Тема: О суффиксах имен существительных.
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Цели урока:
- повторить и обобщить знания учащихся об изученных суффиксах имен существительных, их значениях и правописании;
- повторить знания учащихся о составе слова, его значимых частях;
- развитие связной речи учащихся;
- эстетическое развитие учащихся на основе художественного текста.
План урока:
- Организационный момент.
- Работа с текстом, обобщение и систематизация изученного материала о суффиксах имен существительных.
- Итог урока.
- Выставление отметок (с комментарием).
- Домашнее задание.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы должны с вами повторить все, что вы знаете о суффиксах имен существительных:
- о значении изученных суффиксов;
- о правилах их правописания;
- какую роль они играют в словообразовании новых слов.
Откройте тетради. Запишите число, классная работа, тема урока
О суффиксах имен существительных (запись на доске).
Урок у нас сегодня необычный. Мы с вами будем работать с одним текстом, который поможет нам вспомнить все, что мы знаем о суффиксах имен существительных.
Приготовьте карандаши, возьмите на краю стола листочки и внимательно посмотрите, что на них написано.
Выразительное чтение.
Если ты идешь мимо небольшого магазинчика с надписью «Дом игрушки», то непременно остановишься. Так заманчиво сверкает огнями витрина, полная чудес!
В самом центре расположился сказочный городок. Разноцветные дом…ки совсем как настоящие. Окошки с резными ставенками раскрыты, на каждом подоконн...ке стоит крошечный цветочек. Город населен жителями. Эти малюсенькие горожане в пестрых костюмчиках все разные! Здесь и красав...ц извоз…ик, и важный фонар...ик со своим помощн…ком и пузатый пекарь с корзинкой на плече. На отдельном стол...ке разместился целый зоопарк. М…дв…жата и л…сица играют в мяч...к, зайч...нок бь/ъет в б…р…бан, мыш…нок спрятался в норк…, птички с яркими пер...шками взмахивают крыл...шками. Все зверюшки веселые и забавные, и даже серый волчище совсем не страшный.
«Дом Игрушки» — это целый мир, в котором живут крас…та и радость. Здесь никогда не бывает скучно.
- Ребята, перед вами текст? Или набор предложений? Докажите.
Это текст, так как все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
- О чем этот текст? Какова его основная мысль?
Основная мысль этого текста – описание игрушечного домика и его обитателей.
- Озаглавьте текст.
Дом игрушки.
- Запишем название. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.
Дом игрушки.
- Найдите в этом предложении существительное, которое образовано суффиксальным способом. Докажите это, проведя его словообразовательный разбор.
игрушки
игра +-ушк- (суффиксальный).
Итак, слово игрушка образовано с помощью суффикса –ушк-.
- Какое значение имеет этот суффикс?
Уменьшительно – ласкательное.
- Приведите примеры других имен существительных, образованных с помощью суффикса –ушк-.
Скворушка, избушка.
Действительно, все имена существительные, которые вы назвали, имеют уменьшительно-ласкательное значение. Оттенок этого значения придает суффикс –ушк-.
Ребята, в русском языке есть «говорящие суффиксы». Посмотрите внимательно на таблицу. О чем нам говорят эти суффиксы (работа с таблицей).(Приложение №1).
Снова вернемся к тексту. Внимательно прочитайте текст про себя и найдите 3 слова с суффиксом –ик-.
Столик, мячик, домик.
- Докажем, что это имена существительные и выполним морфемный разбор данных слов.
Домик –это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
домик
Столик–это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
столик
Мячик–это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
мячик
- Почему в этих словах в суффиксе пишется буква и ?
В суффиксе пишется буква и, потому что при изменении слова по падежам этот гласный остается на месте: домики – домиков; столик – столиков; мячик – мячиков.
Приведите пример имен существительных с суффиксом –ек- и объясните правило его написания.
Замочек – замочка (Р.п.)
При изменении данного слова в Р.п. исчезает гласный е.
- Как называется этот гласный?
Беглый.
Итак, чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ек- и –ик-, надо просклонять эти существительные.Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.
