"Урок-зачет по теме "Простое предложение"

Разделы: Русский язык


Тема: Простое предложение.

Учащиеся должны:

знать:

  • основные признаки простого предложения;
  • виды простых предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения;
  • способы выражения главных и второстепенных членов предложения;

уметь:

  • находить грамматическую основу простого предложения;
  • распознавать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию или отсутствию второстепенных членов;
  • распространять предложения;
  • находить второстепенные члены предложения;
  • разграничивать подлежащее и дополнение, употреблять дополнения и обстоятельства в речи;
  • правильно читать эмоциональные предложения, использовать их в речи.

Класс делится на три группы.

ХОД УРОКА

1. Разминка

Используя данную запись, подготовьте рассказ на тему «Какие бывают предложения». Не забудьте привести примеры.

По цели высказывания:

  • Повествовательные;
  • Вопросительные;
  • Побудительные.

По эмоциональной окраске:

  • восклицательные;
  • невосклицательные.

По числу грамматических основ:

  • простое;
  • сложное.

По наличию второстепенных членов:

  • распространенные;
  • нераспространенные.

2. Игра-превращение

Раскрасьте рисунок. Придумайте по рисунку текст, в котором должны быть только простые предложения.

3. Учитель читает предложение, учащиеся находят грамматическую основу (устно)

  • Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
  • Я увидел на стекле три капли дождя.
  • Весёлые отблески огня играли на стекле.
  • Три часа у проруби три вороны пробыли.
  • Сырой туман висел над рекой.
  • Но кто там в колодце так громко смеётся?
  • Она босиком побежит по свежей траве.
  • Ура! Мы победили!

4. Игра-кроссворд

На каждую букву данных слов напишите свои примеры слов, которые могут являться указанными членами предложения. Например, если перед вами слово СКАЗУЕМОЕ, то примеры слов окажутся скорее всего глаголами : сказать, гулять и т.д.

5. Синтаксический разбор простого предложения

  • Липким запахом пахнет полынь. (С.Есенин)
  • Светлые звезды на небе сияют. (И.Никитин)
  • В зеркало залива сонный лес глядит. (М.Исаковский)

6. Интонация играет важную роль в передаче смысловых, грамматических отношений и эмоциональной окраски речи. Учёные подсчитали, что предложение ЗДРАВСТВУЙТЕ может быть произнесено сорока разными способами.

А. Прочитайте варианты одного и того же предложения. Понаблюдайте над тем, как изменяется смысл предложения в зависимости от перемены логического ударения. К каждому предложению поставьте вопрос.

  • Ты играешь главную роль в этом спектакле.
  • Эту книгу мне подарили вчера.

Б. Прочитайте каждое предложение, голосом передавая разные чувства и эмоции.

  • Приходите.
  • Не помню.
  • Принесли.
  • Подпишите.

Радость, гнев, угроза, удивление и т.д.

7. Выразительно прочитайте каждое предложение. Обратите внимание на то, что использование в тексте слов-предложений придаёт высказываниям образность и эмоциональность. По данным образцам составьте и запишите свой пример.

  • Осень. Чаща леса. Мох сухих болот. Озеро белёсо. Бледен небосвод. (И.Бунин)
  • Весна! Справляя новоселье, она весёлый катит гром. (И.Бунин)
  • Ночь. Вокруг тишина. Ручеёк лишь журчит. (С.Есенин)
  • Утро. В роще по берёзкам алый перезвон. (С.Есенин)
  • Мороз. Снег такой яркий, что белые вьюрки кажутся на нём лазоревыми. (Н.Сладков)

8. Конкурс капитанов

Выразительно прочитайте стихотворение. Определите, сколько предложений в тексте. Какие из них состоят только из одного существительного?
Вставьте пропущенные буквы.

ПО ГРИБЫ

Пл…тёмся по грибы.
Идём (во)тьму л…сную.
Ш…ссе. Л…са. К…навы.
Д…рожные столбы
Н…лево и н…право.
С широк…го ш…ссе
Идём (во)тьму л…сную.
По щиколотку в р…се
Плутаем вра…пную.

(Б.Пастернак)

9. Проверьте себя, можете ли вы в вежливой и доброжелательной форме задавать вопрос. Какие этикетные выражения уместно использовать в следующих предложениях? Вслух произнесите каждое предложение, соблюдая правильную и вежливую интонацию.

  • … почему ты не принёс то, что обещал?
  • …когда отходит школьный автобус?
  • …сколько синонимов можете подобрать к слову МАЛЕНЬКИЙ?
  • …где лежит толковый словарь?

10. Игра-соревнование

Сочините три простых предложения. Обменяйтесь тетрадями. Посоревнуйтесь, кто из вас быстрее включит в эти предложения везде, где возможно, однородные члены.

Предложения

1.

2.

3.

Предложения с
однородными членами.

1.

2.

3.

11. Конкурс синквеистов

12. Рефлексия

Что мне особенно понравилось на уроке?

Литература:

  1. Котельникова С.А. Урок-исследование по теме «Частица». Русский язык в школе. 1993, №1.
  2. Волина В.В. Весёлая грамматика. Синтаксис и пунктуация. М.: Дрофа, 2002.
  3. Соловьёва Н.Н. Русский язык в задачах и играх. М.: Материк- Альфа, 2005.
  4. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных и контрольных работ. М.: Материк-Альфа, 2006.
  5. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс.М.:Просвещение, 2006.