Пример работы по социализации учащихся 7-го класса коррекционной школы VIII вида на уроке русского языка (письма)

Разделы: Русский язык


ЦЕЛЬ: ознакомление с местоимениями 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развитие умения определять лицо и число местоимений, заменять имена существительные местоимениями, использовать местоимения 1, 2, 3 лица в различных видах упраженений.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: коррекция внимания на основе упражнения-игры в слова.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: социализация учащихся на основе формирования навыка официального обращения на письме; а также знакомство с правилами оплаты коммунальных услуг.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: конституция, 1, 2, 3 лицо местоимения, “ты”, “вы”, “Вы”, официальное обращение, квартплата.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: экземпляр конституции РФ, отпечатанные крупным шрифтом карточки личных местоимений, карточки “ты”, “вы”, “Вы”, увеличенный образец приглашения, стенд “Лицо и число местоимения”.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ХОД УРОКА:

ЭТАП ЗАНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Беседа о числе, месяце, годе, о наступающем Новом годе, о веке, в котором мы живем, о погоде за окном, о температуре, при которой объявляются актированные дни; об отсутствующих. Дежурный отвечает на первые вопросы, далее присоединяются ребята.

 

 

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. - Какую тему мы проходили на прошлом уроке? - Сегодня на уроке мы будем учиться определять лицо и число местоимений, а также правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи.

- Запишем сегодняшнее число и тему урока.

Ребята отвечают на вопросы учителя.

Запись даты и темы урока.

АКТИВИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ. А сейчас посмотрите на слово, записанное на левой доске.

КОНСТИТУЦИЯ

Из букв этого слова образуйте новые слова.

- Слова ОН, ОНА, Я - какая это часть речи?
- Сколько всего личных местоимений в русском языке?
- Назовите их
- Назовите местоимения только в единственном числе. – Только во множественном.

Ребята образуют новые слова (ОН, ОНИ, Я, КИТ СОН, и т.д.).

Отвечают на вопросы по темам “Местоимение как часть речи”, “Число местоимения”.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. - Слово КОНСТИТУЦИЯ – словарное слово. Поработаем над ним.

- КОНСТИТУЦИЯ – основной закон государства. В каждом государстве есть своя конституция, в которой оговаривается внутреннее устройство государства, права и обязанности ее граждан. (Показать экземпляр ).Вы пока еще являетесь юными гражданами нашей страны, и о вас сказано в конституции, что вы имеете свои права и обязанности. Право на образование, право на здравоохранение и т.д.

- А какие вы имеете обязанности?.
- Запишите словарное слово и его значение в тетрадь.

- Поставьте ударение ,.. разделите на слоги,.. разделите для переноса, ..определить количество гласных и согласных в слове. –Подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

Составление двух предложений со словом КОНСТИТУЦИЯ. Грамматическая основа записана на доске, необходимо дополнить эти предложения.

КОСТИТУЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ…

КОНСТИТУЦИЯ ГАРАНТИРУЕТ...

--Ребята, скажите что нужно сделать , чтобы слово КОСТИТУЦИЯ не повторялось дважды подряд в соседних предложениях?

-Поэтому при написании писем, сочинений, заявлений учитывайте это правило. Одно и то же существительное не должно повторяться часто в предложениях.

-Итак, какая часть речи заменяет имя существительное.

-Что называет имя существительное?

-А для чего служит в речи местоимение?

Работа над понятием “конституция”.

Отвечают на вопросы учителя:

- Учиться, соблюдать правила жизни, предписанные в обществе.

Ребята записывают слово в тетрадь. Далее грамматическая и орфографическая работа над словом (ударение, деление на слоги, деление для переноса, работа над буквами, которые необходимо запомнить, определение гласных и согласных в слове).

Ребята дополняют предложение:

 

…основным законом нашего государства.

…право на образование.

 

 

-Заменить это существительное местоимением ОНА.


-Местоимение.

-Предмет.

-Указывает на предмет.

ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ ПРОШЛОГО УРОКА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

-Что такое местоимение?

-Какую роль выполняет местоимение в речи? _(На доске написана подсказка к определению. Вначале прорабатываем правило, а затем вставляем в заготовку на доске необходимые ответы.

МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО …, КОТОРАЯ САМА ПРЕДМЕТ НЕ НАЗЫВАЕТ, А ТОЛЬКО … НА НЕГО. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ВСЕГДА УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ВМЕСТО …

 

 

--Посмотрим на доску и прочтем поговорки:

ЗА ВСЕ БЕРЕТСЯ, ДА НЕ ВСЕ УДАЕТСЯ.

ПОЖИВЕМ – УВИДИМ.

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СЕБЕ ДОБРА, НИКОМУ НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА.

- Посмотрите, есть ли в этих поговорках местоимения?

-Но они здесь подразумеваются.

- Какое местоимение подразумевается в 1-й поговорке?

- Во 2-й?

- В 3-й?

- На кого указывают эти местоимения?

- К кому относятся слова в поговорках?

- В поговорках заключена народная мудрость, помогающая людям оценить себя, и исправить свои недостатки. Часто в поговорке можно найти хорошие умные советы.

- Среди этих поговорок найдите поговорку-совет.

- Как вы понимаете эту поговорку?

Задание: Последнюю поговорку списать и рядом в скобках указать слово- местоимение, которое здесь подразумевается.

Аналогично ребята подбирают местоимения к оставшимся поговоркам.

-Назовите остальные три местоимения, которые не понадобились нам в работе над поговорками.