Прокомментируйте орфограмму написания букв ч и щ в суффиксах –чик-(-щик-), используя таблицу.( Приложение № 2).
Словообразовательная основа оканчивается на д-т, з-с, ж поэтому пишется суффикс –чик-, в остальных случаях пишется суффикс –щик-.
Найдите в тексте 2 слова на эту орфограмму.
- Докажите, что это имена существительные.
Фонарщик–это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?
Извозчик - это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?
- Выполним морфемный разбор
Фонарщик извозчик
Найдите 2 слова с суффиксом –онок-
Мышонок, зайчонок
- Докажите, что это имена существительные.
Мышонок - это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?
Зайчонок- это имя существительное, так как обозначает одушевленный предмет и отвечает на вопрос кто?
- Выполним морфемный разбор
мышонок, зайчонок (ч//ц )
- Почему в суффиксах слов мышонок, зайчонок пишется гласный о, а в суффиксах слов лисенок, олененок-е.
После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется о, в остальных случаях – ё.
- Ребята, найдите в тексте предложение с этими словами. Один ученик у доски , а остальные в своих листочках должны вставить пропущенные орфограммы и графически их объяснить.
-Обратите внимание, в этом предложении много запятых, почему?
Это сложное предложение.
- Из скольких простых оно состоит? Докажите, подчеркнув грамматические основы.
Построим схему данного предложения.
Итак, это сложное предложение, состоящее из 4-х простых. На доске ученик выписывает слово медвежата. Произведите морфемный разбор этого слова.
медвежата (д//ж)
Мы провели морфемный разбор слова.
- Вспомните, как называется разбор слова по составу с точки зрения истории языка?
Наука, которая занимается изучением истории языка, называется этимологией.
- Так как называется разбор слова с точки зрения истории языка?
Этимологический разбор слова.
А совсем недавно работали с древним словом ведать, где корень – вед -
Запишем слово медведь и проведем его морфемный разбор с точки зрения современного русского языка.
медведь
Снова запишем слово медведь и произведем этимологический разбор, то есть с точки зрения истории языка.
медведь
- Как вы думаете, почему это животное называют медведем, что он ведает, знает, любит?
Поэтому, с точки зрения этимологии мы можем проверить безударную гласную словом мёд.
Возьмите снова текст. Обратите внимание, что в этом тексте автор употребляет много слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Какие это слова?
- С какой целью он использует эти слова?
Благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам автор создает игрушечный мир, в котором живут красота и радость.
Итак, сегодня на уроке мы убедились, что «говорящие» суффиксы обладают экспрессивно-эмоциональным воздействием.
Представьте, что вы сказочники и пишете сказку о каком-то маленьком лесном жителе.
Ученик идет к доске.
Перевернем листочки. Перед вами текст. Мы должны по опорным словам сочинить сказку. Вместо суффикса поставьте подходящее по смыслу слово. При этом помните, что суффикс выделен, а окончание нет.
Жил-был ------ ёнок. Его очень любили в семье, особенно ----ёнки и ----ишки. Однажды этот бесстрашный ----ишка отправился в темный -претемный ----ок. Долго шёл он, встречая по ----ке много разных смешных ----юшек. Как вдруг страшный ----ище вырос на его пути.
Задрожал ---ёнок, испугался. Но в это время навстречу вышел ----ник с ружьем. Только и видели злого ----ару! Сбежал, ----ник. А ----ёнок побежал домой к маме ----це, помахивая радостно ----иком.
Итак, сегодня на уроке мы повторили правописание эмоционально-окрашенных суффиксов имен существительных, выполнили несколько языковых разборов: синтаксический (работали над предложением), словообразовательный, морфемный и выполнили очень интересный и важный для правильного правописания слов этимологический анализ, показали, как вы хорошо умеете работать с авторским текстом и порадовали нас своим творчеством. Ваши сказки удались на славу. Молодцы!
Отметки с комментарием.
Домашнее задание.
Продолжите сказку. Напишите, что главный герой рассказал маме о своем приключении, используя предложения с прямой речью.
Урок окончен. До свидания.