Цели:
- закрепить правописание безударных гласных в корне, научиться определять чередующиеся гласные Е//И в корне слова;
- развивать умения проверять безударную гласную в корне;
- воспитывать интерес к языку, чувство патриотизма, любовь к родному краю.
Задачи:
- расширение кругозора студентов;
- развитие речи.
Оборудование:
- опорные таблицы,
- карточки с заданиями,
- учебники русского языка (Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В., ч.1, Закирьянов К.З., основной курс).
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность: 90 минут.
I. Организационное начало урока.
1. Проблема урока: правописание слов с чередующимися гласными е//и в корне слова.
– Почему этот вопрос важен при изучении орфографии?
Попробуем рассмотреть проблему вместе на сегодняшнем уроке, тема которого сформулирована (на доске).
2. Тема и постановка целей урока.
- Для этого повторим пройденный материал, закрепим правописание безударных гласных в корне, научимся определять чередующиеся гласные Е//И в корне слова, сделаем выводы по новой теме,.
II. Повторение пройденного материала.
1. Работа по карточкам.
А) вставить пропущенные буквы.
Б) выделить корни с чередованием о//а.
В) написать на какие правила эти слова (выполняют 2 человека).
Карточка № 1. Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, перекл..няться перед кем-нибудь, перекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костер; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..ренный луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.
Карточка № 2. Держать р..внение в рядах, р..вномерное движение, разр..внять грядки, ср..внить два числа, неср..внимые величины, подр..внять кусты сирени, увеличить ур..вень производства, р..вняться на передовиков, решить ур..внение, удачное ср..внение, зар..внять канаву, великолепная р..внина; буйная пор..сль, р..сти вширь и вглубь, неправильное ср..щение кости, зар..стать травой, болото пор..сло мхом, новая отр..сль промышленности, нар..стить силы, отвратительный р..стовщик.
2. Синтаксический разбор (выполняет у доски 1 человек). В Уфе (обстоятельство) начинал (сказуемое) свой (определение) творческий (определение) путь2 (дополнение) выдающийся (определение) русский1 (определение) певец Федор Шаляпин (подлежащее).
А) определить орфограммы: Уфа, Федор Шаляпин – собственные имена существительные; начинал – безударная гласная в корне слова; свой, творческий – стечение согласных в начале слова (сывой, тыворческий); путь – мягкий знак на конце; выдающийся – причастие, правописание –ущ, -ющ; русский – удвоенная согласная; певец – безударная гласная в корне слова, буква ц на конце.
Б) определить лексическое значение слова выдающийся – выделяющийся какими-нибудь положительными качествами.
3. Морфемный и словообразовательный анализ (выполняет у доски 1 человек). Русский – рус- корень, -ск- суффикс, -ий – окончание. Основа русск- производная.
Русский – имя прилагательное, обозначает признак предмета. Русский ---- рус, образовано при помощи суффикса –ск-, тип морфологический, суффиксальный.
4. Фонетический анализ (выполняет у доски 1 человек). Путь – [пут,] – 4 буквы, 3 звука, 1 слог.
Путь – ударный, закрытый слог.
у[у] – гласный звук, лабиализованный, верхнего подъема, заднего ряда, в сильной позиции.
пэ[п] – согласный звук, шумный, смычный, глухой, губной, двугубной, твердый, в сильной позиции.
тэ[т,] – согласный звук, шумный, смычный, глухой, язычный, переднеязычный, мягкий.
5. Словарная работа. Закирьянов К.З., Русский язык, упражнение 87, страница 58.
А) списать, вставляя пропущенные буквы. Б) объяснить правописание корней с чередующимися гласными. В) указать, на каком принципе основаны эти написания.
Заг..р, заг..релое, уг..рный, г..рят; з..ря, з..ри, з..рница; изл..жение, изл..гать, предл..гать, предл..жение; к..снуться, к..сательная, соприк..сновение; прекл..няться, кл..няться, покл..н; р..стение, зар..сли, выр..щивать, водор..сли, возр..ст, отр..сль, пор..сль; р..вная, р..вновесие, ур..внение, ср..внять; м..кать, разм..кшие, непром..каемый; ск..кать, переск..чить; пл..вательный, спл..влять, пл..вец.
6. Развитие речи.
А) составить краткий рассказ со словами: загорелое, пловцы, вымокнуть, непромокаемый плащ.
Б) зачитать работы.
III. Сообщение новой темы.
1. Запись на доске под диктовку.
Убираю комнату – уберу комнату. Отпирать замок – отпереть замок.
Замереть от страха – замирать от страха. Растереть сахар – растирать сахар.
Удирает без оглядки – удерет без оглядки. Разжигать костер – разжечь костер.
Вычитать числа – вычесть число. Расстилать скатерть – расстелить скатерть.
Блистать на солнце – блестеть на солнце.
2. Выделение корней и суффиксов. Убираю – -бир- корень, -а- суффикс, уберу – -бер- корень, суффикса нет ит.д.
3. Вывод. В этих корнях с чередующимися гласными Е//И, всегда пишется И, если после корня следует суффикс –а-, в других случаях Е.
4. Запись следующей группы слов: пожать руки – пожимать руки, проклясть кого-нибудь – проклинать кого-нибудь, занять позицию – занимать позицию.
5. Вывод. А/Я чередуется с ИМ/ИН. Когда следует суффикс –а-, пишется –им или –ин. Исключение: сочетать – сочетание.
IV. Рефлексия.
Дополнить самостоятельно таблицу в теоретических тетрадях.
Правописание корней с чередующимися гласными
№ п/п | Чередующиеся гласные корни | Примеры | Правило |
1 | 2 | 3 | 4 |
. . . | |||
2. Написание | гласных корня зависит | от ударения | |
1. | А//О плав//плов//плыв | Плавать, пловец, заплыть | Во всех случаях пишется А, кроме слов: пловец, пловчиха, заплыв. |
3. Написание | гласных корня зависит | от морфем, следующих за корнем | |
2. | Е//И Бер//бир, дер//дир, мер//мир, пер//пир, тер//тир, чет//чит, блест//блист и др. |
Соберу – собираю, умереть – умираю, стереть – стираю, выжечь – выжигаю… | Пред суффиксом -а- пишется И. Исключение: сочетать – сочетание. |
V. Закрепление.
1. Письменное упражнение. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В., ч.1, упражнение 118, страница 109. А) списать, выделив корни. Б) устно объяснить их правописание.
Выжечь – зажигалка, прижигание; вычесть – вычитание, сочетание; умирание – замерло; растереть – растирание.
Понятие – понимание; заклятие – заклинание; внятный – внимание, внимательный; начало – начинание; сжатие – сжимание, разжимание.
2. Морфологический разбор. Прижигание – имя существительное, начальная форма – прижигание, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, второго склонения, стоит в единственном числе, именительном падеже.
VI. Обобщение.
Итак, проблема урока – правописание слов с чередующимися гласными е//и в корне слова, решена. Перед суффиксом -а- пишется И, в других случаях Е. Исключение: сочетать – сочетание.
VII. Домашнее задание.
Прочитать § 106 Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В., ч.1, стр.107.
Письменное упражнение 116, страница 109.
VIII. Оценивание.