Русский язык
-
Главы учебного пособия по курсу предпрофильной подготовки "Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики" 2008
Предлагаем вашему вниманию главы пособия к курсу предпрофильной подготовки «Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики», содержащего различные вопросы и задания практического и творческого характера. Оно составлено так, что обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности. Особенность курса состоит в том, чтобы сыграть роль интеллектуального самоучителя, «активизатора».
-
Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу" 2008
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания.
-
Тайна славянской азбуки. Послание к славянам 2008
Проиллюстрированная красочной презентацией "расшифровка секретного кода" азбуки, а также рассказ о её создателях составляют основное содержание урока. Если читать названия букв азбуки, как обычные слова, по порядку расположения, то можно заметить, что они образуют законченные смысловые фразы, составляющие небольшой текст – азбучное послание славянам, завет жить по законам разума и добра, в постоянном стремлении к знанию, к свету.
-
"Приложение" (урок русского языка в 8-м классе) 2008
Урок по теме "Приложение" разработан с использованием нетрадиционных форм. Лингвистический эксперимент во время работы по репродукции картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" дает учащимся возможность самостоятельно дать определение приложения. Основой для закрепления теоретической части при выполнении практических заданий является применение проблемно-поискового метода, что позволяет эффективно организовать усвоение навыков правописания приложений (употребление дефиса, знаков препинания).
-
Лексика. Обобщение. Урок-соревнование в форме игры-сказки 2008
Обобщающий урок-соревнование в форме игры-сказки с целью повторить и закрепить знания по лексике (лексическое значении слова, синонимы, омонимы, иноязычные слова, фразеологические обороты и т.д.), а также совершенствовать навыки работы со словарями.
-
Работа над орфографическими ошибками 2008
Работа над орфографическими ошибками по результатам контрольных диктантов обычно кажется учащимся весьма скучным занятием. Однако если превратить урок в весёлую игру, где учитель будет играть роль врача, а дети станут пациентами, которых надо избавить от опасных болезней «ошиблеры» и «ошибухи», то «бороться» с ошибками станет намного интересней. Учитель не только покажет ребятам средства для искоренения ошибок, но и напомнит о самой гуманной профессии на земле – профессии врача. Важной составной частью урока станет также и работа по речевому этикету.
-
Изучение сложноподчинённого предложения на пропедевтической основе 2008
Освоение учащимися курса синтаксиса в основной школе сегодня приобретает особое значение, т.к. выполняя коммуникативную функцию, он занимает одно из первых мест в формировании речевой компетенции школьников. В статье представлена система опережающего обучения, в которой заложен деятельностный принцип, способствующий формированию лингвистической, языковой и речевой компетенции учащихся в соответствии с уровнем современных требований.
-
Конкурс знатоков "Люби и знай русский язык" для 5–6-х классов 2008
Данная форма работы - из способов развития творческих способностей, повышения интеллектуального и культурного уровня, расширения кругозора учеников, повышения интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету через увлекательное путешествие по стране "Русский язык". Работа в команде воспитывает чувство товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу, формирует умение работать в разновозрастной группе, в команде, сотрудничать.
-
"Урок-зачет по теме "Простое предложение" 2008
В поисках эффективных форм контроля знаний учащихся мы всё чаще обращаемся к зачётным урокам, т.к. такие занятия несут не только контролирующую функцию, но и помогают систематизировать и обобщить учебный материал, в игровой форме развивает навыки правильной речи, логическое мышление. Преимущество группового зачёта в младших классах в том, что он помогает воспитанию чувства товарищества, ответственности (от правильного ответа каждого складывается победа команды), коллективизма.
-
Методы и формы организации контроля на уроках русского языка 2008
Статья, посвященная методам и формам организации контроля на уроках русского языка. Подробно разбираются традиционные методы контроля, анализируется вопрос формирования учащимися «своего инструмента» для контроля и оценки своих действий. Приводятся примеры специальных уроков, направленных на формирование контрольных и оценочных действий
-
Урок русского языка в 5-м классе "Как определить лексическое значение слова" по программе М.Разумовской 2008
Два урока на определение лексического значения слов. На первом уроке учащиеся знакомятся с 4 способами толкования лексического значения слова, а на втором происходит систематизация и закрепление знаний, умений и навыков учащихся.
