Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обстоятельства"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Знать на какие вопросы отвечает и что обозначает обстоятельство, способы его выражения.
  2. Уметь находить обстоятельства в устной и письменной речи, обозначать их графически.
  3. Развивать творческое мышление учащихся.

На уроке использованы следующие приемы:

  • словарный диктант в картинках;
  • индивидуальное сообщение учащихся.

На уроке использована технология коллективного самостоятельного обучения.

Оборудование: мультимедийная презентация (словарный диктант в картинках – приложение № 1), таблица для наблюдений “Обстоятельство”.

План урока.

  1. Постановка мыслительной задачи. Слово учителя (1 мин.).
  2. Словарный диктант (мультимедийная презентация учащихся с рисунками, посвященными новогодней тематике) (5 мин.).
  3. Сообщение учащегося на тему “Что мы знаем о Кремлевских курантах”. (2 мин.).
  4. Повторение изученного с использованием технологии коллективного обучения (5 мин.).
  5. Работа с текстом. Использование технологий самостоятельного обучения (5 мин.).
  6. Работа с таблицей (2 мин.).
  7. Физкультминутка (1 мин.).
  8. Работа с учебником. Самостоятельные выводы учащихся по теоретическому материалу (2 мин.).
  9. Объяснительный диктант. Выполнение упражнения 354 по учебнику (8 мин.).
  10. Проверка домашней работы с одновременным нахождением в ней обстоятельств того или иного типа (5 мин.).
  11. Сочинение-миниатюра по картине К.Ф. Юона “Русская зима” (8 мин.).
  12. Подведение итогов урока (1 мин.).
  13. Домашнее задание (1 мин.).

Эпиграф к уроку:

Природа околдована,
И лес стоит загадочный;
Река во льды закована;
Снежок блестит, как сказочный.
И я в лесу заснеженном,
Задумавшись, стою,
Березке в белом инее
Улыбку я дарю.

Семикозова Влада, ученица 5 класса.

ХОД УРОКА

I. Постановка мыслительной задачи. Слово учителя.

Сегодняшний урок мы посвятим еще одному второстепенному члену предложения – обстоятельству. Чтобы урок прошел хорошо, интересно, чтобы вы работали на нем с удовольствием, я выбрала в качестве эпиграфа следующие строчки… (Читаю эпиграф)

- Как вы думаете, кто автор этих строк?

(Дети пытаются отгадать и с удивлением узнают, что автор – их одноклассница Семикозова Влада)

- Вы, возможно, догадались, что сегодняшний урок будет посвящен зиме и, конечно же, Новому году. А какой же Новый год без атрибутов этого праздника? Давайте вспомним некоторые из них, о которых шла речь на прошлых уроках.

II. Словарный диктант (мультимедийная презентация учащихся с рисунками, посвященными новогодней тематике).

- Запишем словами то, что изображено на картинке, подчеркнем трудные орфограммы, а в конце диктанта проведем взаимопроверку

(Появляются слайды, учащиеся записывают следующие слова: Дед Мороз, снеговик, Снегурочка, снежинка, мишура, серпантин, гирлянда, конфетти, коньки, хоккей, мандарины, шоколад, биатлон, Кремлевские куранты).

- А двое учеников (называю фамилии) в тех словах, где это возможно, выделяют суффиксы, определяют их значение.

III. Сообщение учащегося на тему “Что мы знаем о Кремлевских курантах”.

- А кто из вас знает, что такое “куранты”?

- Давайте познакомимся с презентацией двух учеников на эту тему

(Два ученика рассказывают об истории возникновения Кремлевских курантов)

IV. Повторение изученного с использованием технологии коллективного самостоятельного обучения.

- На прошлых уроках мы изучили дополнение и определение. Найдите самостоятельно эти второстепенные члены в записанных предложениях. А следующие ребята (называю фамилии) помогают своим соседям (называю фамилии).

1) Под Новый год пахнет мандаринами и шоколадом.

2) Елка увешана мишурой и гирляндами.

3) Я люблю хоккей и биатлон.

