Цели:
- Знать на какие вопросы отвечает и что обозначает обстоятельство, способы его выражения.
- Уметь находить обстоятельства в устной и письменной речи, обозначать их графически.
- Развивать творческое мышление учащихся.
На уроке использованы следующие приемы:
- словарный диктант в картинках;
- индивидуальное сообщение учащихся.
На уроке использована технология коллективного самостоятельного обучения.
Оборудование: мультимедийная презентация (словарный диктант в картинках – приложение № 1), таблица для наблюдений “Обстоятельство”.
План урока.
- Постановка мыслительной задачи. Слово учителя (1 мин.).
- Словарный диктант (мультимедийная презентация учащихся с рисунками, посвященными новогодней тематике) (5 мин.).
- Сообщение учащегося на тему “Что мы знаем о Кремлевских курантах”. (2 мин.).
- Повторение изученного с использованием технологии коллективного обучения (5 мин.).
- Работа с текстом. Использование технологий самостоятельного обучения (5 мин.).
- Работа с таблицей (2 мин.).
- Физкультминутка (1 мин.).
- Работа с учебником. Самостоятельные выводы учащихся по теоретическому материалу (2 мин.).
- Объяснительный диктант. Выполнение упражнения 354 по учебнику (8 мин.).
- Проверка домашней работы с одновременным нахождением в ней обстоятельств того или иного типа (5 мин.).
- Сочинение-миниатюра по картине К.Ф. Юона “Русская зима” (8 мин.).
- Подведение итогов урока (1 мин.).
- Домашнее задание (1 мин.).
Эпиграф к уроку:
Природа околдована,
И лес стоит загадочный;
Река во льды закована;
Снежок блестит, как сказочный.
И я в лесу заснеженном,
Задумавшись, стою,
Березке в белом инее
Улыбку я дарю.
Семикозова Влада, ученица 5 класса.
ХОД УРОКА
I. Постановка мыслительной задачи. Слово учителя.
Сегодняшний урок мы посвятим еще одному второстепенному члену предложения – обстоятельству. Чтобы урок прошел хорошо, интересно, чтобы вы работали на нем с удовольствием, я выбрала в качестве эпиграфа следующие строчки… (Читаю эпиграф)
- Как вы думаете, кто автор этих строк?
(Дети пытаются отгадать и с удивлением узнают, что автор – их одноклассница Семикозова Влада)
- Вы, возможно, догадались, что сегодняшний урок будет посвящен зиме и, конечно же, Новому году. А какой же Новый год без атрибутов этого праздника? Давайте вспомним некоторые из них, о которых шла речь на прошлых уроках.
II. Словарный диктант (мультимедийная презентация учащихся с рисунками, посвященными новогодней тематике).
- Запишем словами то, что изображено на картинке, подчеркнем трудные орфограммы, а в конце диктанта проведем взаимопроверку
(Появляются слайды, учащиеся записывают следующие слова: Дед Мороз, снеговик, Снегурочка, снежинка, мишура, серпантин, гирлянда, конфетти, коньки, хоккей, мандарины, шоколад, биатлон, Кремлевские куранты).
- А двое учеников (называю фамилии) в тех словах, где это возможно, выделяют суффиксы, определяют их значение.
III. Сообщение учащегося на тему “Что мы знаем о Кремлевских курантах”.
- А кто из вас знает, что такое “куранты”?
- Давайте познакомимся с презентацией двух учеников на эту тему
(Два ученика рассказывают об истории возникновения Кремлевских курантов)
IV. Повторение изученного с использованием технологии коллективного самостоятельного обучения.
- На прошлых уроках мы изучили дополнение и определение. Найдите самостоятельно эти второстепенные члены в записанных предложениях. А следующие ребята (называю фамилии) помогают своим соседям (называю фамилии).
1) Под Новый год пахнет мандаринами и шоколадом.
2) Елка увешана мишурой и гирляндами.
3) Я люблю хоккей и биатлон.
4) В новогоднюю ночь все ждут волшебных мгновений.
