Цель:
- показать учащимся необходимость работы над ошибками;
- провести работу над ошибками, допущенными в течение четверти;
- научить бороться с ошибками;
- провести работу по речевому этикету и профориентации.
Оборудование:
- медицинский халат для учителя-“доктора”,
- белые косынки с красными крестиками для “медсестёр”;
- рисунок “вирусов” ( орфографическая “палочка” и пунктуационная “галочка”);
- плакат с “лечебными средствами”( нарисованы: глаз, ухо, рот, ручка в руке); дидактический материал (“индивидуальные пакеты”).
Эпиграф: “Умел ошибиться – умей и исправиться!” (Пословица).
Этапы урока:
1. Объявление темы урока:
Корень мой находится в ушибе,
Мне в оценке подбери приставку ты,
Суффикс мой в тетрадке. А спасибо
Мне никто и никогда не говорит,
Потому что все меня не любят,
Красной пастою меня в тетрадях губят.
Хоть рифмуюсь я с улыбкой,
Но зовут меня…ошибкой!
2. Запись темы урока. Учитель:
А что же такое ошибка? Давайте обратимся за разъяснением к нашему давнему другу – Толковому словарю. Ошибка – это неправильность в вычислении, в написании и т. д., неправильный поступок, действие и т. д.
А почему живут ошибки? Давайте разберёмся. Есть у меня одна знакомая семья. Дети Саша и Маша каждый день садятся делать уроки. Однажды я сосчитала: выполняя задание по русскому языку, Маша успела 5 раз поговорить с братом, 10 раз обратиться к маме и 6 раз к папе, 1 раз попить кофе, 2 раза подойти к окну, нарисовать 5 домиков, 2 раза включить телевизор, 2 раза погладить любимую кошку Марфушу и 1 раз позвонить по телефону подруге. Время пролетело незаметно, а в работе у Маши было 15 ошибок.
Саша не успел сделать столько, сколько сестра, он старательно выполнял упражнение, но при этом не знал ни одного правила, поэтому ошибок у него было ещё больше, чем у Маши. Брат и сестра были серьёзно больны. И болезни у них были инфекционные, очень распространённые:
Не желтуха, а ошибуха,
Не ветрянка, а ошиблянка,
Не коклюш, а ошиблюш.
Не холера, а ошиблера,
Не аппендицит, а ошибинцит.
Симптомы, то есть проявления, признаки этих болезней, были приблизительно одинаковы: покраснение тетрадей, побледнение кожных покровов на диктанте, сухость во рту во время изложения, дрожание рук на сочинении и частые двойки в дневнике.
Дети мечтали о том, чтобы настал такой день, когда Указом Президента России
разрешили бы всем людям писать так, как они хотят. И вот однажды им приснился сон, что мечта их сбылась. Какой это был кошмарный сон!
“Скорая помощь” опоздала к больной бабушке, так как врач долго не мог понять, куда ему надо ехать. В аптеке не нашли нужного лекарства, так как не смогли разобрать рецепт врача. Преступник скрылся, так как следователи очень долго разбирали его приметы.. А самое страшное случилось, когда Саша поехал в деревню к бабушке. Там он много купался в реке, бегал босиком по траве, ловил рыбу, собирал ягоды. А потом отправил Маше в город письмо: “ Маша, я здесь закалился, заколись и ты”. Маша, не поняв ошибку в корне с безударной гласной, взяла и закололась…
Хорошо, что это был только сон!
Проснулись брат и сестра и твёрдо решили избавиться от своих болезней!
Помочь больному избавиться от болезней может только один человек. Это врач.
Все, кто болеет ошибухой и ошиберой, должны пройти курс лечения. Врачом буду я (учитель надевает белый халат), а вы будете моими пациентами (слово записано на доске). Будут у нас и сёстры милосердия, мои помощницы ( заранее выбраны три ученицы с хорошими знаниями по русскому языку).
В Древней Греции жил врач Гиппократ. По его мнению, врач должен не изгонять болезнь из человека, а помогать организму преодолевать её. В память о Гиппократе, который считается отцом медицины, врачи дают клятву, которая так и называется: клятва Гиппократа. Это обещание верно служить больным, никогда не отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается.
( “Сёстры милосердия” повторяют слова клятвы).
3. Учитель: Итак, вы пришли к доктору. Как войти? Что сказать? Как обратиться?
