Урок 1
Цели урока:
- Познакомить с 4 способами толкования лексического значения слов.
- Научить определять лексическое значение слов 4 способами.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Разминка: упражнение «Руки-ноги»
Один хлопок учителя – команда рукам (руки поднять или, если они до этого были подняты, опустить). Два хлопка – команда ногам (то есть встать или, если звучат два хлопка, исполнители уже стоят, сесть)
II. Актуализация знаний
– Тема не записана, постараемся ее самостоятельно выяснить/
1. Записать предложение, расположив слоги по росту (от большего к меньшему)
(А там сидят сорок русских богатырей)
– Кто такие богатыри?
– А что еще знаете?
– Кто прав – воины или герои былин?
– В толковом словаре найдем ответ на вопрос, кто такой богатырь.
2. На доске записано слово
УЩЕЛЬЕ
– Что это такое?
– Как мы определили?
– Что мы делали?
– Как определить значение слова?
(Смотреть в словаре; подбирать однокоренные слова)
3. На доске записано слово
АНТРАКТ
– Как узнать значение этого слова? (Дети затрудняются это сделать.)
– Угадайте, какие слова пропущены в следующих строках, запишите их в столбик:
На время что-то прекратив,
Мы объявляем…
Если вы устали слишком,
То дают вам…
После урока непременно
Звонит звонок на…
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Называется…
Перерыв
Передышка
Перемена
Антракт
– Теперь понятно значение слова АНТРАКТ?
– Как называются слова с похожими значениями? (Синонимы)
– Какой еще способ толкования лексического значения слова выяснили? (Подбор синонимов)
4. На доске записано слово
ЛАДЬЯ
БУЛАВА
– Объясните значение этих слов.
Работа с учебником. С.57. Иллюстрации ладьи и булавы.
– Какой еще способ определения лексического значения слова открыли? (По картинкам)
– Когда чаще всего такой способ используется? (Для маленьких детей)
– Какая тема нашего урока?
Тема урока: Как определить лексическое значение слова
– Что такое лексика?
III. Словарная работа
ЛЕКСИКА
СИНОНИМ
Орфографически проговорили.
Прописали в воздухе
Проговорили («жужжание») и записали в тетрадь
– Какие способы определения лексического значения слова мы узнали?
IV. Тренировочные упражнения
1. Лексический диктант
Называется значение, а дети записывают слова:
Башня с сигнальными огнями для ориентировки
проходящих судов (маяк)
Цвет, средний между красным и желтым, цвет
апельсина (оранжевый)
Группа специалистов, решающих вопрос о
присуждении премии или награды на конкурсе,
выставке (жюри)
Запас слов и выражений человека (лексикон)
Слова, имеющие близкие значения (синонимы)
– Что мы сейчас делали?
– Каким способ определяли лексическое значение слов?
2. В данном тексте найдите синонимы, выпишите их
И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали… (Н.Носов)
– Почему их так много в отрывке? Для чего их использует автор?
3. Работа со словарями
(Автор передает чувство голода у мальчика через синонимический ряд слов, каждое из которых передает оттенок процесса насыщения: есть – просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать – жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать – торопиться принимать пищу; рубать – есть поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать употребляются с целью подчеркнуть поспешность в еде, неприятное впечатление от процесса насыщения. Подкрепляться – принимать пищу для подкрепления своих сил; заправляться – такое же значение, но с шутливым оттенком).
– Каким способ определяли лексическое значение слов?
V. Домашнее задание (на выбор)
1. Упр. 157.
2. Придумать значение слов бестолкового
словаря:
ГУСАР
ПРЛОМБИР
СЛЕПЕНЬ
СУДЬБА
МАЙОР
ЗУБРИЛА
РАДИСТ
3. Составьте книжку для малышей, сами выберете, к каким словам надо нарисовать иллюстрации.
VI. Закрепление изученного
1. Устно объясняем значение слова и указываем способ.
ХРАНИЛИЩЕ
ХРАБРЕЦ
ЗАСТЕКЛИТЬ
2. Мы сегодня говорили о трех способах определения лексического значения слова. (Дети поправляют)
VII. Итог урока
– Чем мы занимались на уроке?