5) О зимней сказке мечтают и взрослые, и дети.
6) К празднику мама сшила мне красивое платье из атласа.
Итог:
- На какие вопросы отвечают дополнения и определения?
- От какого слова зависят?
- Как подчеркиваются?
- Какие дополнения называются прямыми и косвенными?
- Какие определения называются согласованными и несогласованными?
Дополнительное задание:
- Подчеркните известные орфограммы в данных предложениях, объясните их.
V. Работа с текстом. Использование технологии коллективного самостоятельного обучения.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения – обстоятельством. Для этого запишем текст.
Скоро Новый год
Скоро наступит Новый год. Из Москвы в полночь дойдут до нас звуки Кремлевских курантов. В школах начнутся зимние каникулы. Ребята уедут отдыхать в санатории, лагеря. Мы радостно встретим 2008 год.
- Подчеркните основы предложений, а потом попробуйте догадаться, где в этих предложениях обстоятельства. Кому трудно, могут прочитать материал учебника, затем вновь обратиться к написанному.
- Итак, вы самостоятельно все вместе попробовали без моей помощи найти обстоятельства. Какие вопросы вы можете к ним задать?
- Какими частями речи они могут быть выражены?
VI. Работа с таблицей.
- Посмотрите на таблицу и попробуйте еще раз сформулировать правило на тему: “Что такое обстоятельство?”
Что обозначает? | Признак действия, признак другого признака |
На какие вопросы отвечает? | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? |
Чем выражается? | Существительным, существительным с предлогом, наречием |
(Учащиеся несколько раз отвечают на вопросы, сначала отвечают сильные, а потом – слабые).
VII. Физкультминутка.
VIII. Работа с учебником. Самостоятельные выводы учащихся по теоретическому материалу.
- А теперь мы прочитаем правило в учебнике самостоятельно и ответим на вопрос: что еще мы должны знать об обстоятельствах?
(Обстоятельства бывают времени, места, образа действия)
- Найдите эти виды обстоятельств в записанном тексте, подчеркните
IX. Объяснительный диктант. Выполнение упражнения 354 по учебнику.
- А теперь мы потренируемся в умении использовать обстоятельства в речи. Для этого в текст упражнения 354 вставим нужные по смыслу обстоятельства.
- Прочитайте полученные предложения.
- Два последних предложения разберите по членам и дайте им характеристику.
Итог:
- Какие виды обстоятельств встретились здесь?
- Какими частями речи они выражены?
X. Проверка домашней работы с одновременным нахождением в ней обстоятельств того или иного типа.
- Ребята, в своей речи вы часто употребляете обстоятельства, только, может быть, многие из вас не знали до сегодняшнего урока о том, что такое “обстоятельство”. Но теперь, я надеюсь, вы легко найдете их в различных текстах.
- Давайте откроем домашнюю работу, прочитаем домашнее сочинение-миниатюру вслух, а остальные попробуют на слух найти в ваших работах обстоятельства и назовут их.
(Учащиеся читают домашние сочинения, находят обстоятельства, идет обсуждение работ, отмечаются лучшие)
XI. Сочинение-миниатюра по картине К.Ф. Юона “Русская зима”.
- Хорошо, молодцы, вы слышите обстоятельства в речи, чувствуете их. А теперь попробуйте создать текст, используя в нем различные виды обстоятельств.
- Перед вами картина К.Ф. Юона “Русская зима”. Напишите сочинение-миниатюру по данной картине, используя в предложениях обстоятельства.
(Сначала учащиеся пишут, потом идет обсуждение работ)
XII. Подведение итогов урока.
- Итак, сегодня мы познакомились с обстоятельством, научились находить различные виды обстоятельств в тексте, выделять их.
- Еще раз ответьте на вопрос: что такое “обстоятельство”?
- Какие виды обстоятельств бывают?
- Какими частями речи могут быть выражены?
- Как подчеркиваются?
XIII. Домашнее задание: выучить правило об обстоятельствах, письменно выполнить упражнение 355.