссе,
Ни шимпанзе.
Ни какао,
Ни депо,
Ни кафе
И ни пальто.
- С помощью этого стихотворения можно запомнить много несклоняемых существительных. А как определять род таких существительных?
Большинство несклоняемых неодушевлённых существительных – среднего рода.
Одушевлённые существительные, обозначающие животных или лиц мужского пола, как правило, мужского рода (буржуа, фламинго, шимпанзе).
Если они обозначают лиц женского пола, то относятся к женскому роду (толстая мадам, строгая леди)
- Определите род существительных Тбилиси (город, он), Перу (страна, она), Онтарио (озеро, оно).
Определить род слова, называющего географический объект, можно по его родовому понятию.
2. Изучение нового материала
1 часть
- Наконец-то разделались с несклоняемыми существительными! Но если этого не знать, можно так и остаться невеждой!!! Или невежей?!! Запуталась что-то я?
- Кстати, какого рода слово НЕВЕЖДА? (Это неграмотный человек, значит, мужского рода) А если невежда – женщина?
- Работа с учебником
Это существительное общего рода. В русском языке есть такие существительные с окончанием -А (-Я), которые относятся к мужскому роду, если называют лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Например:
Наш Павлик такой невежда!
Наша Даша такая невежда!
- Ребятки, посмотрите, мне в руки попал один документ… (лучше сделать раздаточный на каждую парту)
Донесение шефу разведки от агента по
кличке Лопух
(расшифрованная шифрограмма)
“Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 6 “В” класса для известных нам целей. Я внедрился в вышезаданный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, - на все руки дока и мастер перевоплощения. Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В 6 “В” классе никто не подходит! Староста, Настя Фанфаронова, невыносимая зазнайка и заучка. Крокодилова Ира тоже кошмарная воображала да ещё и выскочка. Всё разом разболтает! Балбешкин Никита – ужасный растяпа: у него всё из рук валится. Есть в 6 “В” ещё одна растяпа, Кашина Олеся. Курноскина Вика – жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны! (8)
Сначала мне приглянулся Рыжиков Данил, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира – Ася Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова - такая плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная. Шушунчиков Вася – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронинов Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная. Остаётся Хомяков, но он такой обжора! При этом он ещё такой неряха и невежа, просто ужас! (7)
Шеф! Я хотел с горя завербовать учительницу русского языка. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная злюка. (1)
Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира. Здесь в самом деле не с кем работать!” (1)
- Как вы думаете, почему выделены некоторые слова?
Потому что шеф, прочитав донесение, выделил то, что, по его мнению, допустимо для агента. Ваша задача – выписать остальные слова общего рода вместе с определениями, которые к ним относятся (17 слов).
- В чем особенность всех выписанных слов? (Они характеризуют человека или с положительной, или с отрицательной стороны)
2 часть
- Скажите мне, пожалуйста, а слово АГЕНТ – какого рода?
Слово АГЕНТ было и остается мужского рода, так же, как и многие другие слова, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий.
Определения при таких существительных тоже употребляются в мужском роде, а вот сказуемые, выраженные глаголами прошедшего времени, будут стоять в женском роде. Например:
Умный агент “Буратино” пришел в условленное место.
Красивый агент “Мальвина” пришла в условленное место.
Серьёзн? профессор Пупсиков спешил?
на лекцию
Серьёзн? профессор Пупсикова спешил?
на лекциюВажн? директор Вареников сидел?
в кабинете
Важн? директор Вареникова сидел?
в кабинете