Работа над правилом.

 

 

Учащиеся дополняют правило.

Местоимение – это часть речи, которая сама предмет не называет, а только указывает на него.

Личные местоимения всегда употребляются вместо существительных.

 

 

 

 

-Нет.

 

-ОН, ОНА, ОНО.

-МЫ

-ТЫ

 

- Ко всем людям, которые их читают.

 

 

Ребята ищут поговорку-совет:

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СЕБЕ ДОБРА, НИКОМУ НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА.

-ТЫ.

-ОН, ОНА, ОНО; МЫ.

- Я, ВЫ, ОНИ.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. - Все эти 8 слов можно разделить на три группы; у местоимений они называются три лица. Посмотрите на стенды в классе и найдите тот, который понадобится нам при изучении темы “Лицо и число местоимения”.

- В первой строке таблицы местоимения 1-го лица, прочтите их.

- Во 2-ой строке...

- В 3–ей строке...

Затем чтение по столбикам и определение числа местоимений.

Ребята обращают внимание на заголовки стендов в классе.

Работа со стендом.

Я, МЫ.

ТЫ, ВЫ.

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Зарядка под быструю ритмичную музыку и речитатив : Я, МЫ; ТЫ, ВЫ; ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

Упражнения для снятия нагрузки с мышц шеи, плечевого, тазобедренного пояса; для снятия усталости с кистей рук.

А также комплекс упражнений для глаз.

Ребята выполняют упражнения.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. - Назовите местоимение 1-го лица, единственного числа.

- Назовите местоимение 1-го лица множественного числа и т.д.

- Вернемся к поговоркам и попробуем определить лицо и число местоимений.

Диалог с учащимися с целью закрепить употребление в речи местоимений 1-го лица:

- Ответь, используя местоимения:

- С кем ты дружишь?

- Какое местоимение ты использовал в этом предложении?

- Определи лицо и число, пользуясь таблицей, и вставь карточку-местоимение в нужную колонку на доске.

- С какого класса вы дружите?

- Определи лицо и число местоимения. Прикрепи нужную карточку-местоимение в соответствующую колонку.

- Спроси у Даши, как она к тебе относится.

 

 

- Спроси у ребят, они выполнили домашнее задание по чтению?

- Ответь, где учатся твои друзья, используя местоимение.

- Саша, как ты спросишь меня о моем самочувствии?

- Какое местоимение ты употребил для этого?

- А почему ты ко мне обратился на “ ВЫ”, а к Саше на “ТЫ”?

- Правильно, по отношению ко взрослым или незнакомым людям действует правило официальных обращений.

- Сегодня подробнее остановимся на местоимениях “ты”, “вы”, “Вы”.

-Ребята, как вы обращаетесь ко взрослым людям, если они не являются вашими родственниками?

- К своим сверстникам?

- А если сверстников двое или больше?

- А на письме официальное обращение к взрослым людям обозначается большой буквой “В” в местоимении “Вы”.

- Разберем отпечатанное приглашение на стенде.

П Р И Г Л А Ш Е Н И Е

Уважаемая Анна Ивановна, Вы приглашаетесь на родительский семинар, который состоится 11 декабря, в 12 часов в помещении актового зала.

8.12.04г

Директор С(К)ОШ

Белоцерковец А.И.

Психолог Литвинюк М.М.

- Назовите местоимение в этом тексте приглашения.

- Обратите внимание как оно написано.

- При написании деловых писем: заявлений, доверенностей, расписок, а также в других случаях необходимо помнить об официальном обращении к взрослым людям, не являющимся вам родственниками.

Учащиеся, опираясь на стенд, называют местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Учащиеся определяют лицо и число местоимений, которые подразумевались в поговорках.

 

 

Я дружу с ... .

-Я.


1 л. ед.ч.


- Мы дружим с ... класса.

1л. мн.ч.


- Даша, как ты ко мне относишься?

Учащиеся, выходя к доске, выполняют работу, аналогичную предыдущей по распределению местоимений.

- Ребята, вы выполнили домашнее задание по чтению?

- Они учатся в МУКе.

- Как Вы себя чувствуете?

- ВЫ.

- Потому, что так обращаются к взрослым людям.

 

 


-На “Вы”.

- На “ты”.

- На “вы”.

 

 

 

 

Ребята читают приглашение на стенде.

 

 

 

 

 


-Вы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. На доске несколько предложений, в которые нужно вставить необходимые по смыслу слова.

(Кравцовой Н. и Черникову Д. индивидуальные карточки с заданиями: списать текст и определить лицо местоимения, Наде только подчеркнуть местоимения).

- Друзья, ... завтра куда ... ?

- Братишка, почему ... не ...?

- Девочки, ...отлично ... !

- Уважаемый Иванов П.И., Вы должны внести квартплату за ноябрь не позже ... .

 


- Кто знает, до какого числа следующего месяца нужно вносить квартплату?

 

 


- Друзья, вы завтра куда едете?

- Братишка, почему ты не спишь?

- Девочки, вы отлично выступили!


- Уважаемый

Иванов П.И., Вы должны внести квартплату за ноябрь не позже... .

Ответ : -До 10 числа.

ИТОГ УРОКА. - Какая тема была сегодня на уроке?

- Как называются три группы местоимений?

Повторение местоимений по лицам.

Учащиеся отвечают на основные вопросы по теме.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выучить классификацию местоимений по лицам и числам. Запись задания в дневник.
ОЦЕНКИ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ ОТВЕТОВ.