-
Пример работы по социализации учащихся 7-го класса коррекционной школы VIII вида на уроке русского языка (письма) 2008
Вашему вниманию предлагается урок по социализации для учащихся 7-го класса.
-
Обобщающая работа по правописанию слов с "Ь" в коррекционной школе VIII вида (для умственно отсталых детей) 2008
Вашему вниманию предлагается обобщающая работа по правописанию слов с "Ь".
-
Методика организации работы по списыванию в 1-м классе по русскому языку 2008
В программе развивающего обучения русскому языку обучение списыванию занимает особое место, так как ему отводится решающая роль в формировании навыков правописания. Эту свою функцию обучение списыванию может выполнить только при условии специальной его организации как действия, направленного на активную орфографическую ориентировку в копируемом тексте.
-
Урок по русскому языку в 6-м классе "О суффиксах имен существительных" 2008
Урок по русскому языку, посвященный суффиксам. Ученики повторяют и обобщают знания учащихся об изученных суффиксах имен существительных, их значениях и правописании, знания о составе слова, его значимых частях.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обстоятельства" 2008
Главной задачей урока является формирование навыка нахождения обстоятельств в устной и письменной речи. Большое значение придается активизации мыслительных процессов; учитель пытается развивать эмоциональную сферу ребенка, дополняя учебные материалы презентациями детей. Технология коллективного самостоятельного обучения позволяет создавать атмосферу творчества.
-
Урок русского языка в 7-м классе. Обобщающее повторение по теме "Причастие" 2008
Каждый этап урока соответствует программе передач. Новости - введение даты через «Народный календарь», темы урока, работа с эпиграфом. Пресс-экспресс – учащиеся – дикторы освещают информацию по теме. Реклама – задание «Четвертый лишний». Непутёвые заметки – знакомство с городом "Причастие". Используется комментированное письмо, работа по ключу, приём «Светофор», словарный диктант, «Грамматическое лото». Итоги – написание синквейна.
-
Методическая разработка по русскому языку "Учись быстро, интересно, успешно"" 2008
Сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно или с определённой степенью помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Сложно говорить о полном переходе на модульную систему ежедневного учебного процесса (должно быть разработано особое расписание и режим учебного учреждения), поэтому речь пойдёт об использовании некоторых элементов модульной технологии на уроках русского языка.
-
Конкурс-игра для 3–6-х классов "Наши старые знакомые – фразеологизмы" 2008
Одна из наиболее актуальных проблем современной школы – низкий уровень развития речи учащихся. Зачастую родители «перекладывают» воспитательные функции на телевизор и компьютер, книга и живое общение отходят на второй план. Отсюда последствия – словарный запас снижен, речь детей бедна и необразна. Цель предлагаемого занятия – обогащение словарного запаса детей, привитие интереса, любви к «живому» слову.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Путешествие по стране русского языка" (повторение по теме "Словообразование" и "Орфография") 2008
Урок по русскому языку по теме «Путешествие по стране Русского языка». Ученики закрепляют полученные умения и навыки на предыдущих уроках по данной теме, повышают грамотность письма.
-
Урок развития речи в 8-м классе. Написание сочинения-стихотворения "Какой я вижу зиму" (с использованием компьютерной презентации) 2008
Овладеть поэтическим словом трудно, но выразить себя и своё видение окружающего мира через слово интересно.
