Конкурс-игра для 3–6-х классов "Наши старые знакомые – фразеологизмы"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту и ко времени. “Хромое слово – хромая речь” – гласит русская пословица. Чтобы речь не была “хромой”, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

Живут-поживают в речи отдельные слова, а в один прекрасный день они сливаются в неделимое сочетание слов – фразеологизм. Например, как, провалиться, сквозь, земля. Получается фразеологизм: как сквозь землю провалиться, то есть исчезнуть.

Сливаясь в фразеологизм, слова теряют свои прежние значения. Например, золотые руки – здесь нет ничего золотого. Так говорят о человеке, который всё умеет делать.

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Они – живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, лучше им пользоваться. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Сегодня мы проведём занятие, на котором вы сможете вспомнить известные вам с детства фразеологические обороты и, возможно, познакомиться с новыми.

Задание № 1 Распределение по командам.

Каждый участник берёт перевёрнутую карточку с фразеологическим оборотом, связанным с частями тела: уши, глаза, нос. Таким образом, участник относит себя к одной из команд: глаза, уши, нос. За каждый правильный ответ команда получает карточку с изображением глаза, уха или носа соответственно названию команды. В конце конкурса подсчитывается количество карточек и, таким образом, выявляется команда-победитель.

Глаза: мозолить глаза, хлопать глазами; говорить в глаза; пускать пыль в глаза; глазом не моргнуть; с глазу на глаз, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу.

Уши: держать ухо востро, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил; развесить уши; навострить уши; слышать краем уха; прожужжать все уши, ушки на макушке.

Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, не видеть дальше собственного носа.

Задание № 2 “Найдите фразеологизм” Различить фразеологизм и свободное сочетание слов, фразеологизм подчеркнуть.

1 команда

Я не нашёл себе места и встал в проходе. Отец не находил себе места от волнения.

Не разгибая спины, поднимите руки вверх. Они трудились не разгибая спины до самого вечера

2 команда

В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах он изложил свою просьбу.

Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.

3 команда

За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

Задание № 3 “Доскажи словечко” Дописать пропущенное слово и подчеркнуть фразеологизм.

1 команда

Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней …
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю ….
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой …

2 команда

Мы исходили городок
Буквально вдоль …
И так устали мы в дороге,
Что еле….
Говорил товарищ мой вчера,
Что в кино сходить давно пора.
Только я хотел уж собираться, –
Как ему взбрело на ум купаться.
По дороге передумал он,
Стал тащить меня на стадион.
- Что ты, – закричал я, – в самом деле!
У тебя ……

3 команда

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь ….
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, ….
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ….

Задание № 4 Распределить в три колонки по значениям.

Бездельничать;

Обманывать;

Быстро;

Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; вводить в заблуждение; высунув язык; со всех ног, морочить голову;

Задание № 5

Собери фразеологизм”

1 команда – как шито раки потерял с нитками вертится где вода на гуся голову белыми зимуют языке (вертится на языке, как с гуся вода, где раки зимуют, потерял голову, шито белыми нитками).

2 команда – заметать из не голова короткой шит кругом следы идёт лыком ноге как на ведра (заметать следы, на короткой ноге, голова идёт кругом, как из ведра, не лыком шит).

3 команда – обводить за яблоку заговаривать язык вокруг пальца негде проглотил зубы обе упасть щеки (обводить вокруг пальца, за обе щеки, яблоку негде упасть, заговаривать зубы, язык проглотил).

Задание № 6. “Найди пару” На листах бумаги записаны в два столбика фразеологизмы и их толкования. Дети должны найти пару и соединить.

1 команда

Подражать кому-либо (Не давать покоя)

Проявлять интерес, заботу о чём-либо (Уделять внимание)

Прежде всего, раньше всех (Мёртвым сном)

Делать что-либо целиком, полностью (В первую очередь)

Тревожить, беспокоить кого-либо (Брать пример с кого-либо)

Очень крепко спать (Доводить дело до конца)

С каждым годом (Как по команде)

Разом, дружно, не сговорясь (Год от года)

2 команда

Перестать беспокоить, тревожить кого-либо (Раз и навсегда)

Окончательно, бесповоротно (На скорую руку)

Нет сил, нет желания что-либо делать (Ломать голову)

Наспех, быстро, торопливо (Оставить в покое)

Слишком много (Хоть отбавляй)

Стараться понять что-либо трудное (Руки опустились)

Очень сильный аппетит (Минутное дело)

Несложное дело Волчий аппетит

3 команда

Всё нипочём, ничего не страшно (Спустя рукава)

Небрежно, кое-как (Не сегодня-завтра)

Постепенно, неуклонно (Неожиданно)

Умалчивать, не говорить о чём-либо (Поднять на смех)

Как снег на голову (Откуда ни возьмись)

Очень скоро, на днях (Шаг за шагом)

Осмеять, сделать предметом насмешки (Море по колено)

Внезапно появиться (Держать язык за зубами)

Литература

  1. Волина В. Весёлая грамматика. – М., 1995.
  2. Волина В. Фразеологический словарь. – М., 1997.
  3. Мокиенко В. Загадки русской фразеологии. – М, 1990.
  4. Успенский Л. Слово о словах. – М., 1974.