Урок русского языка по теме "Синтаксис", 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с информационным текстом.

Цели:

Познавательные:

  • выяснить, что такое синтаксис и какова его функция, единицы синтаксиса, средства связи единиц синтаксиса.

Развивающие:

  • развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка; 4) развивать умение работать в команде .

Воспитательные:

  • поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными

Оборудование:

  • учебник,
  • текст со стихотворением Н. Рубцова,
  • текст “Представления о душе”,
  • кластер “Синтаксис”,
  • бумага формата А3,
  • маркеры.

ХОД УРОКА

I стадия. “Вызов”

Вспомните, по каким ступенькам языкознания мы уже с вами прошли? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология).

Прочитайте стихотворение Н. Рубцова.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!

Определите тему текста. Что понимает автор под словом “душа”?

А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?

Конец тихий крест душа остаться чистый этот желтый сторона березовый мой жнива пасмурный …

Что пропало, исчезло? (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания.)

Какой же раздел науки о языке позволит восстановить текст? ( Синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетании и предложении.)

Итак, определим тему урока - “Синтаксис”. Запишем тему урока в тетрадь.

II стадия. “Осмысление содержания”

Задание 1. Разделитесь на 3 команды. Вспомните все, что вы уже знаете по теме “Синтаксис”.

Структурируйте сведения, оформив их кластером. Докажите ваш выбор.(Учащиеся разделяются на группы, после составления кластера защищают свои схемы)

Задание 2. Сравните ваш кластер с моим.

Приложение 1

Беседа с классом по вопросам:

1. Что из того, что вы увидели, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Определите цели и задачи в изучении раздела

III стадия. “Рефлексия”

Перед вами текст. Прочитайте его выразительно.

Среди философов, писателей, поэтов вопрос о душе постоянно вызывал особые споры. Попробуем раскрыть представления о душе русского и башкирского народов.

Славяне признавали в душе нечто отдельное от тела, имеющ.. своё самостоятельное бытие. По их верованиям, душа ещё в течени.. жизни может временно расставаться с телом, а затем вновь возвращаться в него; такое удаление души обыкновенно бывает в часы сна, так как наш сон и смерть в какой(то) степени – понятия родстве(н,нн)ые.

Душа – искра небесного огня, сообщающая очам блеск, крови – жар, а всему телу – внутреннюю теплоту. Жизнь продолжалась до тех пор, пока г..рело это внутреннее пламя; угасало оно – и жизнь прекращалась.

Душа представлялась звездой это тесно связано с её представлением как огня поскольку древний человек сч..тал звёзды искрами небесного огня бл..стающими в высотах неба. Падающая звезда в русской народной традиции являлась знаком чьей-либо смерти, поэтому, увидев такое знамение, обыкновенно говорят: “Кто-то умер!”, “Чья-то душа закатилась!”.

Народный язык и предания рассказывают о душах как о существах летающих, крылатых. По мнению крестьян, душа усопшего после своей разлуки с телом до шести недель остается под родной кровлей, пьёт, ест, прислушивается к изъявлениям печали своих друзей и родичей и потом улетает на север.

Своеобразным было языческое представление о душе у древних башкир. Она изображалась в виде белого комочка неопределённой формы или мухи и странствовала во время сна или тяжелой болезни человека. Часто душа оставалась на земле и после смерти человека. Называлась такая душа убыр. Днём она принимала вид старухи а вечером летучей мыши. По ночам убыр в виде огня летела по земле и причиняла много зла насылала болезни на людей пила кровь.

По представлениям древних, у человека бывает несколько душ. Башкиры разл..чают четыре души: йэн (“душа жизни”), тын (“душа дыхания”), кот (“душа сердца и счастья”) и исем (“душа имени”).

Особое место в жизни человека отведено кот – “душе сердца и счастья”.

По рассказам пожилых людей кот обычно находится вблизи человека над ним в его волосах. Если кот рядом, то человек здоров, ему сопутствует удача, он счастлив, у него хорошее настроение. Если душа улетает то человек выбивается из привычной колеи жизни.

С душой полученной взаймы жить нельзя пишет М. Карим в своем романе Долгое-долгое детство. На эту тему в башкирской художественной литературе существуют трогательные истории о людях, которые отказались от своего счастья или от собственной жизни на благо других. Однако они не смогли достичь желанной цели, т. е. осчастливить других, ибо кот “душа сердца и счастья”, не может быть подарена, отдана кому-то. Она живет только вокруг своего хозяина. [ 1 ]

Беседа по тексту:

- Сравните представление о душе русского и башкирского народа. Что общего?

- Какие элементы язычества присутствуют в этих верованиях

- Какая нравственная заповедь лежит в основе представления башкир о “душе сердца и счастья”?

- Как соотносится этот текст со стихотворением Рубцова.

Выполните задания по тексту:

  1. Выписать из текста слова с пропущенными буквами, обозначить орфограммы
  2. Выпишите все возможные словосочетания из 2 предложения. Определите главное слово, зависимое, тип связи, способ связи
  3. Выпишите предложения, обозначенные курсивом. Расставьте знаки препинания, объясните их графически.
  4. Подчеркнутое предложение разберите по членам предложения.
  5. Расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений, выделенных жирным шрифтом.

Заключительный этап

Итак, подведем итоги. Что повторили? Чему следует уделять большее внимание?

Домашнее задание. Составить синквейн понятия “Душа”.

Список литературы:

  1. Л.К.Муллагалиева, Л.Г. Саяхова. Русский язык в диалоге культур: Методическое руководство для учителя/ Элективный курс для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. М.: Ладомир, 2006.-198 с.