-
Уроки письма в формировании основных образовательных компетенций 2008
Положительную успешность в жизни необходимо формировать уже в раннем детстве или, в крайнем случае, в школе. Роль учителя - создать для ребенка ситуацию успеха, вовремя уловить тот момент, когда ученик дошел до своего уровня сложности и у него уже начинают опускаться руки, или наступает чувство разочарования в том или ином деле, падает к нему интерес. Вот здесь важно предложить новое, как продолжение и развитие уже освоенного материала. В данный момент можно не только поставить новые цели, но и подсказать новые приемы работы, естественным образом развить те успехи, которые ребенок уже достиг, превращая их в ощутимую по результатам победу.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + английский язык + информатика) по теме "Культура письма" 2008
Данный урок разработан учителем русского языка и литературы, информатики и английского языка для учащихся 11-х классов. Основная цель урока состоит в систематизации полученных знаний по русскому языку, английскому языку и информатике. Подготовленный материал представлен краткой теоретической и практической частью, использован исследовательский метод решения нетиповых ситуаций в парно-групповой работе.
-
Комбинированный урок русского языка по теме "Корни с чередованием -е- – -и-" 2008
Урок русского языка (2 часа) включен в рабочую программу по учебной дисциплине "Русский язык" для национальных групп 1-го курса педагогического колледжа. На данном уроке проводятся межпредметные связи: русская литература, методика преподавания языка (использование приемов работы над словом). Внутрипредметные связи представлены предварительным изучением чередования гласных в корне слова, последующим знакомством других тем орфографии. Материал занятия расширяет кругозор студента национального отделения, развивает речь. Формы работы на уроке позволяют проявить индивидуальность, самостоятельность при подготовке.
-
Урок русского языка по теме "Синтаксис", 11-й класс 2008
Урок по теме "Синтаксис" проводится по технологии развития критического мышления. Цель урока - обобщение знаний о синтаксисе. На стадии вызова используется прием "кластер", позволяющий выявить имеющиеся знания. На стадии осмысления учащиеся сравнивают свою схему со схемой, составленной учителем, находят ошибки и ставят индивидуальные цели изучения раздела. На стадии рефлексии выполняются практические задания. Параллельно с этой темой звучит духовно-нравственная тема - тема души. Текст, предложенный для анализа, рассказывает о различиях в представлениях разных народов о душе.
-
Урок русского языка по теме "Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению «Легко ли быть молодым?»" 2008
Цель урока – на основе анализа текста подготовить учащихся к домашнему сочинению. В ходе урока учащиеся отрабатывают не только умения анализировать предложенный текст, формулировать его тему, проблему, но и комментировать ее, определять позицию автора, излагать собственное мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт, учатся правильно формулировать свои мысли, используя предлагаемые образцы-клише, а также пословицы, поговорки и крылатые выражения.
-
Правописание букв -е- – -и- в чередующихся корнях, 5-й класс 2008
Представленное учебное занятие в 5-м классе по русскому языку направлено на формирование как предметной компетентности, а также правописных умений, обеспечивающих уровень относительной орфографической/пунктуационной грамотности, так и общепредметной компетентности (умение выдвинуть гипотезу, проверить ее, умение использовать модельно-схематические средства при работе с учебным материалом, рефлексивные умения, умение сотрудничать друг с другом).
-
Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо как вид речевой деятельности" 2008
С целью формирования понятия о письме как о виде речевой деятельности, об особенностях построения письменного текста, а также ознакомления с правилами написания писем личного характера проводится этот урок, построенный на анализе эпизодов рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».
-
Трудности, возникающие у школьников при обучении русскому языку и чтению, и их причины 2008
Отсутствие достаточно разработанных способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делает работу учителя по определению трудностей в обучении детей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традиционными способами работы со слабоуспевающими. В лучшем случае это приводит лишь к временным положительным сдвигам в учении, но не устраняет подлинные причины трудностей школьников.
-
"Употребление местоимений" 2008
Данный урок по теме "Употребление местоимений" предназначен для учащихся 6-х классов. Его целесообразно проводить в конце изучения всего материала по теме "Местоимение" как урок обобщения и систематизации полученных знаний. Использование дополнительных источников (специальной литературы по теме, толкового словаря, подбор народных пословиц, поговорок, загадок) активизирует самостоятельную работу учащихся, прививает интерес к изучению русского языка. В приложении к уроку дан кроссворд, составленный учащимися, а также в качестве тренировочных упражнений подобран интересный материал, взятый из художественных произведений.