Урок русского языка в 7-м классе. Обобщающее повторение по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • систематизация знаний о причастии;
  • активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии;
  • формирование умений находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.
  •  

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему, развитие культуры речи при монологическом ответе.

Оборудование урока:

Эпиграф к уроку, ребус, заголовки газет, макеты домов, иллюстрации животного мира, раздаточный материал – грамматическое лото: карточки со знаками препинания при причастном обороте и фишки с цифрами от 1 до 5, ТСО – магнитофон и аудиокассеты с записью песен: “Профессионал”, “Город, которого нет”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

(На фоне мелодии “Профессионал” учитель читает наизусть стихотворение Вс.Солоухина “Здравствуйте”)

- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше
ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?

Вс. Солоухин

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Я рада всех вас приветствовать в нашей телевизионной студии на канале 7-а класса. Мне хотелось бы познакомить вас с программой передач на сегодня:

  1. Новости.
  2. Пресс-экспресс (знакомство с прессой на сегодняшний день).
  3. Непутевые заметки с Ириной Николаевной.
  4. Итоги.

Уважаемые телезрители! Настройтесь, пожалуйста, на просмотр передач, откройте блокноты-тетради и помечайте поступившую информацию.

 

НОВОСТИ

- Сегодня ноябрь – 14.

(Запись учащимися даты урока в тетради)

По народному календарю – праздник “Кузьма-Демьян Зимний”. Кузьминки – первый зимний праздник, начало зимы.

“Кузьма и Демьян” – проводы осени, встреча зимы, первые морозы.

“Зимние Кузьмы-Демьяны придут в студеный да листогнойный ноябрь, на честную Русь зиму приведут”.

- А главной темой нашего эфира будет…Кстати, может быть, вы, уважаемые телезрители, ее определите? На наш канал пришел зашифрованный факс. Если вы сможете раскодировать информацию, то узнаете тему телевещания.

Вниманию учащихся предлагается ребус:  ZПVРIИNЧWАQСIТUИJЕG

Вам необходимо из данного буквосочетания выбрать лишь буквы русского алфавита, сложив которые, вы получите тему телеэфира.

Тема: “ПРИЧАСТИЕ”

(Учащиеся записывают тему урока)

Историческая справка: Окунемся в XIX век, В.И. Даль говорил о причастии:

(Внимание учащихся обращается к эпиграфу, который записан на доске)

Эпиграф: Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.И. Даль

- Как понять смысл этого высказывания? Студия у нас открытая, и вы можете высказывать свое мнение.

Далее учитель зачитывает современное представление о причастии:

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

П. Чесноков

- Спасибо за внимание, новости подошли к концу.

(Ребята переключают канал по команде “Топ-хлоп”)

2. Опрос.

ПРЕСС-ЭКСПРЕСС
(Знакомство с прессой на сегодняшний день).

На доске расположены макеты газет, на обратной стороне которых находится надпись “МОЛОДЦЫ”.

Опрос проводится в форме “Пресс-экспресса”. Трое ребят, корреспонденты газет, выступают в роли дикторов, которые освещают “информацию” по теме “Причастие”.

1) Корреспондент газеты “Наша жизнь” –

Какая часть речи называется “Причастие”? (Дать определение).

2) Корреспондент газеты “Аргументы и факты” –

Действительные причастия (дать определение).

Суффиксы действительных причастий в настоящем и прошедшем времени.

3) Корреспондент газеты “Транссиб” –

Страдательные причастия (дать определение).

Суффиксы страдательных причастий в настоящем и прошедшем времени.

“Зрителям” (остальным ребятам) дается установка: следить за ответом товарища, дополнять, исправлять, приводить примеры (слова, словосочетания, предложения) по данной теме.

После выступления “дикторов” и комментария “зрителей” на доске появляется надпись “МОЛОДЦЫ”.

3. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

РЕКЛАМА

1. “Четвёртое лишнее”. Необходимо из предложенных учителем слов найти “Четвертое лишнее” и записать начальную букву этого слова. В результате получается слово “ФИНТ” – название батончика. Это именно то, что выбирает новое поколение.

Задание:

  • летящий, белеющий, фантастический, раскрытый.
  • искрящийся, голубенький, синеватый, зеленый.
  • наступившая, построенный, засеянный, зажаренный.
  • талантливый, дремлющий, обидевшийся, слышащий.

НЕПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

(На фоне песни И. Корнелюка “Город, которого нет” учитель открывает передачу)

Учитель: На канале “Непутевые заметки”, и я, ваш покорный слуга, ведущий этой программы. Мы отправляемся в путешествие, и как вы уже догадались, в город, которого нет. Но нет его в реальной жизни, на географической карте, зато в стране “Русский язык” он существует. Это город Причастие. Мы пройдемся по его улицам, познакомимся с достопримечательностями, обменяемся впечатлениями и сделаем заметки по ходу продвижения у себя в путевых блокнотах.

