ЦЕЛЬ: ознакомление с местоимениями 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развитие умения определять лицо и число местоимений, заменять имена существительные местоимениями, использовать местоимения 1, 2, 3 лица в различных видах упраженений.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: коррекция внимания на основе упражнения-игры в слова.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: социализация учащихся на основе формирования навыка официального обращения на письме; а также знакомство с правилами оплаты коммунальных услуг.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: конституция, 1, 2, 3 лицо местоимения, “ты”, “вы”, “Вы”, официальное обращение, квартплата.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: экземпляр конституции РФ, отпечатанные крупным шрифтом карточки личных местоимений, карточки “ты”, “вы”, “Вы”, увеличенный образец приглашения, стенд “Лицо и число местоимения”.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ХОД УРОКА:
ЭТАП ЗАНЯТИЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. | Беседа о числе, месяце, годе, о наступающем Новом годе, о веке, в котором мы живем, о погоде за окном, о температуре, при которой объявляются актированные дни; об отсутствующих. | Дежурный отвечает на первые вопросы,
далее присоединяются ребята.
|
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. | - Какую тему мы проходили на прошлом
уроке? - Сегодня на уроке мы будем учиться
определять лицо и число местоимений, а также
правильно употреблять местоимения в устной и
письменной речи. - Запишем сегодняшнее число и тему урока. |
Ребята отвечают на вопросы учителя. Запись даты и темы урока. |
АКТИВИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ. | А сейчас посмотрите на слово,
записанное на левой доске. КОНСТИТУЦИЯ Из букв этого слова образуйте новые слова. - Слова ОН, ОНА, Я - какая это часть речи? |
Ребята образуют новые слова (ОН, ОНИ, Я,
КИТ СОН, и т.д.). Отвечают на вопросы по темам “Местоимение как часть речи”, “Число местоимения”. |
СЛОВАРНАЯ РАБОТА. | - Слово КОНСТИТУЦИЯ – словарное слово.
Поработаем над ним. - КОНСТИТУЦИЯ – основной закон государства. В каждом государстве есть своя конституция, в которой оговаривается внутреннее устройство государства, права и обязанности ее граждан. (Показать экземпляр ).Вы пока еще являетесь юными гражданами нашей страны, и о вас сказано в конституции, что вы имеете свои права и обязанности. Право на образование, право на здравоохранение и т.д. - А какие вы имеете обязанности?. - Поставьте ударение ,.. разделите на слоги,.. разделите для переноса, ..определить количество гласных и согласных в слове. –Подчеркните буквы, которые нужно запомнить. Составление двух предложений со словом КОНСТИТУЦИЯ. Грамматическая основа записана на доске, необходимо дополнить эти предложения. КОСТИТУЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ… КОНСТИТУЦИЯ ГАРАНТИРУЕТ... --Ребята, скажите что нужно сделать , чтобы слово КОСТИТУЦИЯ не повторялось дважды подряд в соседних предложениях? -Поэтому при написании писем, сочинений, заявлений учитывайте это правило. Одно и то же существительное не должно повторяться часто в предложениях. -Итак, какая часть речи заменяет имя существительное. -Что называет имя существительное? -А для чего служит в речи местоимение? |
Работа над понятием “конституция”. Отвечают на вопросы учителя: - Учиться, соблюдать правила жизни, предписанные в обществе. Ребята записывают слово в тетрадь. Далее грамматическая и орфографическая работа над словом (ударение, деление на слоги, деление для переноса, работа над буквами, которые необходимо запомнить, определение гласных и согласных в слове). Ребята дополняют предложение:
…основным законом нашего государства. …право на образование.
-Заменить это существительное местоимением ОНА.
-Предмет. -Указывает на предмет. |
ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ ПРОШЛОГО УРОКА.
|
-Что такое местоимение? -Какую роль выполняет местоимение в речи? _(На доске написана подсказка к определению. Вначале прорабатываем правило, а затем вставляем в заготовку на доске необходимые ответы. МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО …, КОТОРАЯ САМА ПРЕДМЕТ НЕ НАЗЫВАЕТ, А ТОЛЬКО … НА НЕГО. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ВСЕГДА УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ВМЕСТО …
--Посмотрим на доску и прочтем поговорки: ЗА ВСЕ БЕРЕТСЯ, ДА НЕ ВСЕ УДАЕТСЯ. ПОЖИВЕМ – УВИДИМ. ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СЕБЕ ДОБРА, НИКОМУ НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА. - Посмотрите, есть ли в этих поговорках местоимения? -Но они здесь подразумеваются. - Какое местоимение подразумевается в 1-й поговорке? - Во 2-й? - В 3-й? - На кого указывают эти местоимения? - К кому относятся слова в поговорках? - В поговорках заключена народная мудрость, помогающая людям оценить себя, и исправить свои недостатки. Часто в поговорке можно найти хорошие умные советы. - Среди этих поговорок найдите поговорку-совет. - Как вы понимаете эту поговорку? Задание: Последнюю поговорку списать и рядом в скобках указать слово- местоимение, которое здесь подразумевается. Аналогично ребята подбирают местоимения к оставшимся поговоркам. -Назовите остальные три местоимения, которые не понадобились нам в работе над поговорками. |
Работа над правилом.
