Урок русского языка в 5-м классе "Как определить лексическое значение слова" по программе М.Разумовской

Разделы: Русский язык


Урок 1

Цели урока:

  • Познакомить с 4  способами толкования лексического значения слов.
  • Научить определять лексическое  значение слов 4 способами.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Разминка: упражнение «Руки-ноги»

Один хлопок учителя – команда рукам (руки поднять или, если они до этого были подняты, опустить). Два хлопка – команда ногам (то есть встать или, если звучат два хлопка, исполнители уже стоят, сесть)

II. Актуализация знаний

– Тема не записана, постараемся ее самостоятельно выяснить/

1. Записать предложение, расположив слоги по росту (от большего к меньшему)

(А там сидят сорок русских богатырей)

– Кто такие богатыри?

– А что еще знаете?

– Кто прав – воины или герои былин?

– В толковом словаре найдем ответ на вопрос, кто такой богатырь.

2. На доске записано слово

УЩЕЛЬЕ

– Что это такое?

– Как мы определили?

– Что мы делали?

– Как определить значение слова?

(Смотреть в словаре; подбирать однокоренные слова)

3. На доске записано слово

АНТРАКТ

– Как узнать значение этого слова?  (Дети затрудняются это сделать.)

– Угадайте, какие слова пропущены в следующих строках, запишите их в столбик:

На время что-то прекратив,
Мы объявляем…
Если вы устали слишком,
То дают вам…
После урока непременно
Звонит звонок на…
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Называется…
Перерыв
Передышка
Перемена
Антракт

– Теперь понятно значение слова АНТРАКТ?

– Как называются слова с похожими значениями? (Синонимы)

– Какой еще способ толкования лексического значения слова выяснили? (Подбор синонимов)

4. На доске записано слово

ЛАДЬЯ
БУЛАВА

– Объясните значение этих слов.

Работа с учебником. С.57. Иллюстрации ладьи и булавы.

– Какой еще способ определения лексического значения слова  открыли? (По картинкам)

– Когда чаще всего такой способ используется? (Для маленьких детей)

– Какая тема нашего урока?

Тема урока: Как определить лексическое значение слова

– Что такое лексика?

III. Словарная работа

ЛЕКСИКА
СИНОНИМ

Орфографически проговорили.
Прописали в воздухе
Проговорили («жужжание») и записали в тетрадь

– Какие способы определения лексического значения слова  мы узнали?

IV. Тренировочные упражнения

1. Лексический диктант

Называется значение, а дети записывают слова:

Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов (маяк)
Цвет, средний между красным и желтым, цвет апельсина (оранжевый)
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке (жюри)
Запас слов и выражений человека (лексикон)
Слова, имеющие близкие значения (синонимы)

– Что мы сейчас делали?

– Каким способ определяли лексическое значение слов?

2. В данном тексте найдите синонимы, выпишите их

И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали… (Н.Носов)

– Почему их так много в отрывке? Для чего их использует автор?

3. Работа со словарями

(Автор передает чувство голода у мальчика через синонимический ряд слов, каждое из которых передает оттенок процесса насыщения: есть – просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать – жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать – торопиться принимать пищу; рубать – есть поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать употребляются с целью подчеркнуть поспешность в еде, неприятное впечатление от процесса насыщения. Подкрепляться – принимать пищу для подкрепления своих сил; заправляться – такое же значение, но с шутливым оттенком).

– Каким способ определяли лексическое значение слов?

V. Домашнее задание (на выбор)

1. Упр. 157.
2. Придумать значение слов  бестолкового словаря:

ГУСАР
ПРЛОМБИР
СЛЕПЕНЬ
СУДЬБА
МАЙОР
ЗУБРИЛА
РАДИСТ

3. Составьте книжку для малышей, сами выберете, к каким словам надо нарисовать иллюстрации.

VI. Закрепление изученного

1. Устно объясняем значение слова и указываем способ.

ХРАНИЛИЩЕ
ХРАБРЕЦ
ЗАСТЕКЛИТЬ

2. Мы сегодня  говорили о трех способах определения лексического значения слова. (Дети поправляют)

VII. Итог урока

– Чем мы занимались на уроке?

– Что нового узнали?

