Русский язык
-
Программа элективного курса по русскому языку "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" 2008
Единый государственный экзамен - важный стимул для изучения любого предмета. Нужно ли специально готовить учащихся к ЕГЭ? Несомненно! Необходима целенаправленная работа по повторению и обобщению материала, изученного в 5–9-х классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Ученики должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования, предъявляемые к сочинению. Цель данного курса - обеспечить качественную подготовку учащихся 10–11-х классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
-
Открытый урок русского языка в 5-м классе на тему "Пунктуация в предложении с однородными членами" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Пунктуация в предложении с однородными членами".
-
"Односоставные предложения", 8-й класс 2008
Открытый смотр знаний – это итоговый урок, которым завершается изучение темы. Эта форма работы позволяет проверить теоретические знания и практические навыки учащихся. За один урок каждый ученик выполняет несколько заданий, что положительно сказывается на наполняемости отметок и поддерживает интерес к предмету.
-
Прощальный урок русского языка в 11-м классе 2008
Были уроки разные, но все они, по-своему нужные и важные, оставили в вас частицу воспоминаний, надежд и тревог. И все эти годы вместе со школьными уроками вас сопровождал Учитель, добрый, заботливый, умный и справедливый, веселый и требовательный. Пусть на всю жизнь останутся в ваших сердцах, в вашей памяти школьный урок и школьный учитель.
-
Урок-игра по культуре речи в 6-м классе "Словари – наши друзья и помощники" 2008
Словари играют большую роль в повышении культуры речи учащихся, обогащают словарный запас, расширяют познания языка, способствуют развитию логического мышления. На данном уроке ребята в игровой форме знакомятся с различными типами лингвистических словарей, предлагается игровой материал по формированию у школьников навыков работы со словарями.
-
Урок-повторение по теме "Синтанксис. Пунктуация" (5-й класс) 2008
Цели урока: развивать мышление, внимание, навыки конструирования предложений, постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью и обращениями, в предложениях с однородными членами; вырабатывать умения строить схемы предложений, производить их разбор, делать выводы; воспитывать интерес к русскому языку на основе сказок, используя различные формы и методы работы; воспитывать самостоятельность мышления.
-
Урок-соревнование в 6-м классе "Имя прилагательное" (повторение изученного) 2008
На уроке осуществляется контроль качества знаний учащихся по теме "Имя прилагательное". Благодаря игре дети быстрее и прочнее усваивают учебный материал, более комфортно чувствуют себя, эффективнее развиваются внутриколлективные отношения, менее формальными становятся отношения с учителем. Нестандартные задания позволяют выявить уровень знаний учеников, определить недостатки и пробелы, ликвидировать их.
-
Проектный метод на уроке русского языка с применением мультимедийных презентаций. Развитие речи. Рассуждение-размышление. 7-й класс 2008
Данный материал представляет собою учебный проект, в котором ученикам созданы условия для самостоятельного планирования, определения действий, методов и способов реализации задуманного, что не противоречит задачам личностно-ориентированной педагогики, в которой значим не только результат, но и сам процесс учения.
-
Урок русского языка на тему "Правописание приставок на -З, -С" 2008
В ходе урока дети учатся сравнивать, применять на практике изученные правила, анализировать, выделять из текста слова с новой орфограммой, комментировать в соответствии с алгоритмом рассуждения новые и уже известные орфограммы.
-
Употребление прилагательных в речи. "Меткие, озаряющие слова" (А.С. Пушкин) 2008
Научить ребенка понимать и чувствовать слово, исследуя его в художественном тексте, уметь выразить себя в речи при помощи различных стилистических средств очень важно. Особая роль отводится эпитетам. Анализ функций прилагательных в творениях мастеров слова, различные стилистические «эксперименты» дают возможность школьникам наблюдать за тем, какими разнообразными изобразительными и выразительными возможностями обладают эпитеты, украшая речь, делая её яркой и красочной.
-
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Сложное предложение. Прямая речь" 2008
На уроке использованы два подхода: логический и ассоциативно- образный, соединяется логос и образ, используя мультимедиатехнологии. Работа опирается на то, что сведения об окружающем мире через органы чувств поступают в оба полушария мозга, однако полученные впечатления абстрактно анализируются только в левом полушарии, а правое полушарие производит эмоциональное воздействие на человека.
-
Применение проектно-исследовательского обучения на уроках русского языка 2008
С модернизацией системы образования возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми инновационными технологиями, занимающегося опытно-экспериментальной деятельностью.
-
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке 2008
Урок проведён в 10-м классе. Носит обобщающий характер, но в то же время углубляет знания учащихся по теме. Большое внимание уделяется отработке дикции, обогащению словарного запаса. Так как класс носит статус социально-экономического, то слова, взятые для словарной работы, касаются экономической, финансовой сферы.
-
Урок развития речи на тему "Что такое текст" (с использованием ИКТ) 2008
В статье приведен пример использования на уроке развития речи информационно- коммуникативных технологий (презентационная технология). Презентация позволяет обогатить наглядность урока, активизировать ассоциативное мышление школьников.
-
Своеобразие отбора лексики при изображении осени в лирике Ф.И. Тютчева. Интегрированный урок (русский язык + литература), 1-й курс колледжа на базе 11-х классов 2008
Интегрированный урок, в ходе которого на основе работы с текстами стихотворений Ф.И. Тютчева об осени повторяются сведения по лексике и расширяются знания студентов о связи творчества автора с традициями западной и русской поэзии, о влиянии их на развитие лирики.