4) В новогоднюю ночь все ждут волшебных мгновений.

5) О зимней сказке мечтают и взрослые, и дети.

6) К празднику мама сшила мне красивое платье из атласа.

Итог:

- На какие вопросы отвечают дополнения и определения?

- От какого слова зависят?

- Как подчеркиваются?

- Какие дополнения называются прямыми и косвенными?

- Какие определения называются согласованными и несогласованными?

Дополнительное задание:

- Подчеркните известные орфограммы в данных предложениях, объясните их.

V. Работа с текстом. Использование технологии коллективного самостоятельного обучения.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения – обстоятельством. Для этого запишем текст.

Скоро Новый год

Скоро наступит Новый год. Из Москвы в полночь дойдут до нас звуки Кремлевских курантов. В школах начнутся зимние каникулы. Ребята уедут отдыхать в санатории, лагеря. Мы радостно встретим 2008 год.

- Подчеркните основы предложений, а потом попробуйте догадаться, где в этих предложениях обстоятельства. Кому трудно, могут прочитать материал учебника, затем вновь обратиться к написанному.

- Итак, вы самостоятельно все вместе попробовали без моей помощи найти обстоятельства. Какие вопросы вы можете к ним задать?

- Какими частями речи они могут быть выражены?

VI. Работа с таблицей.

- Посмотрите на таблицу и попробуйте еще раз сформулировать правило на тему: “Что такое обстоятельство?”

Что обозначает? Признак действия, признак другого признака
На какие вопросы отвечает? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
Чем выражается? Существительным, существительным с предлогом, наречием

(Учащиеся несколько раз отвечают на вопросы, сначала отвечают сильные, а потом – слабые).

VII. Физкультминутка.

VIII. Работа с учебником. Самостоятельные выводы учащихся по теоретическому материалу.

- А теперь мы прочитаем правило в учебнике самостоятельно и ответим на вопрос: что еще мы должны знать об обстоятельствах?

(Обстоятельства бывают времени, места, образа действия)

- Найдите эти виды обстоятельств в записанном тексте, подчеркните

IX. Объяснительный диктант. Выполнение упражнения 354 по учебнику.

- А теперь мы потренируемся в умении использовать обстоятельства в речи. Для этого в текст упражнения 354 вставим нужные по смыслу обстоятельства.

- Прочитайте полученные предложения.

- Два последних предложения разберите по членам и дайте им характеристику.

Итог:

- Какие виды обстоятельств встретились здесь?

- Какими частями речи они выражены?

X. Проверка домашней работы с одновременным нахождением в ней обстоятельств того или иного типа.

- Ребята, в своей речи вы часто употребляете обстоятельства, только, может быть, многие из вас не знали до сегодняшнего урока о том, что такое “обстоятельство”. Но теперь, я надеюсь, вы легко найдете их в различных текстах.

- Давайте откроем домашнюю работу, прочитаем домашнее сочинение-миниатюру вслух, а остальные попробуют на слух найти в ваших работах обстоятельства и назовут их.

(Учащиеся читают домашние сочинения, находят обстоятельства, идет обсуждение работ, отмечаются лучшие)

XI. Сочинение-миниатюра по картине К.Ф. Юона “Русская зима”.

- Хорошо, молодцы, вы слышите обстоятельства в речи, чувствуете их. А теперь попробуйте создать текст, используя в нем различные виды обстоятельств.

- Перед вами картина К.Ф. Юона “Русская зима”. Напишите сочинение-миниатюру по данной картине, используя в предложениях обстоятельства.

(Сначала учащиеся пишут, потом идет обсуждение работ)

XII. Подведение итогов урока.

- Итак, сегодня мы познакомились с обстоятельством, научились находить различные виды обстоятельств в тексте, выделять их.

- Еще раз ответьте на вопрос: что такое “обстоятельство”?

- Какие виды обстоятельств бывают?

- Какими частями речи могут быть выражены?

- Как подчеркиваются?

XIII. Домашнее задание: выучить правило об обстоятельствах, письменно выполнить упражнение 355.