Урок 2

Цель урока: систематизация  знаний, умений и навыков учащихся по теме урока.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Разминка «Проснулись»

  1. Потянулись.
  2. Зажмурились (разбудили глазки).
  3. Улыбнулись.
  4. Разбудили щечки (надули и пальчиками нажали «хлоп»).
  5. Потерли глазки (кулачками).
  6. Потерли ушки.
  7. Разбудили бочок, другой (наклонились).
  8. Разбудили животик
  9. Разбудили голову (наклоны вправо, влево).

II. Актуализация знаний

«Немой диктант» (Повторение изученного в начальной школе). Показываю рисунки, дети записывают слова заяц, корова, лошадь, собака, картофель, морковь, капуста, помидор, огурец

– Что за слова вы записали?

– Что мы ещё делали?

– Как вы догадались?

– Что мы узнали на прошлом уроке?

– Сколько есть способов определения лексического значения слов? Какие?

III. Проверка домашнего задания

– Кто выполнил упражнение?

– Как вы толковали слово?

– При помощи какого способа?

– Кто составил бестолковый словарь?

– Кто сделал книжку для малышей?

IV. Всесторонняя проверка знаний

1. Упражнения на развитие долгосрочной памяти

На доске, на  цветных карточках, слова.

– Внимательно посмотрите на слова:

ШИРОКИЙ
ТВЕРДЫЙ
СКУЧНЫЙ
СТАРЫЙ
БЕСПОМОЩНЫЙ
НЕРЯШЛИВЫЙ

Карточки переворачиваются, дети по цвету отгадывают слова и записывают в тетрадь. Проверка.

– Мы в конце урока вернемся к этим словам ещё раз.

2. Словарная арифметика. (Е и Ё в кроссвордах как одна буква)

ЕЛКА + ИКС =
МИНА + ТОН =
ОНИ + С НИМ =

Проверка.

ЛЕКСИКА
АНТОНИМ
СИНОНИМ

– С какими  двумя терминами работали на прошлом уроке?

– С каким не работали?

– С ним будем работать сегодня.

3. Словарная работа

АНТОНИМ

  1. Орфографически проговорили.
  2. Прописали в воздухе.
  3. Закрыли глаза и представили себе слово, написанное яркими буквами.
  4. Проговорили («жужжание») и записали в тетрадь.

– Что такое антонимы?

На доске таблица слов по Эдигею

ХООЛДЫЙ
ТЕЛЫПЙ
ГОРЯИЧЙ
СУЙХО
МОРЫКЙ
СЫОРЙ
ЧИТЫСЙ
ГРЯНЗЫЙ
СВЕИЙЖ
МАКИЙЕЛНЬ
ОГНЫЙМРО
ОБЛЬШОЙ
ТВЕДРЫЙ
ЯМГКИЙ
КРПЕИКЙ
ВЕСЛЕЫЙ
ГРУТСЫНЙ
ПЕЛЬНЫЙАЧ

– Что за слова? (Дети читают правильные слова по столбикам.)

– Назовите синонимы и найдите антонимы

4. Групповая работа

Составить пирамиду противоположностей

– Как можно назвать пирамиду, которую составили

4. Творческая работа

– Закройте глазки и представьте, что вы не ученики 5 класса, а настоящий затонувший корабль. Кто превратился, скорей описывай свои ощущения! Рассказывай, как ты утонул, какие сокровища скрываешь внутри себя, с кем подружился под водой! Быстрее, пока не стали обратно учениками.

5. Упражнения на развитие долгосрочной памяти

На доске слова на цветных карточках, которые были в начале урока. Дети видят только цвет.

– Подберите  антонимы к словам

ШИРОКИЙ 
ТВЕРДЫЙ
СТАРЫЙ
СКУЧНЫЙ
БЕСПОМОЩНЫЙ
НЕРЯШЛИВЫЙ
УЗКИЙ
МЯГКИЙ
НОВЫЙ
ИНТЕРЕСНЫЙ
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ
АККУРАТНЫЙ

V. Домашнее задание

– Я предлагаю вам дома немного пофантазировать и написать забавную историю, сказку или стихотворение на одну из тем: «Грустная история о словах-врагах», «Сказку о том, как правда превратилась в неправду», «Историю о том, как два слова постоянно между собой ссорились». А еще попробуйте себя в качестве иллюстраторов, оформите свою сказку или стихотворение.