Учащиеся анализируют различные приветствия и обращения, записанные на доске:
Здравствуйте! Добрый день! Привет! Здорово!
Доктор… Тётя… Гражданочка…
Слово “здравствуйте”, сказанное тепло и искренне, поможет установить взаимопонимание. Улыбка же, тёплая и искренняя, станет символом доброты, вежливости, внимательности. С ней мы и начнём лечение. Опытный врач сначала должен определить болезнь, то есть на врачебном языке – поставить диагноз (слово записано на доске). Врач посылает больного в рентген-кабинет сделать снимок… Наш рентген – “снимок” текста…
4. Учащиеся списывают с доски текст, “медсёстры” помогают искать ошибки- “вирусы” - проверка внимательности.
Текст записан на доске:
В Кандалакшском заповеднике – сто пятьдесят островов… А если считать и безлесные мелкие луды, а также острова в море Баренцовом, то их наберётся более пятисот. Неопытный человек может в море между островов заблудиться. У значительных островов есть имена: Овечий, Еловый, Горелый, Медвежий…
5. Учитель: При осмотре больного доктор просит его раскрыть рот и сказать “а-а-а”. А мы будем говорить другие буквы…
Учитель подходит к учащимся и задаёт вопросы, при этом “нащупывая пульс”:
- назовите буквы, перед которыми на конце приставок пишется –с;
- назовите буквы, после которых у существительных пишется суффикс –чик;
- назовите буквы, перед которыми пишется Ъ;
- назовите буквы, перед которыми пишется Ь;
- назовите буквы, перед которыми в корне раст(ращ) – рос пишется А;
- назовите гласную букву, которая пишется в личных окончаниях глаголов 2 спряжения;
( проверка знания правил)
6. Итак, вы сами видите, кто-то болен серьёзно, а кто-то не очень, однако всех можно вылечить. Потому что у каждого из вас есть верные помощники: глаз, ухо, голос, рука.
( Показать рисунок и объяснить, что речь идёт о зрительной, слуховой, речедвигательной и рукодвигательной памяти.)
7. Итак, начнём лечение… Первый этап – приём таблеток. “Медсёстры” разносят “пилюли” - маленькие кружочки с номерами орфограмм (каждому ученику определяется задание на основании допущенных ранее ошибок – по материалам контрольных диктантов в четверти).
Учащиеся записывают в тетради примеры к указанным орфограммам.
8. Следующая “процедура”: инъекции( слово записано на доске), или просто уколы. “Медсёстры” раздают вырезанные из бумаги “шприцы” с заданием: вставить пропущенные буквы ( задания подобраны индивидуально на допущенные ранее ошибки).
9. “Компрессы” - следующая процедура. “Медсёстры” разносят салфетки-“компрессы”, на которых слова записаны с ошибками. Учащиеся исправляют ошибки.
10. Следующий этап – надевание “орфографических очков”( для улучшения орфографической зоркости). “Медсёстры” разносят вырезанные из бумаги очки, на которых записаны слова – по ним учащиеся должны узнать орфограмму.
“Медсёстры” вместе с “врачом” контролируют выполнение заданий.
11. Выступление заранее подготовленного “аптекаря”:
Ещё об одном надо напомнить всем больным ошиберией. Под рукой у них должно быть всегда такое средство, как Орфографический словарь. И ещё надо иметь под рукой учебник русского языка и книги для чтения.
Например, открываем книгу … Ю.Я.Яковлев, “Цветок хлеба”: целая россыпь трудных слов! Привыкнуть, приладиться, взъерошенный, аккуратно…
А вот В.К.Железников, “Путешественник с багажом”. Листаем страницы: апельсин, перрон, директор…
А ещё больные ошиберией должны обязательно соблюдать режим дня: с 16.00 до 16.30 – работа над ошибками.
12. Учитель: Лечение завершено, осталось поблагодарить врача и попрощаться с ним. Учащиеся анализируют различные слова благодарности, записанные на доске: спасибо, большое спасибо, я испытываю огромную благодарность; до свидания, до скорого свидания, прощайте, привет близким.
Итоги урока:
- Для чего нужно бороться с ошибками?
- Как надо бороться с ошибками?
- Что страшнее: неправильно написать или неправильно сказать?
- Не потеряли ли в наше время значения профессии учителя и врача? Можно ли считать эти профессии самыми гуманными?