Тема: Простое предложение.
Учащиеся должны:
знать:
- основные признаки простого предложения;
- виды простых предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения;
- способы выражения главных и второстепенных членов предложения;
уметь:
- находить грамматическую основу простого предложения;
- распознавать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию или отсутствию второстепенных членов;
- распространять предложения;
- находить второстепенные члены предложения;
- разграничивать подлежащее и дополнение, употреблять дополнения и обстоятельства в речи;
- правильно читать эмоциональные предложения, использовать их в речи.
Класс делится на три группы.
ХОД УРОКА
1. Разминка
Используя данную запись, подготовьте рассказ на тему «Какие бывают предложения». Не забудьте привести примеры.
По цели высказывания:
- Повествовательные;
- Вопросительные;
- Побудительные.
По эмоциональной окраске:
- восклицательные;
- невосклицательные.
По числу грамматических основ:
- простое;
- сложное.
По наличию второстепенных членов:
- распространенные;
- нераспространенные.
2. Игра-превращение
Раскрасьте рисунок. Придумайте по рисунку текст, в котором должны быть только простые предложения.
3. Учитель читает предложение, учащиеся находят грамматическую основу (устно)
- Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
- Я увидел на стекле три капли дождя.
- Весёлые отблески огня играли на стекле.
- Три часа у проруби три вороны пробыли.
- Сырой туман висел над рекой.
- Но кто там в колодце так громко смеётся?
- Она босиком побежит по свежей траве.
- Ура! Мы победили!
4. Игра-кроссворд
На каждую букву данных слов напишите свои примеры слов, которые могут являться указанными членами предложения. Например, если перед вами слово СКАЗУЕМОЕ, то примеры слов окажутся скорее всего глаголами : сказать, гулять и т.д.
5. Синтаксический разбор простого предложения
- Липким запахом пахнет полынь. (С.Есенин)
- Светлые звезды на небе сияют. (И.Никитин)
- В зеркало залива сонный лес глядит. (М.Исаковский)
6. Интонация играет важную роль в передаче смысловых, грамматических отношений и эмоциональной окраски речи. Учёные подсчитали, что предложение ЗДРАВСТВУЙТЕ может быть произнесено сорока разными способами.
А. Прочитайте варианты одного и того же предложения. Понаблюдайте над тем, как изменяется смысл предложения в зависимости от перемены логического ударения. К каждому предложению поставьте вопрос.
- Ты играешь главную роль в этом спектакле.
- Эту книгу мне подарили вчера.
Б. Прочитайте каждое предложение, голосом передавая разные чувства и эмоции.
- Приходите.
- Не помню.
- Принесли.
- Подпишите.
Радость, гнев, угроза, удивление и т.д.
7. Выразительно прочитайте каждое предложение. Обратите внимание на то, что использование в тексте слов-предложений придаёт высказываниям образность и эмоциональность. По данным образцам составьте и запишите свой пример.
- Осень. Чаща леса. Мох сухих болот. Озеро белёсо. Бледен небосвод. (И.Бунин)
- Весна! Справляя новоселье, она весёлый катит гром. (И.Бунин)
- Ночь. Вокруг тишина. Ручеёк лишь журчит. (С.Есенин)
- Утро. В роще по берёзкам алый перезвон. (С.Есенин)
- Мороз. Снег такой яркий, что белые вьюрки кажутся на нём лазоревыми. (Н.Сладков)
8. Конкурс капитанов
Выразительно прочитайте стихотворение.
Определите, сколько предложений в тексте. Какие
из них состоят только из одного
существительного?
Вставьте пропущенные буквы.
ПО ГРИБЫ
Пл…тёмся по грибы.
Идём (во)тьму л…сную.
Ш…ссе. Л…са. К…навы.
Д…рожные столбы
Н…лево и н…право.
С широк…го ш…ссе
Идём (во)тьму л…сную.
По щиколотку в р…се
Плутаем вра…пную.
(Б.Пастернак)
9. Проверьте себя, можете ли вы в вежливой и доброжелательной форме задавать вопрос. Какие этикетные выражения уместно использовать в следующих предложениях? Вслух произнесите каждое предложение, соблюдая правильную и вежливую интонацию.
- … почему ты не принёс то, что обещал?
- …когда отходит школьный автобус?
- …сколько синонимов можете подобрать к слову МАЛЕНЬКИЙ?
- …где лежит толковый словарь?
10. Игра-соревнование
Сочините три простых предложения. Обменяйтесь тетрадями. Посоревнуйтесь, кто из вас быстрее включит в эти предложения везде, где возможно, однородные члены.
Предложения 1. 2. 3. |
Предложения с однородными членами. 1. 2. 3. |
11. Конкурс синквеистов
12. Рефлексия
– Что мне особенно понравилось на уроке?
Литература:
- Котельникова С.А. Урок-исследование по теме «Частица». Русский язык в школе. 1993, №1.
- Волина В.В. Весёлая грамматика. Синтаксис и пунктуация. М.: Дрофа, 2002.
- Соловьёва Н.Н. Русский язык в задачах и играх. М.: Материк- Альфа, 2005.
- Соловьёва Н.Н. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных и контрольных работ. М.: Материк-Альфа, 2006.
- Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс.М.:Просвещение, 2006.