АРХИТЕКТУРА

А) Работа производится в группах (ряд – группа). Школьникам выдаются макеты домов и 11 табличек с опорными положениями по теме “Причастие”. Каждой группе необходимо отобрать и прикрепить на макет дома только те положения, которые касаются определенного правила. Таким образом, в домах появятся окна.

Далее представитель от группы знакомит учеников с особенностями архитектуры данного строения (воспроизведение правила).

Таблички с надписями (каждой группе):

1 группа – НН – в суффиксах причастий.

2 группа – Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

3 группа – Н – в суффиксах причастий.

ПИСЬМО *КОММЕНТИРОВАННОЕ

Б) После повторения семиклассники выполняют письменно задание с объяснением орфограмм, для того чтобы “утеплить окна”, т. к. сегодня первый день зимы.

Комментированное письмо:

1) трава /не/ скошена,

2) еще /не/ окрепший после болезни,

3) асфальтирова…ая дорога,

4) жаре…ые в сметане,

5) /не/ сея…ые травы,

6) вяза…ые варежки,

7) /не/ заплете…ая, а распуще…ая коса.

ПОГОДА

В) После выполнения задания учащимся предлагается определить “погоду” в городе – работа по ключу:

Задание к 1 ключу

1) Вареная морковь, решенная задача, квашеная капуста.

2) Путаный ответ, брошенная лодка, крашеные стены.

3) Собранный урожай, прочитанная книга, скошенные травы.

4) Некошеный луг, оборудованный кабинет, вещь спрятана.

5) Раненый боец, сломанный бурей, жеваный лист.

Задание ко 2 ключу

1) Незамеченная ошибка, непролазная чаща, незабываемый подвиг.

2) Неслыханная тишина, не проверяемые ударением, работа не закончена.

3) Нескошенные луга, непроходимые дебри, незасеянное поле.

4) Еще не обжитый край, не решенная, а только начатая задача, неотправленное письмо.

5) Некрашеный забор, невыносимая духота, невспаханная земля.

После выполнения задания учащимся необходимо соединить все плюсы. Далее проверяются полученные результаты. Ответ:  + 5.

ЖИВОТНЫЕ

(На доске иллюстрации 2-х змей – -ащ-ущ- и -вш-, -ш- и макет террариума, который они охраняют)

Учитель: Сейчас, ребята, я вас познакомлю с животным миром данного города. Он заполнен земноводными, и это связано со спецификой данной части речи (шипящие в суффиксах – шипение).

Перед вами 2 змеи, они на свободе и охраняют вход в террариум, в котором находятся шипящие и буквы О и Ё после них. Но эти звери не свободны, т.к. это разные части речи.

Но чтобы попасть в террариум, нужно миновать двух стражей. Из курса биологии вы знаете, что змеи не слышат, но видят, поэтому мы им просигнализируем.

А) Прием “Светофор”

(Учащиеся приготовили 2 карточки – красную и зеленую)

- АЩ - УЩ

- ЯЩ - ЮЩ

зеленая красная

(Проверяется знание учащихся по написанию гласных в суффиксах причастий)

Задание:

1) пишущий человек,

2) сеющий дождик,

3) пенящийся поток,

4) вертящийся шар,

5) колющий предмет.

Б) Террариум

Миновав стражей, учащиеся оказываются в террариуме, где их вниманию предлагается словарный диктант с продолжением.

Учитель диктует слова, учащиеся объясняют правописание данного слова и рядом с ним приводят собственный пример.

Задание:

1) посвященный;

2) плюшевый;

3) шорох;

4) крючок;

5) свинцовый;

6) шепот;

7) лучом.

ТРАНСПОРТ

На данном этапе используется прием “Грамматическое лото”. Семиклассникам раздаются “автострады” (карточки со схемами знаков препинания при причастном обороте и фишки с цифрами от 1 до 5). Учитель читает предложения, а учащиеся закрывают фишкой с цифрой соответствующую схему. Предложений больше, чем схем на карточке.

Используются следующие предложения:

1. Раненный в плечо, комиссар не покинул поле боя.

2. Мы вошли в лес, освещенный осенним солнцем.

3. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.

4. Расчищенная дорожка вела к морю.

5. Дорожка, выбегающая к пруду из густой зелени парка, кончается мостиком.

После выполнения задания учащиеся называют получившееся на карточке число и сравнивают его с правильным ответом, который дается учителем. (Ответ: 2513, “лишнее” – 4)

Карточка:

4. Итоги урока:

ИТОГИ

Учитель: Наш телеэфир подходит к концу, и я вам предлагаю написать “непутевую заметку” – синквейн. Отклик на сегодняшний урок.

Подведение итогов урока, оценивание учащихся.

5. Домашнее задание.

Составить диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме “Причастие”.