Учащиеся дополняют правило. Местоимение – это часть речи, которая сама предмет не называет, а только указывает на него. Личные местоимения всегда употребляются вместо существительных.
-Нет.
-ОН, ОНА, ОНО. -МЫ -ТЫ
- Ко всем людям, которые их читают.
Ребята ищут поговорку-совет: ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СЕБЕ ДОБРА, НИКОМУ НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА. -ТЫ. -ОН, ОНА, ОНО; МЫ. - Я, ВЫ, ОНИ. |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. | - Все эти 8 слов можно разделить на три
группы; у местоимений они называются три лица.
Посмотрите на стенды в классе и найдите тот,
который понадобится нам при изучении темы “Лицо
и число местоимения”. - В первой строке таблицы местоимения 1-го лица, прочтите их. - Во 2-ой строке... - В 3–ей строке... Затем чтение по столбикам и определение числа местоимений. |
Ребята обращают внимание на заголовки
стендов в классе. Работа со стендом. Я, МЫ. ТЫ, ВЫ. ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. | Зарядка под быструю ритмичную музыку и
речитатив : Я, МЫ; ТЫ, ВЫ; ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. Упражнения для снятия нагрузки с мышц шеи, плечевого, тазобедренного пояса; для снятия усталости с кистей рук. А также комплекс упражнений для глаз. |
Ребята выполняют упражнения. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. | - Назовите местоимение 1-го лица,
единственного числа. - Назовите местоимение 1-го лица множественного числа и т.д. - Вернемся к поговоркам и попробуем определить лицо и число местоимений. Диалог с учащимися с целью закрепить употребление в речи местоимений 1-го лица: - Ответь, используя местоимения: - С кем ты дружишь? - Какое местоимение ты использовал в этом предложении? - Определи лицо и число, пользуясь таблицей, и вставь карточку-местоимение в нужную колонку на доске. - С какого класса вы дружите? - Определи лицо и число местоимения. Прикрепи нужную карточку-местоимение в соответствующую колонку. - Спроси у Даши, как она к тебе относится.
- Спроси у ребят, они выполнили домашнее задание по чтению? - Ответь, где учатся твои друзья, используя местоимение. - Саша, как ты спросишь меня о моем самочувствии? - Какое местоимение ты употребил для этого? - А почему ты ко мне обратился на “ ВЫ”, а к Саше на “ТЫ”? - Правильно, по отношению ко взрослым или незнакомым людям действует правило официальных обращений. - Сегодня подробнее остановимся на местоимениях “ты”, “вы”, “Вы”. -Ребята, как вы обращаетесь ко взрослым людям, если они не являются вашими родственниками? - К своим сверстникам? - А если сверстников двое или больше? - А на письме официальное обращение к взрослым людям обозначается большой буквой “В” в местоимении “Вы”. - Разберем отпечатанное приглашение на стенде. П Р И Г Л А Ш Е Н И Е Уважаемая Анна Ивановна, Вы приглашаетесь на родительский семинар, который состоится 11 декабря, в 12 часов в помещении актового зала. 8.12.04г Директор С(К)ОШ Белоцерковец А.И. Психолог Литвинюк М.М. - Назовите местоимение в этом тексте приглашения. - Обратите внимание как оно написано. - При написании деловых писем: заявлений, доверенностей, расписок, а также в других случаях необходимо помнить об официальном обращении к взрослым людям, не являющимся вам родственниками. |
Учащиеся, опираясь на стенд, называют
местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Учащиеся определяют лицо и число местоимений, которые подразумевались в поговорках.
Я дружу с ... . -Я.
1л. мн.ч.
Учащиеся, выходя к доске, выполняют работу, аналогичную предыдущей по распределению местоимений. - Ребята, вы выполнили домашнее задание по чтению? - Они учатся в МУКе. - Как Вы себя чувствуете? - ВЫ. - Потому, что так обращаются к взрослым людям.
- На “ты”. - На “вы”.
Ребята читают приглашение на стенде.
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. | На доске несколько предложений, в
которые нужно вставить необходимые по смыслу
слова. (Кравцовой Н. и Черникову Д. индивидуальные карточки с заданиями: списать текст и определить лицо местоимения, Наде только подчеркнуть местоимения). - Друзья, ... завтра куда ... ? - Братишка, почему ... не ...? - Девочки, ...отлично ... ! - Уважаемый Иванов П.И., Вы должны внести квартплату за ноябрь не позже ... .
|
- Братишка, почему ты не спишь? - Девочки, вы отлично выступили!
Иванов П.И., Вы должны внести квартплату за ноябрь не позже... . Ответ : -До 10 числа. |
ИТОГ УРОКА. | - Какая тема была сегодня на уроке? - Как называются три группы местоимений? Повторение местоимений по лицам. |
Учащиеся отвечают на основные вопросы по теме. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. | Выучить классификацию местоимений по лицам и числам. | Запись задания в дневник. |
ОЦЕНКИ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ ОТВЕТОВ. |