-
Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе "Рыцари русского слова" 2008
Уроки русского языка могут помочь вернуть интерес школьников к красоте и богатству слова. Усиление практической направленности в обучении стимулирует познавательную активность учащихся, умение работать с различными источниками информации, способствует обогащению духовного мира школьников.
-
Однородные члены предложения. Урок-обобщение в 8-м классе 2008
Цель урока – обобщение и закрепление знаний по теме «Однородные члены предложения» перед контрольной работой – графическим диктантом, контрольной или зачётом. На уроке применяются различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная. Это позволяет в рамках одного урока проверить степень усвоенности темы почти у всего класса.
-
Урок русского языка "Лингвостилистический анализ стихотворения В.С. Высоцкого "Расстрел горного эха" 2008
Цели: провести лингвостилистический анализ стихотворения; выяснить, с помощью каких языковых средств автору удалось нарисовать картину вторжения войны в мирную жизнь; подготовить учащихся к написанию домашней работы по теме урока.
-
Конспект урока по русскому языку в 10-м классе на тему "Комплексный анализ текста О.Н. Безымянной «Орел и воробьи»" (подготовка к выполнению творческой части ЕГЭ) 2008
Материал урока адресован учителю, работающему в старших классах, поскольку его можно использовать на уроках русского языка при подготовке к итоговой аттестации учащихся. Текст притчи мал по объему, но интересен по содержанию. Работая с ним, можно закрепить основные навыки анализа.
-
Диалог с "обидой" на занятиях по русскому языку 2008
В статье представлен конспект урока по русскому языку, посвященный концептуальному анализу лексико-семантического поля "Обида" по одноименному рассказу В.Набокова. Раскрыто современное понимание концепта и основные научные трактовки этого понятия. Представлены этапы концептуального анализа на примере рассказа В.Набокова, выявлены общеязыковые и индивидуально-авторские толкования концепта "Обида". Занятие сопровождается мультимедийной презентацией материалов.
-
Авторский элективный курс "Изобразительно-выразительные средства речи" (программа) 2008
Представлена авторская программа элективного курса по русскому языку для 9-го класса. Курс систематизирует сведения курса 5–9-го класса, учит находить и анализировать средства выразительности речи, помогает учащимся с определением профиля для старшей школы, готовит к выпускному экзамену (в новой форме – части 2 и 3) , развивает аналитические и творческие способности. Программа содержит цели, задачи, рабочую версию модулей курса, принципы работы в модулях.
-
Урок "Как живешь, наречие?" 2008
Обобщающий урок русского языка помимо контрольных упражнений должен включать зрительные ассоциации. Я представляю урок по теме "Как живёшь, наречие?", в котором использую презентацию. При проведении подобных уроков повышается мотивация к изучению родного языка, оттачивается орфографическая зоркость.
-
Урок с применением компьютерных технологий "Обособленные определения", 8-й класс 2008
Данная статья представляет собой план проведения урока по русскому языку по теме "Обособленные определения". В статье в качестве иллюстрации используются картины Герасимова, Баулина.
-
Урок-презентация "Сложносочиненные предложения", 9-й класс 2008
Урок русского языка с применением компьютерных технологий помогает учащимся расширить и закрепить знания о сложносочиненном предложении; усовершенствовать навыки постановки знаков препинания в СПП.
-
Сочинение-рассуждение "Пугачев и Гринев. Друзья или враги?" 2008
Данный урок по развитию речи проводится в 8-м классе после изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" для подготовки к домашнему сочинению с использованием составных сказуемых.
-
Словари – наши друзья и помощники, 5-й класс 2008
Работая в пятых классах, я заметила, что многие учащиеся имеют слабое представление о словарях, не умеют с ними работать, поэтому на уроках русского языка и литературы всегда нахожу время для работы с различными словарями, что обеспечивает речевое развитие, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством нравственного воспитания.
-
Интегрированный урок на тему "Число и имя числительное", 6-й класс 2008
Представлен конспект интегрированного урока в 6-м классе на тему "Число и имя числительное...".
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение" 2008
Данный урок является вводным. Он позволяет не только дать точное определение понятия "обращение", но научить находить обращения в предложении, употреблять их в своей речи. Разработанный урок позволяет вовлечь учащихся в работу, благодаря созданию проблемной ситуации. Ребята не получают готовых знаний, они сами должны путём наблюдений прийти к их открытию. В конце проводится самостоятельная работа.
-
Лексика. Фразеология. Лексикография (с использованием информационно-коммуникативных технологий) 2008
Урок русского языка разработан для учащихся 10-го класса и направлен на повторение основных лексических понятий, на совершенствование языкового чутья. Использование информационно-коммуникативных технологий (компьютеры, мультимедийная презентация) помогают усвоить за урок больше материала. Урок разработан с учетом дифференцированного подхода.
-
Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий 2008
Данный урок соответствует ГТП авторизованной программы А.И. Власенкова по русскому языку для 10–11-х классов, ориентированной на совершенствование орфографической, пунктуационной грамотности учащихся, а также углубление знаний и развитие умений учащихся по орфоэпии, словообразованию, синтаксису.