– Что нового узнали?
Урок 2
Цель урока: систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме урока.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Разминка «Проснулись»
- Потянулись.
- Зажмурились (разбудили глазки).
- Улыбнулись.
- Разбудили щечки (надули и пальчиками нажали «хлоп»).
- Потерли глазки (кулачками).
- Потерли ушки.
- Разбудили бочок, другой (наклонились).
- Разбудили животик
- Разбудили голову (наклоны вправо, влево).
II. Актуализация знаний
«Немой диктант» (Повторение изученного в начальной школе). Показываю рисунки, дети записывают слова заяц, корова, лошадь, собака, картофель, морковь, капуста, помидор, огурец
– Что за слова вы записали?
– Что мы ещё делали?
– Как вы догадались?
– Что мы узнали на прошлом уроке?
– Сколько есть способов определения лексического значения слов? Какие?
III. Проверка домашнего задания
– Кто выполнил упражнение?
– Как вы толковали слово?
– При помощи какого способа?
– Кто составил бестолковый словарь?
– Кто сделал книжку для малышей?
IV. Всесторонняя проверка знаний
1. Упражнения на развитие долгосрочной памяти
На доске, на цветных карточках, слова.
– Внимательно посмотрите на слова:
ШИРОКИЙ
ТВЕРДЫЙ
СКУЧНЫЙ
СТАРЫЙ
БЕСПОМОЩНЫЙ
НЕРЯШЛИВЫЙ
Карточки переворачиваются, дети по цвету отгадывают слова и записывают в тетрадь. Проверка.
– Мы в конце урока вернемся к этим словам ещё раз.
2. Словарная арифметика. (Е и Ё в кроссвордах как одна буква)
ЕЛКА + ИКС =
МИНА + ТОН =
ОНИ + С НИМ =
Проверка.
ЛЕКСИКА
АНТОНИМ
СИНОНИМ
– С какими двумя терминами работали на прошлом уроке?
– С каким не работали?
– С ним будем работать сегодня.
3. Словарная работа
АНТОНИМ
- Орфографически проговорили.
- Прописали в воздухе.
- Закрыли глаза и представили себе слово, написанное яркими буквами.
- Проговорили («жужжание») и записали в тетрадь.
– Что такое антонимы?
На доске таблица слов по Эдигею
ХООЛДЫЙ ТЕЛЫПЙ ГОРЯИЧЙ |
СУЙХО МОРЫКЙ СЫОРЙ |
ЧИТЫСЙ ГРЯНЗЫЙ СВЕИЙЖ |
МАКИЙЕЛНЬ ОГНЫЙМРО ОБЛЬШОЙ |
ТВЕДРЫЙ ЯМГКИЙ КРПЕИКЙ |
ВЕСЛЕЫЙ ГРУТСЫНЙ ПЕЛЬНЫЙАЧ |
– Что за слова? (Дети читают правильные слова по столбикам.)
– Назовите синонимы и найдите антонимы
4. Групповая работа
Составить пирамиду противоположностей
– Как можно назвать пирамиду, которую составили
4. Творческая работа
– Закройте глазки и представьте, что вы не ученики 5 класса, а настоящий затонувший корабль. Кто превратился, скорей описывай свои ощущения! Рассказывай, как ты утонул, какие сокровища скрываешь внутри себя, с кем подружился под водой! Быстрее, пока не стали обратно учениками.
5. Упражнения на развитие долгосрочной памяти
На доске слова на цветных карточках, которые были в начале урока. Дети видят только цвет.
– Подберите антонимы к словам
ШИРОКИЙ ТВЕРДЫЙ СТАРЫЙ СКУЧНЫЙ БЕСПОМОЩНЫЙ НЕРЯШЛИВЫЙ |
УЗКИЙ МЯГКИЙ НОВЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ АККУРАТНЫЙ |
V. Домашнее задание
– Я предлагаю вам дома немного пофантазировать и написать забавную историю, сказку или стихотворение на одну из тем: «Грустная история о словах-врагах», «Сказку о том, как правда превратилась в неправду», «Историю о том, как два слова постоянно между собой ссорились». А еще попробуйте себя в качестве иллюстраторов, оформите свою сказку или стихотворение.