Дидактические цели данного проекта - пробудить в учащихся потребность в соблюдении норм литературного языка.
Методические задачи:
- усвоить понятия “экология языка”, “нормы литературного языка”;
- учить детей отстаивать своё мнение в ходе дискуссии;
- научить слышать и критически оценивать свою речь и речь окружающих;
- учить кратко излагать свои мысли устно и письменно;
- продолжить работу по включению элементов речевого этикета в активную речевую практику.
На первом этапе ученики прочитали лингвистический текст учебника “Русский язык” (автор УМК М. М. Разумовская, § 35).
Далее (второй этап) был проведён “мозговой штурм”: учащиеся определяли проблемную тему, интересную и практически полезную каждому. Остановились на теме “Проблемы экологии языка”.
На третьем этапе группы определяли тему исследования: “Мой речевой портрет”. Был выбран следующий основополагающий вопрос: “В каких формах русский национальный язык присутствует в речи учащихся школы?”
На четвёртом этапе ученики ставили проблемные вопросы.
- Откуда в моей речи появляются диалектные, жаргонные и другие слои русского языка?
- Мешают или помогают моему общению с другими людьми разные формы национального языка?
- Существует ли мера в использовании, например, диалектных слов, молодёжного сленга или от них надо начисто отказываться?
Затем (пятый этап) школьники разбились на группы для выполнения исследовательских заданий. Темы исследований они определили сами: “Наш речевой портрет”, “Речевой портрет близких мне людей”, “Школьный сленг”, “Компьютерный жаргон”, “Жаргонизмы в молодёжной речи”, “Литературный язык на фоне других форм национального языка”.
Далее (шестой этап) ученики работали самостоятельно дома: искали необходимую информацию, проводили наблюдения за речью сверстников, осуществляли её отбор, составляли и проводили анкетирование, оформляли результаты работы. На одном из следующих уроков (седьмой этап) ученики защитили свои проекты в виде мультимедийных презентаций. Презентации стали результатом коллективного труда (см. Приложение № 1: презентацию) и индивидуальной работы (см. Приложение № 2: презентацию).